07_2012_12-1
Posted in Увлечения
20.02.2012

Сказ про снегирей и про тайну

А на Казанскую приехали мы сюда, домой, в Борнуково. Пойдем в пещеру сходим? Пошли. В глине маленький кусочек ангидрита увидели. Стали копать в этом месте и больше двух тонн нашли. Несколько дней домой носили. Вот хотите ­ верьте, хотите ­ нет.

Да, чудеса! Прямо как в сказах бажовских. Только здесь свой сказ. Не про уральских мастеров, а про нижегородских, из них и будет Иван Викторович Евстифеев, главный художник Борнуковской камнерезной фабрики.

Париж удивили

На речке Пьяне стоит село Борнуково. Правый берег ее лес­ком порос. И все, кто мимо идет или едет, невольно взгляд в ту сторону кидает. Под высоким рыжим глинистым берегом ­ пещера Борнуковская. А в ней камень ­ ангидрит. Из того камня белочка в доме у Ивана Евстифеева. Вот она ­ сидит на пенечке, глазками озорно поводит. Боярыней смотрит, хозяйкой лесной. Как живая! Того и гляди вспугнешь.

Красивый камень ­ ангидрит. Его борнуковцы еще в XVIII веке добывали и по всей матушке­Руси продавали. Государыня Екатерина II «дикую» добычу камня прекратила и дело это под государственный контроль взяла.

Ангидрит и «слюденцом» называют, и «нижегородским мрамором». Дома знати им украшали, а в XIX веке из него попробовали фигурки небольшие вырезать. Анималистическая игрушка в советское время особенно популярна стала. И за границей понравилась. Даже на парижской выставке ее отметили. Мастера знатные на фабрике «Борнуковская пещера» работали: Павел Васильевич Курышев, Павел Иванович Рубцов. Известные выходцы из Борнукова ­ скульпторы Виктор Иванович Пурихов и Павел Иванович Гусев.

Камня фабрике много требовалось. Решили в 1950 х годах взрыв в пещере произвести ­ побольше ангидрита добыть. Да переборщили. Взрыв чересчур сильным получился. Гроты и вход засыпало. С тех пор камень в промышленных масштабах там не добывают. Только если кому улыбнется счастье, как вот Ивану Викторовичу Евстифееву на Казанскую.

Дар Божий

­ Я насчет камня больной, ­ машет рукой Иван Евстифеев. ­ Как увижу, глаза разгораются. Ничего с собой поделать не могу. Ведь если камень хороший, никакая усталость меня не берет. Работаю и работаю.

А мы давайте на работу эту полюбуемся. Вот снегири­дутыши с алой грудкой на рябину уселись, кошки, соболь с любопытством смотрит, барсук, лисица рыжая калачиком свернулась, холодно ей. Скульптура так и называется «Зимняя лисица».

Иван Евстифеев ­ потомственный камнерез. Отец его, Виктор Иванович, был знатный резчик, тоже на фабрике работал. Дядя, Павел Иванович Рубцов, стоял у истоков создания фабрики.

Иван Викторович, когда пришло время, закончил то же Московское художественное училище имени Калинина, что и его знаменитые земляки. Работал в Нижнем, Москве. Потом домой вернулся, на родную фабрику.

­ Это яшма уральская, это ­ краснодарская, вот ­ пейзажная. Вот агаты, селенит, оникс, ­ мастер домашнюю коллекцию показывает. ­ Глядите, вот этот соболь ­ из краснодарского кальцита. Зверь темный, подставка белая ­ красиво ведь? Только мне дороже те работы, что из местного сырья сделаны. Ангидрит на расцветки богат: розовый, голубой, зеленый может быть. Вот снегири: грудки у них ­ борнуковский красный ангидрит. Это самый редкий камень. А лисица сделана из знаменитой ранжи борнуковской. Из­за оранжевого цвета ее так прозвали. Глядите, разводы какие красивые! ­ мастер и сам на камень залюбовался.

­ Камни магией какой­то обладают, ­ продолжает Иван Викторович Евстифеев. ­ Тайна в них есть. И это не пустые разговоры. Иной раз не поработаешь месяц, потом сядешь к камню ­ он как обиделся: не поддается, и все.

И душа у камней разная. Есть холодные, а ангидрит ­ теплый. Ангидрит ­ дар Божий для художника. У него и цвет, и пластичность… Для скульптора­анималиста это идеальный материал.

На фабрике «Борнуковская пещера» есть собранная Иваном Евстифеевым коллекция камней ­ образцы борнуковского ангидрита он чуть ли не по всему бывшему Советскому Союзу собирал. И не зря. Красота необыкновенная!

Живое искусство

В камнерезном цехе тишина и сосредоточенность, как и положено в творческой мастерской.

­ Вот так мы и работаем, ­ улыбается Иван Викторович. ­ А сейчас я вам эскиз покажу. Собаки выгоняют медведя из берлоги. Щемящий такой момент. Эскиз маленький. Я в натуральную величину из пластилина не леплю. А зачем? Когда буду скульптуру делать, просто набросаю по массам, где что будет. А дальше камень сам подсказывает. Допустим, здесь надо плоскость, и так далее… Иногда просто смотришь на камень и видишь зверушку какую­то…

Остается отсечь все лишнее. Чем Иван Викторович много лет и занимается. Он победитель многих международных конкурсов, участник множества международных выставок. Мастер признанный. На фабрике «Борнуковская пещера» тоже выставка его работ есть. Тут маленькие зверушки и большие звери. Все с «говорящими» глазами.

­ Решить вещь пластически не так сложно, ­ объясняет мастер. ­ А вот заложить внутрь… душу, что ли? Я сторонник живого искусства. Мне важно, чтобы если, допустим, пума лежит, отдыхает ­ это одно, но если она со скалы увидела кого­то, насторожилась, то нужно запечатлеть именно этот миг, чтобы люди его почувствовали.

И чувствуешь! Вот лисица рыжая уже не лежит­отдыхает. Насторожилась, прислушалась. Не дай Бог сейчас косому ей на пути попасться. Погибнет.

В девяностые годы такая же судьба чуть знаменитую фабрику не постигла. Сейчас она поднимается. Не зря сюда и Ивана Викторовича Евстифеева пригласили.

­ Я вернулся на родину с конкретной целью ­ возрождать борнуковский промысел, ­ убежденно говорит мастер­камнерез. ­ Ведь как бывает на какой­то, допустим, выставке? Ой, это уральцы приехали! А это краснодарцы! Надо, чтобы сказали: «О! Это Борнуково!» А главное для этого что? Сохранить борнуковские традиции. Вот и бережем, сохраняем.

Такой вот у нас сложился сказ. Про птиц и зверей, про мастеров и камень ангидрит. А тайна, что в камне сокрыта, так и остается тайной. Она не всем открывается ­ только мастерам. И каждому по­своему.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Бутурлинский район.