МОГЛИ БЫ МОЛОКОМ ЗАЛИТЬ СТРАНУ

Фермеры надеются, что не останутся без поддержки государства

В Афанасьево приехали в серый дождливый день. Может, поэтому и на территории за селом, где находятся животноводческие фермы, показалось так неуютно и пустынно. Но внутри неказистых строений вовсю кипела жизнь — суетились рабочие, ухоженные коровы неторопливо поедали корм, а в соседнем помещении вкусно пахло молоком — хозяйка варила адыгейский сыр.

Под открытым небом

Старые фермы достались Фахрату Байрамову 16 лет назад от бывшего совхоза в плачевном состоянии — практически без крыш, окон и дверей. Надо было приложить немало усилий, чтобы привести их в надлежащий вид. И поныне здесь постоянно ведутся ремонтные работы. Хозяин все делает своими руками — строит, старую технику ремонтирует, животных кормит, сам сено запасает — до 100 тысяч тонн ежегодно, шутка ли! В аренде около 100 гектаров земли и два в собственности. Общее поголовье составляет почти 200 голов. Все животные племенной голштинской и симментальской породы. — Поголовье удалось поднять благодаря полученным субсидиям на племенной скот, — продолжает Фахрат Байрамов. Напротив дойного стада численностью 135 коров расселены упитанные бычки, которых выращивают на откорм. В отдельных клетках сладко сопят малыши. А на другой ферме животные находятся практически под открытым небом — крыша настолько прохудилась, что латать ее в очередной раз уже нет смысла. Здесь пока размещены нетели — около 40 голов. Они нашли укромный уголок, где сухо. — Из всех щелей льет, поэтому передвигаются туда, где не капает сверху, — поясняет Найда Байрамова. — Душа кровью обливается. Хотели крышу шифером покрыть, но сделка на заводе сорвалась. И на той ферме вода тоже просачивается. Столько вложено труда и денег в ремонт. Тяжело начинали, и по сей день нелегко приходится.

Как белка в колесе

А началось их хозяйство всего с одной коровы и небольшого стада баранов. Первым делом восстановили разрушенные колхозные фермы, приобрели животных. Трудности супругов не пугали — оба выросли в сельской местности и с детства ухаживали за животными. Они и жили по соседству в небольшом грузинском селе. Многодетные родители Фахрата держали с десяток коров и более 30 баранов. Почти столько же дойных буренок было и на подворье семьи Найды. — Бабушка научила меня корову доить, делать самые популярные в Грузии сыры — чечил и сулугуни, — вспоминает Найда. — А здесь я вручную доила по семь коров. Конечно, руки уставали. Сейчас на фермах автоматическая дойка, но хозяйке нередко доводится заменять отсутствующих доярок – рабочих рук не хватает, даже хорошей зарплатой не заманишь в сельское хозяйство. Найда с раннего утра на ногах и до позднего вечера. Вся переработка молочной продукции на ней, работницы помогают только помыть посуду. Приходится крутиться как белка в колесе. Каждое утро из Афанасьева отправляют машину в три торговые точки. Вторая машина с молоком едет на молокозавод. Трудно представить, как одна женщина успевает переработать такое огромное количество молока. — Бывает, кружится голова, прилягу на полчаса и снова — за работу, — признается Найда.

Звонок очень важен?

Фахрат переехал в Поволжье еще в юности в поисках работы — строил фермы в сельской местности. Позднее перевез сюда и молодую жену, так что они давно считают Россию своей второй родиной. Вместе супруги уже 33 года и научились понимать друг друга без лишних слов. У старшего сына своя семья, двое младших ходят в школу. Весь день Фахрат и Найда хлопочут по хозяйству, но нередко возникают проблемы, не зависящие от них. Вот и в день нашего приезда Фахрат долго пытался дозвониться до Энергосетей, куда подал заявку аж два месяца назад по поводу замены сгнившей электроопоры, готовой обрушиться в любой момент. А когда, наконец, ему ответили, то несколько раз переключали на другие номера, и опять приходилось изъяснять суть проблемы. Поистине надо обладать крепкими нервами, чтобы столько раз повторять одно и то же, а в перерывах между соединением слушать вежливую фразу автоответчика: «Ваш звонок очень важен для нас», звучащую как издевательство. В итоге заявка Фахрата почему-то не нашлась и ему предложили зарегистрироваться повторно, на что он снова проявил выдержку, удивив меня, не обладающую кавказским темпераментом, но вряд ли бы так спокойно прореагировавшую. Супруги не жалуются на проблемы, они привыкли рассчитывать на собственные силы и свои средства. Кстати, они купили ферму, продав квартиру в Нижнем Новгороде. Все, что зарабатывают, вкладывают в хозяйство.

Назад не повернуть

Сейчас им позарез необходимо провести реконструкцию фермы. Вся надежда на получение гранта. — На покупку скота хватает средств, но на реконструкцию ферм требуется немалая сумма, — говорит глава хозяйства. — К тому же надо строить площадку для хранения навоза, что тоже потребует приличных вложений. Нужен и погрузчик, но мы его хотим на свои средства купить. Мечтает он построить и минисыроварню, это в перспективе. — Если бы была более солидная государственная поддержка, можно было увеличить поголовье и до пятисот голов, — говорит Фахрат Байрамов. — Когда чуть подняли дотации на молоко, сразу и поголовье у многих поднялось. Если бы государство помогало более весомо, фермеры могли бы залить молоком всю страну и кормить людей местной отличной продукцией. Назад у нас дороги нет — обидно бросить, что создавали столько лет. Мы еще верим, что завтра будет лучше. Хотим развиваться и надеемся получить грант на эти цели.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото автора.

Богородский округ.