0
Posted in Культура
13.05.2024

ВСЛЕД ЗА ПЕРЕДВИЖНИКАМИ

Туда, где смысла полны пейзажи

В коридоре Детской школы искусств посёлка Варнавино, которая носит имя местного педагога, музыканта и художника Василия Ивановича Виноградова, небольшая выставка картин. В пейзажной лирике автора предстала строгая красота Поветлужья, выходящего из зимнего оцепенения. Работы экспозиции «В ожидании весны» принадлежат кисти преподавателя живописи Дениса Москвина, в 2021 году переехавшего в Варнавино из Нижнего Новгорода по программе поддержки молодых специалистов. Заглянем к нему в класс.

Поиск продолжается

— Преподаю детям основы изобразительной грамоты, учу рисовать, занимаюсь с ними прикладным творчеством, лепкой, объясняю, что такое искусство, чтобы через него они могли лучше понимать всю глубину и красоту мира, — рассказывает Денис. — Педагогика — мой профиль, в 2014 году окончил Нижегородское художественное училище именно как живописец-преподаватель. Правда, с момента получения диплома успел попробовать себя в разных ипостасях — например, занимался аэрографией, работал реставратором в монастырях и храмах Московской области, расписывал стены на ВДНХ, параллельно писал картины на заказ, но хотелось как-то ещё себя раскрыть. Думал продолжить образование — скажем, поступить в академию художеств в Москве или Санкт-Петербурге, шансы имелись, но ухватился за предложение поехать в Варнавино. Причина проста: мне близок жанр пейзажа, а здешние виды люблю с детства, у родителей неподалёку дача. Вне суетных мегаполисов пишется свободней. В живописи Денис склонен к академизму и ориентируется на творчество таких классических мастеров, как Архип Куинджи, Иван Айвазовский и Исаак Левитан. Относительно себя считает, что пока рано говорить о каком-то сложившемся авторском стиле, творческий поиск продолжается. Он, по сути, и привёл молодого художника в Варнавино, где в шаговой доступности у пейзажиста прекрасная натура для экспериментов с композицией и цветом. Погрузившись глазами в бескрайнюю русскую пастораль, в целях повышения мастерства можно и более плотно заниматься написанием этюдов — тонкой проработкой отдельных деталей живой природы. — Ну, а когда рисую в студии, то в основном отдаю дань другому традиционному жанру — натюрморту, вроде бы ничего уже здесь нет неизведанного, однако всегда интересно делать его тематическим, стараясь написать так, чтобы изображённые предметы обрели собственный голос, — продолжает Денис. — Следующим для себя этапом вижу переход к портретной живописи, что потребует, конечно, больше времени и сил, но сначала, думаю, нужно достигнуть максимума мастерства в тех направлениях, где я уже чувствую себя уверенно. В последнее время рисую на холстах и замечаю, как это сразу изменило мою манеру письма: подход к цвету, вроде бы, остался тем же, а вот сами мазки стали спокойнее, умиротворённее что ли. Мне кажется, это ещё один шажок навстречу творческой зрелости.

Любовь превыше задатков

Во время массовых праздников, таких как День посёлка, организаторы выделяют торговые площадки для местных умельцев, чтобы гости и варнавинцы могли приобрести авторские художественные изделия, в том числе и картины. Работы Дениса Москвина периодически участвуют в таких ярмарках. Свои полотна он также выставляет на различных сайтах, посвящённых искусству. Справедливости ради, коммерческая составляющая не играет для Дениса определяющей роли в творчестве, и основная масса его картин является всё-таки достоянием не коллекционеров, а посетителей выставок, одной из которых и стала «В ожидании весны». Выставляться он начал сразу и уже тогда — в 2021 году представил на суд публики экспозицию, получившую название «Родина», так как она была посвящена природе и архитектуре Нижегородской области, нашему прошлому и настоящему. Примечательно, что в ту выставку вошли и самые ранние, ещё студенческие работы, которые, наверное, особенно заинтересовали юных варнавинских художников, как пример надлежащего усвоения уроков. Подопечные педагога взяли этот пример в качестве руководства к действию и, следуя наставлениям учителя, демонстрируют сейчас довольно высокий уровень уже и в масштабах региона. В апреле ученица Ирина Разгулина с работами на тему пушкинских сказок стала лауреатом III степени зонального открытого конкурса декоративно-прикладного искусства, организованного Навашинской ДШИ. К 8 Марта ребята нарисовали своим мамам и бабушкам открытки самых разных форматов и техник исполнения, которые составили целую экспозицию, открывшуюся по итогам акции в стенах родной школы. — У меня на регулярной основе занимаются около тридцати ребят, кроме них, есть и те, кто посещает уроки от случая к случаю, возможно, они и их родители ещё просто не определились, нужна ли им живопись, — продолжает Денис. — Впрочем, причина такого отношения может быть и чисто экономической, качественные принадлежности для рисования нынче стоят недёшево. Кто-то, может быть, считает, что рисование не даёт их ребёнку никаких практических навыков, значит, и хлопот оно не стоит. Только наша-то главная задача состоит не столько в подготовке будущих художников, сколько в воспитании гармонично развитых личностей. Пусть не у всех получится освоить технические приёмы на должном уровне, зато среди молодого поколения появится больше чутких и отзывчивых людей, умеющих видеть вокруг прекрасное и ценить его.

Новый этап

Любовь у ребёнка к рисованию Денису Москвину как преподавателю кажется важнее наличия у того явных задатков настоящего художника. Не случайно обучение начинается с таких базисных вещей, как настраивание восприятия и формирование образного мышления, а уже потом переходят непосредственно к азам техники рисования. Самым младшим ученикам — шесть с половиной лет. В столь раннем возрасте дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе к обучению, в этот момент формируется их ментальность, что в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Курс живописи в зависимости от того, в каком возрасте ребёнок пришёл заниматься, рассчитан либо на пять, либо на восемь лет. Кроме того, предусмотрен дополнительный класс, где проходит подготовка ребят к поступлению в вузы и колледжи, готовящие работников культуры, архитекторов или дизайнеров. Для кого-то — это путёвка в далёкую отсюда и многообещающую городскую жизнь, но судьба самого Дениса Москвина — яркий пример того, что и село способно составить конкуренцию мегаполису в плане возможностей для самореализации. Как тут не вспомнить вхождение в народ русских художников-передвижников, к числу которых, кстати, относились и Куинджи, и Левитан. — Когда приехал в Варнавино, по программе поддержки молодых специалистов мне предоставили квартиру, — говорит Денис. — К сельской жизни привык быстро — повторюсь, каждое лето мы выезжали сюда на дачу всей нашей большой семьёй: у меня три брата и пять сестёр. Помню, ещё маленьким ездил из деревни в райцентр на велосипеде за продуктами, так что здешние улицы мне давно не чужие. Семья мой выбор одобрила. Учить детей, заниматься искусством, жить в гармонии с природой — дело достойное. Впрочем, не только я отдаю свои знания глубинке, у нас происходит взаимообмен: скажем, здесь для себя открыл народное творчество, перенимаю у местных мастеров приёмы резьбы, интересуют и другие направления работы с природными материалами. Иным словом, в Варнавине для меня начался новый этап.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Марии ЖЕЛЕЗНОВОЙ.

Варнавинский округ.

Comments & Reviews