САМЫЙ ДОРОГОЙ ГЕКТАР

Культура, прославившая колхоз и его тружеников

— Какой экспонат самый ценный? — Лидия Крюкова, хранительница музея колхоза «Красный маяк» Городецкого округа, ненадолго задумалась над заданным вопросом. — Для меня каждый предмет, представленный на выставке, особенно дорог. На фотографиях — люди, с которыми работала. В документах зафиксированы достижения и показатели, к некоторым из них имею непосредственное отношение. Есть экспонаты, заставляющие вернуться в детство, юность. В залах музея живёт прошлое, а для нашего колхоза это было славное время.

Лидия Ивановна с севера, из Республики Коми — края 78 тысяч озёр. Вышла замуж и переехала в деревню Серково Нижегородской области. Устроилась в колхоз «Красный маяк». Была звеньевой, позже назначили бригадиром. Большая часть жизни Лидии Крюковой связана с сельхозпредприятием. Потому и так дороги ей музейные экспонаты. Идея о создании выставки впервые прозвучала в 1979 году. На общее обсуждение её вынесли председатель «Красного маяка» Иван Железов и главный зоотехник Лидия Чеснокова. Замысел, получивший одобрение, в жизнь воплотили год спустя: кинули клич, обратились за помощью к местным пионерам. — Ребятишки исследовали все чердаки в Серкове и окрестных деревнях, — вспоминает Лидия Крюкова. — Экспонаты, выставленные в комнате крестьянского быта, они раздобыли в ходе экспедиций. Старинные утюги, весы, плуг, борона, ставшие ценными музейными экспонатами, найдены в амбарах и кладовых местных жителей. Изначально выставочную экспозицию разместили на улице Российской. Ответственной назначили Лидию Чеснокову, она стала первым директором музея. Лидия Поликарповна вела особую книгу, куда записывала, кто и какой экспонат пожертвовал на благое дело. — Она могла бы многое рассказать о собранных предметах, — нынешняя хранительница выставки с некоторой грустью окидывает взглядом музейные залы. — Я же знаю историю лишь некоторых экспонатов. Например, вот здесь представлен полный сборник речей Сталина. Его привезли из Москвы наши колхозники. Прежде крестьян на ВДНХ награждали медалями, а к ним полагался подарок. В качестве подарка и преподнесли сборник. Нынче музей «Красного маяка» переехал в контору сельхозпредприятия. Под него выделили просторное помещение на первом этаже. Выставка уникальная, редкое хозяйство в стране может такой похвастать. Она поделена на отдельные темы. Есть, к примеру, стенд, посвящённый развитию животноводства. Это сейчас в «Красном маяке» развивают исключительно молочное направление, а прежде и коней разводили, и птицефабрика работала, и овец выращивали. — На этом макете представлена география поставок племенных животных по нашей области, — Лидия Крюкова показывает на один из экспонатов. Точек на карте — видимо-невидимо, туда из «Красного маяка» везли коров и овец. Что касается последних, в колхозе разводили вятскую породу — совместное детище местных селекционеров и кировских. Северных короткохвостых овец скрещивали с баранами советский меринос и прекос, последних вывели во Франции. В результате получилась тонкорунная порода мясо-шёрстного направления, адаптированная к непростым климатическим условиям. — А это мечта Ивана Порфирьевича Железова, — Лидия Ивановна переходит к противоположному стенду, где представлен план Серкова. — Председатель «Красного маяка» не только производственную базу развивал, но и центральную усадьбу хозяйства. Иван Порфирьевич нередко повторял: «У нас не деревня будет, а посёлок городского типа». Так и получилось. Много знаете сельских населённых пунктов, где есть свой проспект? А у нас, в Серкове, имеется. Не всё из задуманного Ивану Железову удалось воплотить в жизнь. Так и остались мечтой Дом спорта, стадион, ипподром. Но и того, что построено при его непосредственном участии, несмотря на официальный статус, не позволяет называть Серково деревней. — У меня папа — участник Великой Отечественной, — хранительница музея подводит к стенду, занимающему в выставочной экспозиции особое место. — Пока был жив, часто просила рассказать о событиях тех лет. И всегда слышала одно и то же: «Война, Лидушка, не женское дело». Ветераны, прошедшие дорогами Великой Отечественной, удивительные люди с особым отношением к жизни. Мне повезло работать с ними. На стене памяти — череда фотографий: портреты, выполненные в одном стиле. С них смотрят участники войны, вернувшиеся с фронта и работавшие в «Красном маяке». Рядом поимённый список тех, кто сражался за Родину. Лидия Ивановна долго и внимательно всматривается в знакомые черты на фотографиях, будто особая сила не даёт оторваться. Здесь собрана память народная, по соседству — колхозная. Лён в жизни «Красного маяка» когда-то занимал особое место. Именно благодаря ему хозяйство награждено орденом Трудового Красного Знамени. Было это ещё до Великой Отечественной. Культурой в колхозе начали заниматься в 1930-м. Последний урожай собрали в 2000-м. — Самым дорогим гектаром всегда считался тот, что занят льном, — рассказывает Лидия Крюкова. — В прежние времена весь собранный урожай пускали в дело. Из волокна получали нитки, а потом ткань. Семена шли на масло, а костра — на подстилку животным. Работали вручную, в основном культурой занимались женщины. В помощь им придумали теребилку, мялку, дралку, колотушку. Все эти инструменты представлены в музее «Красного маяка». Тут же сноп льна, собранный на полях колхоза. — Когда он зацветает, кажется, нет ничего прекраснее, — делится воспоминаниями Лидия Ивановна. — Всё вокруг голубое-голубое, будто синева разлилась. У нас в Коми культуру не выращивали, впервые увидела её в Серкове. Всё думала: на что похоже льняное поле? А потом поняла — на хрустальные озёра, которыми так славится моя малая родина.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.

Городецкий округ.