Posted in Культура
21.12.2023

ЗВУЧИТ ПАСТУШИЙ ДЖАЗ

Находки фольклористов пробуждают интерес к национальным инструментам

Какие только инструменты не звучали в стенах Нижегородского музыкального училища за его стопятидесятилетнюю историю. Но очередная премьера все же состоялась, причем, совсем недавно. На педагогической конференции, прошедшей в ноябре, впервые за все годы существования училища в малом зале прозвучал пастуший аэрофон. Точнее — марийский шувыр.

Играй, пузырь

Шувыр еще называют волынкапузырь. Название инструмента так и переводится с марийского: пузырь. Духовой инструмент волынка многим знаком по фильмам: к большому мешку, через который вдувается воздух, приделаны несколько трубок. Вместо мешка часто использовали пузырь крупного животного, например, быка. Марийский шувыр как разновидность — один из самых сложных в исполнении традиционных инструментов, к тому же давным-давно вышедший из практики и почти забытый. Этот инструмент представил в училище Андрей Харлов, доцент Нижегородской консерватории им. Глинки и руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Свети-цвет». — Пузырь — это волынка с одной лишь трубой, в которую вставляются две небольших трубочки, раньше их изготавливали из полых костей птиц, — рассказал музыкант. — Шувыр бытовал на севере области до середины прошлого века и был очень распространен в силу своей дешевизны. На нём играли в том числе и женщины, хотя это достаточно трудно. Он постоянно звучал на марийских праздниках. Об этом часто рассказывали местные жители. Со второй половины XX века сведения об активном бытовании этого инструмента отсутствуют. Однако благодаря постоянным экспедициям — а сам Андрей Владимирович ездит в них порядка сорока лет- исследователям удается давать вторую жизнь малоизвестным народным духовым инструментам: пастушьему рожку, жалейке, марийской девичьей трубе. Инструменты духовые, отсюда общее название — аэрофоны, то есть инструменты, связанные с выдуванием, с воздушным потоком. Получается, что исполнительская культура на десятилетия угасла, но когда люди видят забытые инструменты в современных условиях, интерес к ним возрождается. Участники местных фольклорных коллективов просят научить играть на этих инструментах и вводят их в свою концертную практику.

Тренируем дыхание

Пузырю как инструменту — века. Например, на миниатюрах новгородской Симоно-Хлудовской псалтыри XIII века изображен человек с таким инструментом в руках. Принцип игры на пузыре такой же, как и на старинном русском инструменте жалейке. Только в два раза трудней: трубок, как мы помним, вставлено две, значит, продувать надо две жалейки одновременно. Известный мэтр русского фолка, мультиинструменталист Сергей Старостин говорил, что пузырь — сложный и капризный инструмент, и нужно серьезно тренировать дыхательную систему. Чтобы не получилось как у Высоцкого, который пел, правда, по другому поводу: «Подвела меня, ведь я предупреждал, дыхалка». К тому же после игры за пузырем нужно тщательно ухаживать. И все же, как на нем играть? Андрей Харлов, не только изучающий инструменты, но и практикующий исполнитель, много лет играет на традиционных нижегородских пастушьих аэрофонах, рожке и жалейке. Он решил воссоздать на марийском шувыре русский наигрыш и применил жалеечный принцип игры. Выяснилось, что инструмент на самом деле богат по возможностям: он имеет шесть звуков и два бурдона. Бурдон — это непрерывно тянущийся во время исполнения низкий тон, на фоне которого развивается мелодия, наигрыш. Мастера рассказывали, что иногда под определенную песню делали конкретный с точки зрения звуковысотности инструмент. Сами наигрыши Андрей записывает в экспедициях. Слушает, как это делают местные жители и записывает, как это называют фольклористы, определенную интонационную формулу. Она состоит из двух-трех звуков. Некоторые такие формулы исследователь записал тридцать лет назад, слушая мастеров. — Но даже сам исполнитель не сыграет два раза одинаковый наигрыш — они импровизационны и могут звучать совершенно по-разному, — объясняет музыкант. — Обыгрывание интонационных формул свое у каждого исполнителя. У меня тоже нет одинаковых наигрышей. Инструменты и исполнительские находки мы с ансамблем «Свети-цвет» показываем на концертах, фестивалях и конференциях. Неповторимость исполнителей определяется не только импровизационностью, как в джазе. Это и манера, и стиль, различается даже техника подачи воздуха. Дуешь сильнее — получается передувание, и звук повышается. Более слабый поток воздуха дает более низкий звук.

Хочу замуж. Дайте удырпуч!

Экспедиции последних лет принесли несколько интересных находок фольклористам и этномузыкологам, изучающим музыку разных народов. Одна из таких экспедиций, в юго-западные районы области, проводилась совместно сотрудниками Нижегородской и СанктПетербургской консерваторий. — Мы познакомились с пастухами и обнаружили действующие инструменты, рожки и трубы, два инструмента нам подарили, записали наигрыши, — рассказал Андрей. Однако история одного из традиционных инструментов началась не в экспедиции, а на Большой Покровской, центральной улице Нижнего Новгорода, где расположен музей истории художественных промыслов. В музее на стенде марийской культуры лежала полутораметровая труба. Но подписи никакой не было. Ученые заинтересовались, начали искать подробности в архивах. Музейные работники нашли в своих документах карточку, что якобы эта труба существовала в Балахнинском районе у пастухов. Слушайте, трудно представить, как пастухи таскали с собой полутораметровую здоровенную трубу. Но что тогда? — По другим версиям, похожая труба использовалась марийцами в Тоншаевском районе, — делился подробностями Андрей Харлов. — Но в 1990-е годы она уже практически исчезла из бытования. Мы начали двигаться в этом направлении. Оказалось, что это так называемая девичья труба удырпуч, названная близко к названию местного осеннего праздника. Девушки трубили на этой трубе в знак готовности к замужеству, и этот сигнал слышали в деревнях за несколько километров. Известный тоншаевский краевед, специалист по марийской культуре Вячеслав Теркин познакомил музыкантов с мастером из Башкирии Васли Ольош. Это профессиональный псевдоним специалиста по изготовлению марийских национальных инструментов Алексея Ибулаева. Так появились две трубы, одна на деревянной основе, вторая на пластиковой. Обе обмотаны берестой. Деревянную трубу перед использованием надо проливать водой, чтобы дерево набухло и лучше звучало. Сейчас одна из труб находится в распоряжении народного фольклорного марийского ансамбля «Лекше выт». И снова получается, что труба вышла из употребления и была забыта, но благодаря усилиям фольклористов интерес к ней пробудился вновь.

Из виртуальной библиотеки — в кино

Новый головокружительный виток в биографии традиционные музыкальные инструменты сделали благодаря цифровым технологиям. Звуки инструментов и особенности исполнения на них записываются, и их можно использовать в работе без самих инструментов, а с помощью миди-клавиатуры — что-то вроде синтезатора. Записанные подобным образом инструменты можно назвать виртуальными. Так были записаны конкретные наигрыши на жестяных рожках и звуки жалейки из коллекции Андрея Харлова. Эти и другие виртуальные инструменты широко востребованы в кинематографе. И теперь наша нижегородская жалейка звучит в фильме-сказке «По щучьему велению», который совсем недавно прошел на большом экране.

Светлана КУКИНА.

Фото Михаила БУРЛАЦКОГО.