Сказ про снегирей и про тайну
А на Казанскую приехали мы сюда, домой, в Борнуково. Пойдем в пещеру сходим? Пошли. В глине маленький кусочек ангидрита увидели. Стали копать в этом месте и больше двух тонн нашли. Несколько дней домой носили. Вот хотите верьте, хотите нет.
-
Да, чудеса! Прямо как в сказах бажовских. Только здесь свой сказ. Не про уральских мастеров, а про нижегородских, из них и будет Иван Викторович Евстифеев, главный художник Борнуковской камнерезной фабрики.
Париж удивили
На речке Пьяне стоит село Борнуково. Правый берег ее леском порос. И все, кто мимо идет или едет, невольно взгляд в ту сторону кидает. Под высоким рыжим глинистым берегом пещера Борнуковская. А в ней камень ангидрит. Из того камня белочка в доме у Ивана Евстифеева. Вот она сидит на пенечке, глазками озорно поводит. Боярыней смотрит, хозяйкой лесной. Как живая! Того и гляди вспугнешь.
Красивый камень ангидрит. Его борнуковцы еще в XVIII веке добывали и по всей матушкеРуси продавали. Государыня Екатерина II «дикую» добычу камня прекратила и дело это под государственный контроль взяла.
Ангидрит и «слюденцом» называют, и «нижегородским мрамором». Дома знати им украшали, а в XIX веке из него попробовали фигурки небольшие вырезать. Анималистическая игрушка в советское время особенно популярна стала. И за границей понравилась. Даже на парижской выставке ее отметили. Мастера знатные на фабрике «Борнуковская пещера» работали: Павел Васильевич Курышев, Павел Иванович Рубцов. Известные выходцы из Борнукова скульпторы Виктор Иванович Пурихов и Павел Иванович Гусев.
Камня фабрике много требовалось. Решили в 1950 х годах взрыв в пещере произвести побольше ангидрита добыть. Да переборщили. Взрыв чересчур сильным получился. Гроты и вход засыпало. С тех пор камень в промышленных масштабах там не добывают. Только если кому улыбнется счастье, как вот Ивану Викторовичу Евстифееву на Казанскую.
Дар Божий
Я насчет камня больной, машет рукой Иван Евстифеев. Как увижу, глаза разгораются. Ничего с собой поделать не могу. Ведь если камень хороший, никакая усталость меня не берет. Работаю и работаю.
А мы давайте на работу эту полюбуемся. Вот снегиридутыши с алой грудкой на рябину уселись, кошки, соболь с любопытством смотрит, барсук, лисица рыжая калачиком свернулась, холодно ей. Скульптура так и называется «Зимняя лисица».
Иван Евстифеев потомственный камнерез. Отец его, Виктор Иванович, был знатный резчик, тоже на фабрике работал. Дядя, Павел Иванович Рубцов, стоял у истоков создания фабрики.
Иван Викторович, когда пришло время, закончил то же Московское художественное училище имени Калинина, что и его знаменитые земляки. Работал в Нижнем, Москве. Потом домой вернулся, на родную фабрику.
Это яшма уральская, это краснодарская, вот пейзажная. Вот агаты, селенит, оникс, мастер домашнюю коллекцию показывает. Глядите, вот этот соболь из краснодарского кальцита. Зверь темный, подставка белая красиво ведь? Только мне дороже те работы, что из местного сырья сделаны. Ангидрит на расцветки богат: розовый, голубой, зеленый может быть. Вот снегири: грудки у них борнуковский красный ангидрит. Это самый редкий камень. А лисица сделана из знаменитой ранжи борнуковской. Изза оранжевого цвета ее так прозвали. Глядите, разводы какие красивые! мастер и сам на камень залюбовался.
Камни магией какойто обладают, продолжает Иван Викторович Евстифеев. Тайна в них есть. И это не пустые разговоры. Иной раз не поработаешь месяц, потом сядешь к камню он как обиделся: не поддается, и все.
И душа у камней разная. Есть холодные, а ангидрит теплый. Ангидрит дар Божий для художника. У него и цвет, и пластичность… Для скульптораанималиста это идеальный материал.
На фабрике «Борнуковская пещера» есть собранная Иваном Евстифеевым коллекция камней образцы борнуковского ангидрита он чуть ли не по всему бывшему Советскому Союзу собирал. И не зря. Красота необыкновенная!
Живое искусство
В камнерезном цехе тишина и сосредоточенность, как и положено в творческой мастерской.
Вот так мы и работаем, улыбается Иван Викторович. А сейчас я вам эскиз покажу. Собаки выгоняют медведя из берлоги. Щемящий такой момент. Эскиз маленький. Я в натуральную величину из пластилина не леплю. А зачем? Когда буду скульптуру делать, просто набросаю по массам, где что будет. А дальше камень сам подсказывает. Допустим, здесь надо плоскость, и так далее… Иногда просто смотришь на камень и видишь зверушку какуюто…
Остается отсечь все лишнее. Чем Иван Викторович много лет и занимается. Он победитель многих международных конкурсов, участник множества международных выставок. Мастер признанный. На фабрике «Борнуковская пещера» тоже выставка его работ есть. Тут маленькие зверушки и большие звери. Все с «говорящими» глазами.
Решить вещь пластически не так сложно, объясняет мастер. А вот заложить внутрь… душу, что ли? Я сторонник живого искусства. Мне важно, чтобы если, допустим, пума лежит, отдыхает это одно, но если она со скалы увидела когото, насторожилась, то нужно запечатлеть именно этот миг, чтобы люди его почувствовали.
И чувствуешь! Вот лисица рыжая уже не лежитотдыхает. Насторожилась, прислушалась. Не дай Бог сейчас косому ей на пути попасться. Погибнет.
В девяностые годы такая же судьба чуть знаменитую фабрику не постигла. Сейчас она поднимается. Не зря сюда и Ивана Викторовича Евстифеева пригласили.
Я вернулся на родину с конкретной целью возрождать борнуковский промысел, убежденно говорит мастеркамнерез. Ведь как бывает на какойто, допустим, выставке? Ой, это уральцы приехали! А это краснодарцы! Надо, чтобы сказали: «О! Это Борнуково!» А главное для этого что? Сохранить борнуковские традиции. Вот и бережем, сохраняем.
Такой вот у нас сложился сказ. Про птиц и зверей, про мастеров и камень ангидрит. А тайна, что в камне сокрыта, так и остается тайной. Она не всем открывается только мастерам. И каждому посвоему.
Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
-
Бутурлинский район.
-