СКАЗКА, ДОПИСАННАЯ ЧЕРЕЗ ВЕК
Её придумала самая юная сочинительница страны
На обложке этой красочной книги написано: перед нами сказка, которую в 1906 году начал придумывать сын Максима Горького — Максим Пешков, а досочинила Мирослава Любина. Получается, на создание необычной книги ушло больше 100 лет. Называется она «Сказание про мальчика Луку и его необыкновенный путь». Имя семилетней Мирославы Любиной, автора «Мирошиных сказок», знакомо читателям «Земли нижегородской». На страницах газеты мы уже рассказывали о девочке, вошедшей в Книгу рекордов России как самая юная сочинительница сказок. Презентация её второй книги состоялась недавно в Нижнем Новгороде в Музее-квартире Алексея Максимовича Горького на улице Семашко во время Всероссийского культурно-просветительского фестиваля «Детство».
Письмо из «Школы шалунов»
«Жил старик со старухой, и жили они в лесу, а лес этот был огромным, и в нём были разные самые страшные звери, слоны, львы, тигра, медведь и разные злые», — такие слова в 1906 году записал размашистым детским почерком в своей записной книжке девятилетний Максим Пешков, потом добавил ещё несколько предложений. А что было дальше, не придумал. Может быть, и сочинил, но не записал. — Тетради и записные книжки Максима сохранились благодаря его матери, супруге писателя Екатерине Павловне Пешковой, — рассказывает Алла Марковна Лебедева, заслуженный работник культуры РФ, многие годы работавшая заведующей Музеемквартирой А.М. Горького в Нижнем Новгороде. — Они были переданы в 1969 году в тогда Горьковский государственный музей А.М. Горького внучками Марфой и Дарьей Пешковыми, а с момента открытия Музея-квартиры писателя они экспонируются в детской комнате на письменном столе Максима. Стоит сказать, что Максим Горький уделял большое внимание образованию сына: советовал прочитать ему ту или иную книгу, заботился о расширении его кругозора, предлагал пробовать писать. Поэтому, вероятно, сочинять сказку Максим начал не без влияния отца, беря с него пример. Сам Максим Горький писал сказки. С его «Воробьишки» для многих детей началось знакомство с творчеством знаменитого писателя. Интересна история создания его произведений для детей. Об этом во вступлении к «Сказанию про мальчика Луку», которое является важной частью книги, рассказывает Алла Лебедева. Это не самые известные факты из биографии писателя, поэтому обратимся к ним. Когда Максим Горький жил на острове Капри, в декабре 1908 года в Южной Италии произошло страшное землетрясение. Особенно пострадал город Мессина. Первыми на помощь жителям пришли русские моряки. Горький, потрясённый бедствием, обратился ко всему миру: «Придите на помощь Италии». На имя писателя стали поступать средства из разных стран. Откликнулись на призыв дети, которые учились в одной из школ в пригороде Баку. В шутку её называли «Школой шалунов». Ребята поставили спектакль и вырученные от него деньги — 25 рублей отправили Максиму Горькому для помощи пострадавшим мессинцам. К письму приложили свою фотографию, снятую во время спектакля. Так началась переписка писателя с детьми из Баку. Писатель получил от ребят журнал с их рассказами и отдельное письмо от каждого ученика. В одном из них мальчик Боря попросил Горького написать для них рассказ про воробьишку, а также выдумать что-то про мальчика, который удил рыбу. Писатель выполнил просьбы детей и создал для них сказки «Воробьишко», «Самовар» и «Случай с Евсейкой». Позднее эти произведения стали общедоступными — были переданы в детские журналы и сборники. Так, сказка «Воробьишко» впервые была опубликована в сборнике «Голубая книжка» в 1912 году. Так что, кто знает, не решись ученики из «Школы шалунов» помочь итальянцам и не напиши они знаменитому писателю, может быть, не вышла бы в свет сказка про бойкого воробья, по которой училось читать не одно поколение детей.
Истории перед сном
Два года назад записную книжку Максима Пешкова на выставке в Музее-квартире Горького увидела семья Мирославы Любиной, приехавшая в Нижний Новгород из Санкт-Петербурга по делам. Тогда в Нижегородском областном информационном центре, в составе которого работает «Земля нижегородская», мы провели презентацию «Мирошиных сказок». У сотрудников Музея-квартиры Горького возникла идея передать семье копию рукописи неоконченной сказки, которую начал сочинять сын писателя. Конечно, сделали это не случайно: первая книжка Мирославы завоевала признание публики. После того как она вышла в свет, её успешно презентовали в Москве и СанктПетербурге. Ребята, которые занимаются в Санкт-Петербургской театральной благотворительной студии «Крылья», поставили спектакль по мотивам этих сказок, с которым выступали на разных площадках. Сказки Мироши поддержали артисты знаменитой клоунады «Лицедеи» и клоуны «Цирка дю Солей» Андрей Кислицын, Андрей Климак и другие. Придумывать истории маленькая петербурженка начала в три года, во время пандемии с её изоляцией в домашних стенах. Сочинительство сказок про лягушонка и пеликана, мишку и улитку, цветы и зайку с воздушным шаром стало одним из занятий в творческой семье. Девочка придумывала персонажей, а потом то, что с ними приключилось. Родители Мирославы — научные сотрудники Государственного Эрмитажа Екатерина Сергеевна и Дмитрий Владимирович задавали ей наводящие вопросы, перед сном записывали речь дочери на диктофон — так складывались истории. Потом, когда стало понятно, что из этого получились сказки, их перенесли на бумагу. Мирослава любит рисовать, поэтому её рисунки стали частью книги, которая была издана в 2020 году. «Мирошины сказки» вошли в Книгу рекордов России, а их автор стала самой юной сочинительницей страны.
Иллюстрации создала нейросеть
Записать «Сказание про мальчика Луку и его необыкновенный путь» Мирославе помогал папа Дмитрий Любин, доктор искусствоведения, заведующий отделом «Арсенал» в Государственном Эрмитаже. Мироша придумала персонажей, с которыми встречается Лука, место с необычным названием Ниоткуда-Куда, где по сюжету книги оказывается другой её герой — мальчик Ваня. Вместе с папой думали, о чём разговаривали герои книги, — Дмитрий Владимирович задавал наводящие вопросы. Сочинение заняло некоторое время, поэтому иногда приходилось возвращаться к уже придуманному и обновлять размышления. Книгу мало написать — её надо проиллюстрировать. Мирослава с мамой Екатериной придумали сделать это с помощью нейросети. Мироша задавала параметры будущих изображений, а искусственный интеллект создал волшебные, необычные образы, которые стали иллюстрациями к истории. В конце книга дополнена изображениями сказочных картин, написанными девочкой на холстах. — Вторая книга — более взрослая, осознанная, — рассказал Дмитрий Владимирович на круглом столе «Как воспитать гения?», который состоялся в рамках Всероссийского фестиваля «Детство». — Наш семейный рецепт таков: чуткость, наш отклик и взрослое понимание того, что ребёнок рождает своим ещё непосредственным, светлым умом и сердцем. Нередко дети создают такие слова и фразы, которые подчас лучше наших, взрослых. Наша обязанность как родителей — записать это, зафиксировать и подумать, что из этого может получиться. Во время презентации детской книги состоялось открытие выставки картин и фотографий Мирославы Любиной «Лука и его необыкновенный путь». Увидеть их можно в Музее-квартире Горького.
Анастасия Сергеева.
Фото автора.