06.06.2024

В ЯРКОМ ВИХРЕ ЯРМАРКИ

Каждый живописец видел её по-своему

В выставочном Пакгаузе на нижегородской Стрелке открылась большая художественная выставка «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» (6+). Её назвали беспрецедентной для Нижнего Новгорода.

Подготовка заняла год

Впервые Нижегородский художественный музей проводит выставку с таким составом, количеством и высоким статусом участников: представлены произведения из более чем тридцати государственных и частных музеев России, среди которых Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музеи из Екатеринбурга, Казани, Астрахани, Самары, Саратова, Омска, Ярославля, Нижнего Тагила и других городов. Пятнадцать картин предоставил из своего собрания организатор проекта-Нижегородский художественный музей. Выставка проходит при поддержке правительства области. В Пакгаузе выставлены полотна Ильи Репина, Виктора Васнецова, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Василия Кандинского, Константина Маковского и других выдающихся художников. В экспозицию вошло более 100 работ. Как рассказал генеральный директор Нижегородского художественного музея Роман Жукарин, подготовка длилась целый год, была проделана огромная работа: найти, получить согласие на участие, привезти в музей такое количество произведений искусства из множества городов страны — это огромный труд. Идея экспозиции принадлежит известному российскому искусствоведу из Санкт-Петербурга, писателю, выставочному куратору с мировым именем Аркадию Ипполитову. К сожалению, он ушёл из жизни осенью прошлого года, поэтому законченный проект ему не удалось увидеть, но он успел его сформировать. Эта выставка — не просто собрание картин, посвящённых ярмарочным сюжетам, её идея глубже: это размышление о феномене русской ярмарочной культуры, в которой отражаются национальный характер, традиции, быт ушедшей эпохи. — До этого ни один из российских художественных музеев с этой темой напрямую не работал, — отмечает Роман Жукарин. — Тем интереснее нам было участвовать в проекте. Сложно придумать более подходящее место для проведения такой выставки, чем город, где проходили знаменитые на весь мир Макарьевская и Нижегородская ярмарки. Черпали вдохновение в нашей истории и культуре. Экспозиция состоит из тематических разделов, посвящённых балагану, гуляньям, торгу, красному товару, купцам, торговому люду. Проходя по выставке, зрители видят, как отражались эти явления в творчестве русских художников.

История одного портрета

Единственное произведение древнерусского искусства на выставке — это образ преподобного Макария Желтоводского — покровителя Нижегородской ярмарки, написанный Симоном Ушаковым в 1661 году. Как рассказала куратор проекта, заведующая отделом зарубежного искусства НГХМ Сабина Мельник, иконописец создал его во время строительства Макарьевского монастыря, все остальные образы преподобного Макария были написаны уже по этому образцу. — Когда искали для выставки образ Макария Желтоводского, объехали разные музеи, — говорит Сабина Мельник. — Но Аркадий Викторович хотел посмотреть именно эту икону, которая хранится в Печерском монастыре в Нижнем Новгороде. Как только он увидел её в темноте храма, сразу сказал: «Вот оно! Это будет предметом номер один на выставке». Заметное место на выставке занимают картины Бориса Кустодиева. Их предоставил не только Нижегородский художественный музей, который обладает одной из лучших в стране коллекцией работ художника, но и другие музеи. Посетителей, заходящих на выставку, встречает написанный Кустодиевым крупноформатный портрет певца Фёдора Шаляпина. Это полотно хранится в Государственном музее театрального и музыкального искусства в СанктПетербурге и впервые экспонируется в Нижнем Новгороде. Певец изображён в полный рост, в богатой шубе и шапке набекрень, стоящий на фоне весёлой зимней ярмарки. — Это был любимый парадный портрет Фёдора Шаляпина, он всегда возил его с собой, — рассказывает куратор выставки. С картиной связана любопытная история. Кустодиева и Шаляпина познакомил Горький. Художник был болен и прикован к инвалидному креслу, но согласился написать эскизы декораций и костюмов к опере, которую собирался ставить певец. Кустодиев также предложил певцу попозировать для портрета, непременно в шубе, в которой тот пришёл. Шаляпин пошутил про неё, мол, шуба-то хороша, но ворованная: однажды ему не заплатили за концерт, а пригласили в магазин, где находились национализированные ценности, и предложили выбрать себе плату, он взял самую лучшую шубу, потому что посчитал, что достоин этого. Высота картины более двух метров, и художнику пришлось писать её по частям. Среднюю часть он писал сидя, а верхнюю и нижнюю — полулёжа. На потолке мастерской было специальное приспособление, с помощью которого художник имел возможность регулировать наклон холста. После того как портрет был закончен и высоко оценён публикой на выставке «Мир искусства», Фёдор Шаляпин выкупил его и увёз с собой во Францию. А художник написал для себя авторское повторение картины в уменьшенном формате, которое сейчас хранится в Русском музее. Первый же вариант картины дочери Фёдора Шаляпина в 1968 году передали в дар Ленинградскому театральному музею. Именно этот, первый портрет представлен сейчас на выставке в Нижнем Новгороде.

От торга к балагану

Говоря о ярмарке, невозможно обойти стороной тему купечества. Портретам представителей этого сословия посвящён отдельный раздел выставки. Здесь показана эволюция купеческих портретов от ранних, немного наивных, до выполненных знаменитыми художниками образов известных промышленников и меценатов. Изображали живописцы не только купцов, но и простой торговый люд. Например, на выставке можно увидеть знаменитую серию Бориса Кустодиева «Русские типы». Это акварели, написанные художником, а потом изданные в 1923 году в Петрограде в виде альбома. К изданию тогда специально придумали целую повесть, действие в которой происходит в вымышленном городе Кустодиевске, а живут в нём персонажи, созданные художником — весёлый булочник, богатая купчиха, извозчик, строгая монахиня и другие. На выставке есть старинные торговые вывески, по сути, это реклама того времени, но выглядела она вполне живописно. Например, на одной из них изображён богатый натюрморт из колбас. По словам Сабины Мельник, вывески специально искали для экспозиции в музеях и у частных коллекционеров, но из-за плохой сохранности — они находились на улицах — многие привезти не удалось. К ярмарочной теме обращались многие русские художники. Сюжеты из торговой жизни возникали на картинах передвижников Василия Васнецова и Владимира Маковского. Народные гулянья и балаганы запечатлены в работах Константина Маковского и художников Серебряного века — Сергея Судейкина и Николая Сапунова. Размах и безудержность русской ярмарки как нельзя лучше соответствовали устремлениям художников-авангардистов, поэтому заставкой к выставке стал эскиз знаменитой картины Филиппа Малявина «Вихрь», которая изображает пляску крестьянок в ярких платьях. Полотна Аристарха Лентулова и Василия Кандинского посвящены облику Нижнего Новгорода начала XX века. Побывав на этой масштабной выставке, можно многое узнать о ярмарочных традициях, насладиться тем, как художники, писавшие в разных жанрах и использовавшие различные художественные приёмы, отразили в своём творчестве эту часть русской культуры. Выставка будет работать до 25 августа.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.