09_2012_5-1
Posted in .
02.03.2012

Доходы из мусорной ямы

Перспективы

От идеи к реализации

Наш регион “производит” 15­16 тысяч тонн биологических отходов в год. Их можно подразделить на три категории – отходы от убоя, испорченные пищевые продукты (в том числе просроченные товары), а также трупы животных. Мощности же единственного в области завода по переработке ветсанутильсырья составляют 2,5 тысячи тонн. Возникает вполне резонный вопрос: куда же идет остальной объем, неужели просто вывозится на свалку?

– К сожалению, иногда именно так и происходит, – говорит заместитель главного ветеринарного врача Нижегородской области Дмитрий Никулин. – Но вариант этот вряд ли можно назвать удачным, ведь доступ животных к этим отбросам не ограничен, а значит, существует опасность переноса опасных возбудителей инфекций и возникновения очагов заболеваний.

На память приходят прошлогодние ЧП. Тогда урон из­за возникновения очагов африканской чумы исчислялся миллионами рублей. Какова же все­таки причина заноса на территорию региона опасного вируса?

– В обоих случаях пищевые отходы. И после того как удалось проследить всю цепочку, было установлено, что в них присутствовала свиноводческая продукция, поступившая из неблагополучного по АЧС Краснодарского края. Тогда лишь решительность, бескомпромиссность и быстрота действий ветеринаров позволили с честью выйти из труднейшей ситуации. Опыт наших специалистов получил одобрение и был рекомендован для ветеринаров других субъектов РФ.

К сожалению, от рецидивов мы не застрахованы, ведь люди, ведущие хозяйство, зачастую поступают очень опрометчиво, совершенно не задумываясь о последствиях, к нашим рекомендациям не прислушиваются. А переделать человеческую психологию очень трудно – все думают, что неприятность может случиться с кем­то, но только не с ними.

Какой же вариант утилизации биоотходов вы предлагаете?

– Возможный путь развития – утилизация по современным технологиям. Мы изучали чужой опыт, причем как других регионов, так и других стран, и, думаю, можем многое из их наработок применить и у себя. Например, использовать отходы такого рода для выработки электрической и тепловой энергии. За те годы, что существуют такие установки, они успели доказать свою эффективность.

Сейчас значительная часть отходов Нижегородской области уходит в Чувашию, где из них делают мясокостную муку, которая в свою очередь служит основой кормов для кошек и собак. Почему же мы не можем эту долю доходов оставить в своем регионе? Реконструкция и модернизация действующего в Сергаче ветсанутильзавода, а там будет установлена новая современная технологическая линия, позволят полностью своими силами перекрыть потребности области в утилизации биоотходов.

Только ли мясокостную муку можно получать из биоотходов?

– Нет, конечно. Наверное, я не открою секрета, но получаемый в процессе переработки данного сырья технический жир используется в косметическом производстве, в том числе при изготовлении губной помады. А что касается пищевых отходов, то думаю, их правильное использование должно стать не только дополнительным толчком для развития свиноводческой отрасли в регионе, но и значительно сократить угрозы повторных заносов АЧС. Это очень актуальная тема, если учесть, что поголовье за последнее время существенно сократилось.

Что вы подразумеваете под словами “правильное использование”?

– Обязательная обработка при температуре 100 градусов не менее часа на надежном оборудовании под контролем ветслужбы позволит сделать пищевые отходы безопасными. Только в Нижнем Новгороде и прилегающих к нему районах, по самым скромным оценкам, в год генерируется около 1,5 тысячи тонн отходов. Эти объемы позволяют увеличить производство свинины в Нижегородской области по меньшей мере на 70 тонн в год.

Разумеется, должна быть продумана логистическая система перевозки и складирования таких отходов. Переработкой же должно заняться мощное предприятие, имеющее возможности для такого рода работы. Думаю, уже в скором будущем этот проект обретет конкретные очертания.

Хотели как лучше…

Многие хозяйства области не понаслышке знают, что такое лейкоз. Что предпринимается ветеринарной службой для борьбы с этой напастью?

– Как показывает практика, наиболее целесообразна реализация программ, разработанных с нашей помощью индивидуально для каждого производителя. Ряд хозяйств, таких, как колхоз имени Куйбышева, “Румянцевское”, “Ждановское”, уже почувствовали эффект от их внедрения. В то же время почти в половине сельскохозяйственных организаций, которые уже затратили деньги на проведение соответствующих мероприятий, работа по лейкозу не сдвинулась с места, происходит это в основном по двум причинам – дефицит кадров, отсутствие должного контроля за процессом.

