Posted in Культура
04.01.2024

КАК ВАЖНО БЫТЬ АКТИВНЫМ

Хроника социального успеха — в быличках и половичках

На карте этой деревни рядом с привычными — сельсовет, почта и остановочный комплекс значатся «мудрая ель» и «секретный лес». А вот ещё Народный музей исчезнувших деревень, что ж это такое-то? А это деревня Сеп Игринского района Удмуртской Республики. Её называют территорией эксперимента. Эксперименты, например, такие: «Хранители», «Культурный центр местного сообщества», «Время водит хоровод». Эти и другие затеи, которые придумывают и осуществляют здесь, вывели маленькую деревню на федеральный и даже международный уровень. Историю успеха рассказывает на новой выставке нижегородский Арсенал — Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Заповедное путешествие

Выставка называется «Тау, Сеп». В переводе с удмуртского языка — «Спасибо, Сеп». Заходишь на неё как в приключение, как в сказку. Впереди — заповедное пространство, наполненное старинными песнями, фотографиями, рисунками, предметами, фигурками из глины, рассказами и воспоминаниями жителей далёкого северного края. На фотографиях — деревня через окуляр подзорной трубы. На первый взгляд, даже не понимаешь, окуляр приближает или отдаляет? Но игра с пространством получилась неожиданной и увлекательной. Река Сеп, пастбище, улицы, постройки. С помощью бумаги, акварели и гуаши жители и приезжие художники-профессионалы запечатлевают сегодняшнее состояние деревни. Это проект «Семейный альбом». Фигурки из глины и пластилина. Наивная лепка, юрты с избушками, кошка размером с плетень, глиняный плетень рядом. Черти и лешие, герои страшноватых местных сказок-быличек. Былички можно послушать здесь же, через несколько шагов. Их тоже рассказывали и записывали сами жители Сепа. — На этой выставке речь не о том, что это удмуртская деревня, а о том, что в этой деревне происходит, какие люди в ней живут, что и как делают, — объясняет куратор выставки Дарья Ткачёва. — Далеко не каждая удмуртская деревня такая. Активные люди, живущие в деревне Сеп, через культурные практики, через работу с художниками, дизайнерами, архитекторами, учёными, через интерес к своей традиционной народной культуре, через желание показать эту культуру молодёжи и гостям меняют свою жизнь и свою деревню. Жители Сепа сами записывают свои песни, воспоминания и сказания, привезённые из экспедиций, в которых участвуют тоже сами, атрибутируют, каталогизируют собранное и запечатлённое, собирают публичный архив севера Удмуртии. В деревне расширяется активность, разрастается сообщество активных людей. Конечно, всем этим они занимаются помимо своей тяжёлой деревенской работы на фермах и в полях и обыденных домашних деревенских забот. Своей деятельностью сеповцы (или сепчане) привлекли внимание на уровне района и республики. Народный музей исчезнувших деревень, появившийся здесь, — в федеральной музейной повестке, туда прицельно приезжают и зарубежные гости. В результате в этой маленькой — три улицы, четыреста жителей — деревне есть не только центральная площадь, но и модный стильный клуб со студией звукозаписи, в которую приезжают записываться музыканты аж из Швейцарии. Изменения произошли за последние восемь лет.

Куда исчезают деревни?

Изначально музей исчезнувших деревень представлял собой семь альбомов с фотографиями. Стояли рядом семь небольших селений: Бисар, Верх-Палым, Николаевка и другие. Люди там жили, работали и праздновали, создавали семьи и растили детей — пока селения их не попали под программу ликвидации неперспективных деревень. Попал в неперспективные — значит, закрываются школа, медпункт и ферма, прощай, электричество и дороги, люди покидают обжитые хозяйства. И только одинокие деревья напоминают через десятилетия о местах, где когда-то кипела жизнь. — Исчезнувшие деревни плачут и ждут, — говорили местные жители, решившие сохранить память об этих местах. А жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки. Эти слова я прочитала в одном из сеповских последующих каталогов. Первое, что они сделали — собрали альбомы с фотографиями, по альбому на каждое селение. — По альбому можно идти, как по деревенской улице, — рассказывает Татьяна Ксенофонтовна Мосова, директор сельского клуба и местный главный энерджайзер. Обычно её кличут Ксенофонтовной. — На первой странице фотографии членов семьи, которая жила в первом от окраины деревни доме, на следующей — семьи из второго дома, и так далее. Если после частного дома на улице располагался магазин или клуб, то мы так и писали и вклеивали какиенибудь сохранившиеся объявления. К этому моменту сеповцы познакомились с командой некоммерческой организации «КАМА рекордз», которая занималась социокультурными проектами. Желание жителей двигаться дальше сложилось со знанием современных технологий — так получился музей, равных которому нет в Республике Удмуртия. За первые десять месяцев после открытия — семь тысяч посещений.

