21.02.2024

КТО КОГО ПЕРЕТАНЦУЕТ

Со всей страны съехались артисты и хореографы

Танцуют все — ярко, празднично, лихо! В Нижегородском музыкальном училище им. Балакирева три февральских дня переливался разными красками конкурс-фестиваль хореографического искусства «Балакирев Dance».

Этой ярмарки краски

Конкурс впервые стартовал в стенах НМУ имени Балакирева в 2018 году. Поводом для его появления стало основание тремя годами раньше хореографического отделения в училище. Самое молодое отделение показало тогда первый хореографический опыт своих подрастающих специалистов. Нынешний «Балакирев Dance» — уже четвёртый. Всероссийский статус его позволяет принимать участников со всех концов страны. От Череповца до Астраханской области, от подмосковной Истры до Сахалина. Конечно, приехали и танцевальные коллективы нашей области. Три дня переливались разноцветные потоки участников из концертного зала в фойе, из фойе на лестницы, в классы, из классов — за кулисы и на сцену. Где ещё, как не на танцевальном конкурсе, вы встретите рядом участников, одетых в национальные марийские, бурятские или удмуртские костюмы? Где, как не на сцене такого конкурса, увидите танцы, поставленные на костромском материале, на казачьей лексике, на традициях пляски скобарей? Это настоящая ярмарка хореографических приёмов, постановочных идей, ярких костюмов. В номинациях классический танец, народно-сценический танец, народно-стилизованный танец, эстрадный танец, современная хореография, искусство балетмейстера, уличные направления танцев. Конкуренция была очень сильная. Нелегко пришлось жюри. Достаточно сказать, что в номинации «Народно-сценический танец» дипломы лауреатов I степени в разных возрастных категориях вручили семи участникам.

Магнит для мальчиков

«Хохломские узоры» из Семёнова приехали на «Балакирев Dance» впервые, хотя этот коллектив в прошлом году уже отметил десятилетний юбилей и получил множество лауреатских званий на различных фестивалях и конкурсах. Вы только взгляните на список их побед — так и ахнете. На этот раз семёновцы стали дважды лауреатами второй степени в разных номинациях народного танца. — Мы даже не ожидали, что так получится, — говорит руководитель ансамбля Николай Чаховский. — Конкурс очень сильный, статусный, интересные коллективы, жюри — профессионалы своего дела. Мы результатами очень довольны. Сам Николай Чаховский получил специальный диплом за педагогическую работу с мужским составом. Действительно, дефицитных в других ансамблях мальчиков и более взрослых парней здесь много. Может быть, есть какой-то специальный магнит? — В округе я единственный руководитель-мужчина, мужчина-хореограф, — рассуждает Николай Чаховский. — Наверное, поэтому мальчики и идут. Когда пришёл сюда работать, сам танцевал, и люди это видели, возможно, и это сыграло свою роль. В «Хохломских узорах» мы работаем вместе с женой Еленой, она поёт, ведёт вокал, я — хореографию. Болеем своим делом, делаем всё, чтобы дети развивались, привозим с конкурсов хорошие результаты. Власти нас поддерживают. Николай Николаевич — из Ковернинского округа, деревни Сухоноска. Но семёновцы ему доверяют. В коллективе царит железная дисциплина, и творческая сторона дела тоже очень привлекает. В основном исполняются русские народные песни и танцы, а русская культура важна душой, дети тоже поют и танцуют с душой. Плюс руководители коллектива подбирают такой репертуар, что детям просто нравится выходить на сцену и передавать свою энергетику зрителям. А ещё, бывает, включает Николай Николаевич музыку и предлагает детям импровизировать. Воображение у них яркое, нет-нет да и подскажут что-то новенькое. Остаётся только разработать. — Моя мечта как руководителя всегда была, чтобы у нас работал мужчина-хореограф, — признаётся Татьяна Скобелева, заведующая отделом культуры администрации городского округа Семёновский. — Эта мечта осуществилась 11 лет назад, когда я впервые увидела Николая Николаевича на фестивале «Золотая хохлома» и предложила работу у нас. Они с супругой Еленой Фёдоровной согласились. Так у нас в городе организовался песенно-танцевальный коллектив «Хохломские узоры». Благодаря харизме супругов Чаховских и ежовым рукавицам, в которых они держат детей, родители им очень благодарны. Мы их тоже поддерживаем.

