НА ПРИНЦИПАХ ДРУЖБЫ
Иностранное отлично соседствует с отечественным
Разговор в основном ведётся на языке жестов: Теодор Ленонис не знает русского, работники молокозавода – греческого. Технолог всего несколько месяцев назад прибыл в Лысковский округ. Его пригласили на вновь открывшееся предприятие, чтобы готовить по всем правилам сыр фета. У продукта исконно греческие корни, его даже описывал Гомер в своей поэме «Одиссея», было это в VIII веке до нашей эры. – Почему пригласили специалиста из-за границы? – Максим Харитонов, руководитель предприятия тут же даёт ответ на заданный вопрос. – Потому что в России не умеют готовить фету так, как это делают греки.
Возрождают породу
Ещё несколько лет назад в тех местах господствовал упадок. Но потом будто в сказочном Берендеевом царстве произошли грандиозные перемены. Те земли приметил Юрий Илиади. Москвич греческого происхождения давно вынашивал мечту по организации сыроваренного производства. Для осуществления замысла рассматривал разные варианты, а остановился на Лысковском округе, на землях хозяйства АО «Берендеевское». Чтобы мечта стала реальностью, пришлось вложить немало сил и средств. В «Дружбе», так называется развивающееся сельхозпредприятие, начали с реконструкции животноводческих дворов. Когда-то в них жили коровы, но после капитального ремонта помещения заселили козами и овцами разных пород – как иностранных, так и отечественных. Живут они душа в душу – в полном соответствии с понятием «дружба». – Мурсиано гранадина прибыли из Испании, – рассказывает Александр Лазуткин, исполняющий обязанности начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Лысковского округа. – Это козы молочного направления, продуктивные. Зааненская порода в нашей стране хорошо известна, хотя вывели её в Швейцарии. Животные дают молоко с высоким содержанием жиров и белка, что особенно ценно при его переработке. На козьей ферме только-только завершился монтаж доильного оборудования. Прежде молоко от её обитателей получали с помощью мобильного аппарата, а теперь их приглашают в зал. Не все животные восприняли перемены на ура, но постепенно привыкают. – Доильное оборудование греческое, – продолжает разговор Александр Евгеньевич. – Молоко по трубопроводу поступает в приёмник, а потом на переработку. Козий двор отделан деревом, еловые доски на стенах появились не для красоты, а ради комфорта – животные в таких условиях чувствуют себя гораздо уютнее. Те же материалы использовали и для обустройства интерьера овечьей фермы. Её обитатели отличаются большим видовым разнообразием. Основу отары составляют молочные овцы-французы – лакон. – Сельхозпредприятие взяло на себя важную миссию по возрождению горьковской породы овец, – обращает внимание Александр Лазуткин. – Её вывели в нашей области, она считалась практически утерянной. Животные сохранились лишь в частных хозяйствах. В «Дружбе» собрали 50 голов. Их разводят, и теперь на здешней ферме обитает сотня горьковчанок. Работа по возрождению породы ведётся серьезная. Понадобилось завезти из Англии четырёх племенных баранов гемпшир. Эта порода является прародителем горьковской. А вся программа возрождения ведётся в содружестве с Нижегородским государственным агротехнологическим университетом. Овец недавно постригли. Специалистов приглашали из Узбекистана. Операцию они проводят вручную. Большую стрижку в «Дружбе» устраивают раз в год. Получают шерсть, которая могла бы приносить неплохой доход – натуральный материал, хорошо пропускает воздух, отличается длительным сроком службы. Но пока найти рынки сбыта удаётся с трудом.
