Posted in Экономика
15.04.2024

ИМЯ КАК ГАРАНТИЯ

Об особенностях семейного бизнеса, которому требуется поддержка

Ещё недавно Ольга Тютюнникова работала на обычной кондитерской фабрике, где производство поставлено на широкую ногу. Готовила торты и пирожные согласно разработанной рецептуре. — Вроде бы всё устраивало, — вспоминает она то время. — Недоставало лишь детских улыбок. Хотелось лично убедиться: торт, приготовленный при моём участии, приносит ребятишкам и их родителям радость. Всё-таки профессия кондитера особенная, чуточку волшебная.

За шагом шаг

Ольга Тютюнникова оставила фабрику и решила организовать мини-производство на домашней кухне. Опыт практический и теоретический взяла за основу. На знакомые рецепты взглянула по-новому: часть ингредиентов из состава вывела, другие добавила, получилась авторская методика приготовления сладостей. — Прежде чем отправиться в самостоятельное плавание, прошла обучение в Москве, ездила во Францию, — рассказывает она. — 12 лет назад начали семьёй своё дело. Мой самый главный помощник — сын. Он первым пробует бисквиты, кремы, когда разрабатываю что-то новое, оценивает, насколько достойно украшен торт. Себе в этом отношении не слишком доверяю: я довольно строгий критик, и ещё ни одно пирожное, приготовленное мной, полностью не устроило. Всегда кажется, есть что усовершенствовать. Мини-кондитерская Тютюнниковых стартовала с частных заказов, сейчас вышли на небольшое оптовое производство. Конечно, тяжело, на фабрике работалось куда легче. Но зато теперь кондитер точно знает: её торты зажигают на детских лицах широкие улыбки. С Ольгой познакомились на межрегиональном семейном форуме, организованном региональной Торгово-промышленной палатой. Он прошёл второй раз и собрал свыше 150 участников. Мероприятие носит больше образовательный характер. Но его пленарная часть целиком и полностью посвящена обсуждению проблем, с которыми сталкиваются предприниматели чаще всего. — В течение пяти лет реализуем проект по поддержке семейного бизнеса, — вводит в курс дела Елена Дыбова, вице-президент федеральной Торгово-промышленной палаты. — Выезжаем в регионы, знакомимся с передовым опытом и распространяем его по всей стране. Представителей лучших компаний раз в год приглашаем в Москву, встречи получаются крайне интересными и насыщенными. Особое внимание уделяем детям. Для них организовали что-то вроде школы предпринимателей, растим смену родителям. Ребятишки видят, насколько тяжело даётся своё дело их мамам и папам. Чтобы у них даже мысли не возникало сойти с намеченной дороги, с юных лет вовлекаем их в семейное дело. Елена Дыбова в проблему развития малого и среднего бизнеса погружена, что называется, с головой. Зарегистрировать свою компанию в нашей стране довольно просто, сложности начинаются потом. — По статистике, 85 процентов индивидуальных предприятий имеют годовой оборот на уровне 10 миллионов рублей, — приводит данные Елена Николаевна. — Значит, основную долю ИП составляют мини-компании. Они сделали шаг в бизнес, заняли свою нишу, закрепились. Теперь необходимо подумать о развитии. Чаще всего на пути расширения производства стоят финансовые сложности. Обычно их решают за счёт привлечения заёмных средств. Но при нынешней ключевой ставке взять в банке кредит может позволить себе либо человек безрассудный, либо очень уверенный в себе. Можно попробовать оформить льготный, по линии национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Но, по статистике, в основном получают такой заём компании, занимающиеся строительством и консалтингом, среди них семейных предприятий — единицы. Согласно проведённому анализу, скачка предпринимательской активности в результате реализации национального проекта не произошло. Более того, доля россиян, занятых в малом и среднем бизнесе, сокращается, люди предпочитают регистрироваться в качестве самозанятых. — В основном поддержка предпринимателей в нашей стране заключается в обучении, — продолжает анализировать ситуацию Елена Дыбова. — Если обратиться к цифрам, то в Китае 20 процентов семейных компаний получили от государства поддержку в виде льготного кредита под 4,5 процента годовых. В России помощь оказана лишь 8 процентам таких предприятий. Займы выданы под 8,8 процента, и было это ещё до повышения ключевой ставки. По мнению Елены Николаевны, пришло время полностью пересмотреть подход к выделению льготных кредитов малому и среднему бизнесу. В приоритете должны быть семейные компании. — Действует же в стране ипотека по сниженной ставке, — аргументирует она свою позицию. — Выдают её не всем желающим, а родителям с детьми. И в сфере предпринимательства необходимо ввести тот же принцип: льготный кредит льготным категориям.