Наклеенное полотенце

Выставка «Спасибо, Сеп» напоминает сегодня не только о музее, но и о других проектах, в которых участвовала деревня. Сначала — её активное «ядро», семь-восемь человек, преимущественно работников сельского клуба. Потом присоединились волонтёры. Потом — все остальные, от мала до 102 лет. В свои 102 года плетёт яркие круглые половички Вера Константиновна Селиверстова. Она представляет их «коврами» — с лосями, белочками, лисичками, голубями. Исходный материал — полоски ткани, на которые разрывают или разрезают изношенные вещи. Сюжеты подсказывает современная действительность. Про ковёр с лисичками рассказывают, что на самом деле это внуки показали бабушке одного из покемонов. Он ей очень понравился, и бабушка увековечила покемона в коврике. Она увековечила не только покемона. К каждому коврику прикреплена бумажка, на ней от руки написано: «Бордовый — нейлоновая рубашка, шик семидесятых, принадлежала другу семьи Николаю Павловичу. Яркий синий — вязаный костюм внука Ромы в возрасте 4-5 лет, он в нём в садик ходил». Это информация о тех вещах, которые после нескольких нехитрых операций преобразовались в коврики. Здесь и история семьи, и имена для родословной, и бытовая история места, и обращение к теме памяти в целом. Народная традиция превращать износившиеся предметы одежды в полезные бытовые вещи известна давно, и подобные цветные коврики можно по сей день встретить на базарах. Несколько лет назад родившийся на Урале художник Леонид Тишков использовал эту традицию в своей выставке, она была в Арсенале. «Каждый коврик в домах на Урале хранит память об ушедших людях, как лазерный диск, на котором записаны их голоса и лица», — говорил он. Сеповские носители культуры на выставке побывали, очень этой идеей прониклись и создали работу-подражание, оммаж, как говорят художники, Леониду Тишкову. На открытие выставки приехали пятеро сеповских женщин. Всплакнули, конечно. — Захожу в каждый зал, и всё родное, только стены другие, — призналась одна из них. Только заволновались, что узорчатые полотенца, принесённые в музей, наклеили на торцы разделительных стен. Нельзя же! А полотенца на торцах искусно напечатаны, я и сама тоже было приняла их за настоящие, позже уже разглядела, что это печать.

Ни минуты без дела

— Для нас этот проект начался в 2007 году, когда мы познакомились впервые с деревней Сеп и были удивлены, что такая маленькая деревня имеет такую активную культурную жизнь, — вспоминает Александр Юминов, куратор выставки и руководитель «КАМА рекордс». Создание музея было очень непростым делом. Как рассказывают супруги Юминовы, авторы многих сеповских проектов, они проживали с жителями каждый шаг. Жителям надо было объяснять, что такое история, что такое исторический документ, как его читать и расшифровывать, как ходить в экспедиции и собирать материал. Это целая просветительская программа. И когда музей появился, он был их собственный, они знали цену каждой этикетке под экспонатом, они расшифровали каждое интервью, они осваивали компьютер, чтобы набирать этот текст. Конечно, очень важно сотрудничество с районной администрацией. Инфраструктурных изменений без поддержки власти не получить. Однако за счёт культурных проектов на территорию обратили внимание, и руководство района выходило на руководство республики, чтобы им выделили деньги на капитальные преобразования. Клуб за несколько лет перестроили, на его нынешних 750 квадратах появились детский центр, выставочное пространство, зал, коворкинг, пять теплых туалетов (один из них для инвалидов). Качественные техника, мебель, освещение с финансированием 50х50. Очень многое взяли на себя волонтёры, сами делали или придумывали бартерные схемы и договаривались. Появились дороги, потому что внимание туристов к Сепу не ослабевает, приезжают депутаты, приезжает и глава республики (сам проводит экскурсии для депутатов). Появились новые рабочие места. В 2019 году над Сепом поднялась сотовая вышка. В следующем году обещают наконец-то провести газ. Всё это — повышение качества жизни людей. А начиналось всё с культурных практик жителей деревни. Юминовы могут рассказать множество драматических и занимательных историй, в которых сеповцы за время их знакомства попадали в сложные обстоятельства, но выходили из них с честью. — Сейчас вспоминаешь — звучит как сказка, — говорят Александр и Ольга Юминовы. — Но бывали и тяжёлые времена, заставляющие нас волноваться. И тогда сеповцы говорили нам: спокойно, мы справимся. Мы сами многое можем сделать.

Светлана КУКИНА.

Фото Алексея ШЕВЦОВА.