Сахалинские костоломы

Четырнадцатилетний участник ансамбля «Хохломские узоры» Максим в оценке хореографических сложностей парадоксально категоричен: «Всё трудно, но всё легко!» Делясь впечатлениями, он назвал запомнившихся участников из ЮжноСахалинска: «Больше всего понравилось, как они ломали кости». «Ломали кости» — это не фигура речи. Танец «Костоломы», на который без пяти минут мужчины ансамбля «Ангара» вышли с настоящими костями в руках, запомнился, наверное, всем. — Костоломы — это наша бурятская культура, — рассказывает Сэржэма Ринчинова, руководитель ансамбля национального танца «Ангара». — У бурят, если у тебя есть сын, он должен уметь бить кость. Сначала мы забиваем на зиму корову. Потом варим цельное бедро, съедаем мясо, а кость высушиваем. Её и разбивают в танце. Смысл ломания костей — освобождается душа животного. Она может переродиться хоть в человека, хоть в маленький цветочек. Эти кости довольно дорогие, мы их очень бережём. Сюда привезли их с собой в качестве реквизита для танца. «Ангара» добиралась с Сахалина с пересадками и приключениями, только перелёт занял девять часов. Ансамбль подготовил больше номеров, чем смог показать, но самобытные танцы, поставленные по бурятским легендам, национальные бурятские костюмы, специально записанные фонограммы с использованием горлового пения были оценены по достоинству. Лауреаты III степени, они также получили специальный диплом за сохранение народной традиции в сценической хореографии. Подобное обращение к традиционным ритуалам — не единственное на конкурсе. Номер «Приход весны» борчанина Никиты Репникова построен на материале танцевальной культуры хантов. Девочки Лида и Алина из уренского коллектива «Жемчужинка» охотно делятся подробностями о показанных танцах. Их два. «Нашептала реченька» — о том, как девушки проводят обряд на реке. «Загадай желание успеть» — история о том, как звезда падает, а люди её ловят, чтобы она не потухла. Итог — лауреатство III степени. — Своими девочками довольна, — говорит Ирина Мазур, руководитель коллектива. — Мои впечатления о конкурсе? Конкурс потрясающий! Очень интересные коллективы со всей страны, очень сильные постановки. Легко ли заниматься в Урене эстрадным танцем? В отличие от больших городов, у нас немного населения, и на приём в коллектив приходит немного детей. В этом особенность нашей работы.

За пять минут до победы

До гала-концерта — несколько минут. Десятилетняя Софья Зуйкова из нижегородского образцового коллектива «Pizzicato» готова к выходу на сцену, ей предстоит танцевать вариацию Армиды из балета Н. Черепнина «Павильон Армиды». Напротив — Софьина мама. — Мы выступали в пятницу, — говорит мама, — у нас было очень много номеров. Мы очень сюда хотели — хорошая организация, красивый конкурс, сильный, достойный, сложный. Софья много участвует в конкурсах, получаем и Гран-при, но здесь большая конкуренция. В эти минуты ни мама, ни Софья ещё не знают, что девочка стала трижды лауреатом I степени в номинации «Классический танец» — за сольный танец, за дуэт и трио. Ансамбль «Пионерия» из Нижегородского дворца детского творчества имени Чкалова выступает на «Балакирев Dance» с самого начала, в позапрошлом году стал лауреатом Гран-при, в прошлом году участвовал в открытии фестиваля. Кому, как не старожилам, задать вопрос, что в этом событии особенного? — Прежде всего общение, — уверенно определяет руководитель коллектива Ольга Белова. — Здесь представительство со всей страны. Посещаем много конкурсов, но за последние годы подобного богатого представительства не встречала. Можно посмотреть, чем дышит танцующая страна: тут и музыка, и костюмы, и хореография. Причём превалирует народная хореография. Это очень важно. Мы должны знать свои истоки. Народная хореография настолько разнообразна: Сибирь — это одно, европейская часть — другое, север, юг, русский танец у каждого со своим акцентом. Важен и мощный воспитательный фактор — настолько всё дисциплинированно, дружелюбно, отношение друг к другу не как к конкурентам, а как к собратьям по виду искусств. Считаю, что такие конкурсы не просто пропагандируют творчество, воспитывают патриотизм, а ещё и объединяют ребят.

Светлана КУКИНА, Наталия МАСЛОВА, Ульяна МАСЛЮКОВА.

Фото Ильи КОТОВА.