Должен отметить, что в целом ситуация с лейкозом меняется в лучшую сторону – если в 2010 году инфицированность составляла 37 процентов от общей численности поголовья, то в 2011­м этот показатель снизился до 34 процентов.

Некоторые хозяйства делают ставку на импортный скот из­за его более высокой продуктивности. Насколько оправдан такой подход?

– Из стран Евросоюза к нам приходит скот не всегда качественный. И когда хозяйства начинают нести в дальнейшем убытки, они горько сожалеют о том, что сделали именно такой выбор.

Во­первых, как показывает практика, европейские животные более изнеженны, у них недостаточно развита слизистая оболочка рубца, что объяснимо, если учитывать, что корма у них не такие грубые, как у нас. В наших условиях буренки или показывают низкую продуктивность, или погибают. А каждая голова стоит по меньше мере 1,5 тысячи евро…

Во­вторых, за рубежом в ряде стран массовые ветеринарные мероприятия проводятся, лишь когда происходит какое­нибудь ЧП. Всем памятна история, когда несколько лет назад из­за ящура было уничтожено практически все поголовье крупного рогатого скота в Великобритании. Впрочем, понять причину такого отношения к вакцинации несложно, учитывая, что заграничный скот, как правило, весь застрахован.

Так что есть опасность, что вместо ожидаемой прибыли хозяйству, решившему приобрести импортный скот, придется считать убытки. Так, в одном из хозяйств Городецкого района закупили 400 голов за рубежом, а по прибытии у них были выявлены антитела к вирусу блутанга (что в переводе означает “синий язык”). Скотину с положительными результатами пришлось уничтожать.

На здоровье не экономят

Два года назад в Володарском районе от бруцеллеза, а это очень опасное заболевание, пострадали семь человек. Когда стали разбираться, выяснилось, что молоко брали у частника, державшего корову на подворье, а та заразилась от овец, которые нелегально были ввезены хозяином в регион. Наши специалисты дежурят на постах дорожно­патрульной службы вместе с полицейскими, проверяют машины, идущие в область, но, увы, охватить весь транспортный поток мы не в состоянии. Вот и получается, что из южных регионов пытаются завезти к нам животных без разрешающих документов, а поскольку полученное впоследствии нелегальное мясо сразу ввести в торговый оборот довольно сложно, предприниматели идут на хитрости. Скупают заброшенные фермы, но не для того, чтобы их восстановить, а для того, чтобы устроить там перевалочный пункт.

Источником бруцеллеза в приведенном вами примере стало молоко. Но известен ведь и обратный путь заражения – когда от человека заражается животное…

– Да, это напрямую относится к такому заболеванию, как финноз. Некоторые сельхозпредприятия берут на работу, в частности для работы на фермах, гастарбайтеров, совершенно не интересуясь их здоровьем. Вот и получается, что если человек болен финнозом, то личинка гельминта через подстилку и корма может попасть и в организм животного. Такие случаи, к сожалению, уже были в области, хотя с каждым годом их становится меньше. В 2010 году было 5, в прошлом – только 3.

Хочу призвать руководителей, зоотехников, специалистов сельхозпредприятий серьезно прислушиваться к рекомендациям ветеринаров, выполнять наши предписания. Населению хочу пожелать более разумного подхода к своему здоровью – не покупайте мясо с рук, даже если оно стоит намного дешевле, чем на рынке… Призываем к более плотному контакту с нами и владельцев личных подворий. По всем вопросам содержания животных, их ветеринарного обслуживания мы готовы не только проконсультировать, но и оказать необходимую помощь.

Все мы живем в одном обществе, не надо забывать, что неправильные действия даже одного человека могут привести к печальным последствиям для других. Звоните, наш телефон 439­48­71 работает круглосуточно.

Беседу вел
Александр ЗАБАШТА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Только в Нижнем Новгороде и прилегающих к нему районах, по самым скромным оценкам, в год генерируется около 1,5 тысячи тонн пищевых отходов. Эти объемы позволяют увеличить производство свинины в Нижегородской области по меньшей мере на 70 тонн в год.

 

Некоторые предприниматели скупают заброшенные фермы, но не для того, чтобы их восстановить, а для того, чтобы устроить там перевалочные пункты для незаконно ввезенного на территорию области скота.{jcomments on}