Поймали окошки
В меню у животных в основном сено и комбикорм. Последнее блюдо делают из зерна. Его в «Дружбе» не выращивают, покупают. Посчитали, так выходит дешевле. А вот сено запасают со своих полей. В распоряжении сельхозпредприятия 3 тысячи гектаров. Их засеяли люцерной импортных сортов. – Они хороши тем, что в сезон можно снять три-четыре укоса трав, – вводит в курс дела главный агроном хозяйства Павел Юлов. – У люцерны стебель тонкий, а листьев много. Всё это положительно влияет на качество сена. Погода нынче не очень-то благоприятствовала заготовке кормов. Сенокос начали с отставанием от прошлогоднего графика, а потом приходилось ловить погожие окошки в череде дождливых дней. – Травы перерастают, – сетует Павел Валерьевич. – С первого укоса заготовили 30 тонн качественного сена. Люцерна вообще-то сохнет быстро, это ещё одно её преимущество, да мы стараемся ускорить процесс, пускаем по полю ворошилку. Кормозаготовительная техника в «Дружбе» своя. В основном импортная, в нынешних условиях при её ремонте возникают определённые трудности, в основном связанные с поставкой запчастей. Чтобы пришли они вовремя, заказ необходимо делать чуть ли не зимой. Лето для Павла Юлова, как и для всякого агронома, пора горячая. Хоть и невелики площади, возделываемые в хозяйстве, а все работы держит под контролем. Угодья регулярно объезжает на двухколёсном коне — так получается быстрее. – В полевых работах задействуем шесть механизаторов, – продолжает разговор специалист. – Ребята справляются.
Основа линейки
В «Дружбе» пока делают лишь белые рассольные сыры, по технологии фета, но разных видов. Для приготовления используют молоко козье, овечье, оно поступает со своих ферм, и коровье – его покупают. Пока за смену перерабатывают 3 тонны, через пару месяцев планируют выйти на показатель в 6 тонн. А вообще, мощности молочного завода рассчитаны на 10 тонн. – Предприятие небольшое, – Максим Харитонов проводит экскурсию. – Здесь работает 10 человек. Все местные. – Слежу за чистотой в цехе, – говорит Анастасия Антипова. – Помогаю технологу. На предприятие устроилась год назад. Я из Берендеевки, уезжала в Нижний Новгород. Но городская жизнь пришлась не по вкусу. Вернулась на родину, взяли на новый завод. Работать здесь очень нравится. Первые месяцы предприятие действовало в тестовом режиме. Оборудование проходило обкатку. Оно как иностранное, так и отечественное – в молочном цехе установлена греческая линия, а на упаковке задействована российская. – За процессом тестирования оборудования наблюдали инженеры, – рассказывает Максим Владимирович. – Если были технические сбои, специалисты их тут же устраняли. Главное действующее лицо на предприятии – Теодор Ленонис. Именно он отвечает за процесс сыроварения. Остальные сотрудники заняты на приёмке молока – его качество проверяют в специально оборудованной лаборатории, на фасовочной линии. Местную продукцию, как и положено, заносят в информационную систему «Честный знак». На завод приезжал специалист, чтобы настроить соответствующую программу. – Закваски, ферменты, соль, необходимые для приготовления сыра, покупаем в Нижнем Новгороде, – рассказывает руководитель предприятия. – На производство килограмма феты уходит 4,5 литра овечьего и козьего молока. Если варим продукт из коровьего, его требуется в два раза больше. Вызревает сыр в течение пары месяцев. Фета так и останется основой в товарной линейке завода. Ассортимент в будущем планируют дополнить греческим йогуртом и мороженым. Но пока предстоит наладить процесс сбыта сыра. Поставляют его в Москву и Нижний Новгород. С ростом объемов производства, возможно, придется осваивать новые рынки. С запуском перерабатывающего производства сбылась мечта Юрия Илиади, он организовал производство исконно греческого сыра. Кстати, благодаря «Дружбе» удалось осуществить и ещё одно желание Юрия Харлампиевича. Рядом с заводом разбили фруктовый сад. Казалось бы, цель достигнута, можно остановиться. Но нет. В хозяйстве строят планы на ближайшее будущее. – В перспективе создание ещё одной фермы на 6 тысяч голов, – говорит Максим Харитонов. – Заселим её козами и овцами, чтобы полностью закрыть потребности в молоке этих животных. А коровье, как и прежде, будем покупать.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Лысковский округ.