В игольное ушко

— Мама живёт в Балахнинском округе, в посёлке Большое Козино, — рассказывает Ирина Бадои. — И чтобы она не скучала, купили ей три коровы. С тех бурёнок началось семейное дело. Вскоре пошли телята, поголовье животных росло, объёмы получаемого молока увеличивались, и встал вопрос: как быть с его излишками. Решили готовить сыр — для себя. Родственники и знакомые, попробовавшие продукт, просили продать. И тут Ирина задумалась: а почему бы не наладить более серьёзное производство? — Оказались на перепутье, — говорит она. — Можно было бы сдавать молоко на завод, но его принимают только в больших объёмах, наши коровы столько не давали. Реализовывать его просто по друзьям и знакомым не представлялось возможным: продукции много, а она скоропортящаяся. Оставалось одно: заниматься переработкой. Где молоко, там и мясо. К сырам добавились сыровяленые колбасы, бастурма, карпаччо. Деликатесы производят из говядины, мяса курицы, утки, кролика. Рецепты семейные. — Так получилось, что бизнес у нас исключительно женский, — рассказывает Ирина. — Развиваем его втроём: я, мама и жена брата. Недавно завершила обучение в школе фермеров. Курс очень полезный. Во-первых, он дал необходимые знания, вовторых, ценные знакомства и опыт. А ещё упорство: как бы ни было сложно, Ирина никогда не сдаётся, и понимание — проблемы, с которыми сталкивается, характерны не только для её предприятия, они встают барьером перед многими. — Наш бизнес мог бы заполнить основные ниши, образовавшиеся из-за ухода с рынка иностранных компаний, — считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в области Павел Солодкий. — Но открыть производство в регионе, расширить его не так-то просто. Не хватает земли. Сейчас пытаемся решить проблему семейной компании из Сарова. Там производят авторский шоколад, хотели бы давать мастер-классы, развивать дополнительное направление — туристическое. Саров — город закрытый, а в Нижнем Новгороде не получается оформить участок. Просим выделить землю не в центре, на периферии, но и там не дают. Это одна сторона вопроса. Вторая — рост кадастровой стоимости. Участок оформляют по одной цене, а год спустя он может стать в 10 раз дороже. 10 — цифра, взятая с потолка. На таких принципах строится процедура кадастровой оценки земли. Каждый регион устанавливает её по своему усмотрению, без привязки к законам, правовым нормам. Непонятно, по каким правилам играют на этом поле, и нужно очень постараться, чтобы проскользнуть в игольное ушко земельного вопроса. — За последние два года ни на один день не сократились сроки подключения к коммуникациям, — Павел Солодкий продолжает перечислять проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели. — Речь прежде всего о газе и электричестве. Обратилась за помощью одна из нижегородских компаний. Хотят расширить производство, для этого необходимо увеличить энергетические мощности. Подготовили проект по прокладке 800 метров газовой трубы. Реализовать его может только специализированная компания. Срок — два года.

Выход в роботизации

Ключ к решению вышеперечисленных задач подобрать, конечно, сложно, но возможно. Есть проблема посерьёзнее — кадровый голод, от него мучаются предприятия как большие, так и малые. — Нижегородская область ежегодно теряет около 20 тысяч населения, — приводит статистические данные Павел Солодкий. — Убыль вызвана естественными причинами и миграционными процессами — не выдерживаем конкуренции с Москвой. В результате внутри региона идёт борьба за кадры. Чаще всего гражданские предприятия проигрывают её оборонно-промышленному комплексу, где специалистов привлекают хорошими условиями и высокой зарплатой. — Не соглашусь с тем, что в стране не хватает людей для работы в промышленности, социальной сфере, — включается в дискуссию Сергей Морозов, депутат Государственной Думы, принимавший участие в форуме. — Резервы можно найти. Как вариант, привлечь трудоспособных россиян пенсионного возраста, инвалидов второй и третьей групп. Но это временное решение проблемы. По мнению парламентария, пришла пора брать серьёзный курс на автоматизацию производства. — Как показывает практика, семейные компании в этом отношении ведут себя более гибко, — говорит Сергей Морозов. Однако желание не всегда совпадает с возможностями. Роботизированные линии недёшевы, и если бы при их установке действовала программа поддержки, как, например, в нашей области, где при комплектовании молочных ферм такого рода оборудованием возвращают до 50 процентов затрат, дело пошло бы веселее. — В Государственной Думе идёт работа над законом о семейном предпринимательстве, — продолжает разговор депутат. — Попытки его принять берут начало с 2000-х. В документе будет прописано понятие семейного бизнеса, введены меры поддержки со стороны государства, на которые смогут рассчитывать компании. В восьми областях такой закон уже действует, Нижегородская — в этом деле является пионером. По словам министра промышленности, торговли и предпринимательства Максима Черкасова, в регионе сформирован пакет программ поддержки семейного бизнеса, они вступят в силу уже в этом году. — Практика показывает: компании, основанные родственниками, самые надёжные, — говорит Елена Дыбова. — Они основаны на принципах доверия, взаимозаменяемости, надёжности. Это тот самый случай, когда имя семьи одновременно служит брендом предприятия, очернить его, уронить репутацию никак нельзя.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото предоставлено Торгово-промышленной палатой Нижегородской области.