07_2012_5-1
Posted in .
20.02.2012

Конкуренция расширяет границы

В жестких тарифных тисках наш АПК пребывает уже не один год, что негативно отражается на привлекательности агробизнеса. Частенько вызывает недоумение и цена, которую переработчики предлагают хозяйствам за произведенную продукцию, ожидания аграриев на высокие прибыли в большинстве случаев не оправдываются.Осложняет положение и увеличение объема дешевой продукции, приходящей к нам из-за рубежа, что, как показывает практика, выбивает почву из-под ног российских хозяйств. Перспектива же расширения рынков сбыта, о котором давно мечтали крестьяне и которое должно было, как казалось, начать воплощаться в жизнь в связи с созданием Таможенного союза, на самом деле для многих производителей оборачивается сужением уже сложившегося экономического пространства.Пока членами организации являются Россия, Белоруссия и Казахстан, но не исключено, что в скором времени к ним присоединится и Украина. О своем намерении стать участником нового экономического сообщества заявила Новая Зеландия, которая очень заинтересована в сбыте своей животноводческой продукции. Не нужно забывать, что для России уже в ближайшем будущем встанет вопрос ратификации соглашения о вступлении во Всемирную торговую организацию.Смогут ли наши хозяйства эффективно работать в новых условиях, по другим стандартам? Какими последствиями чреват для отечественного аграрного сектора этот шаг? Мы предлагаем вниманию читателей мнения известных нижегородских аграриев, которых всерьез волнует судьба российского села.

Большое Болдино

Дотации ­ для развития

­ Закупочная цена на молоко в этом году пошла вниз, ­ говорит директор агрофирмы «Болдино» Алексей Демашов. ­ Если в феврале прошлого года оно стоило 15 рублей за литр, то в текущем закупают только по 12 рублей 80 копеек. И это во многом из­за белорусского сырья для наших молокозаводов.

Но от таможенного союза большой беды для нас не будет. Дело гораздо сложнее с вступлением в ВТО. Только по природным условиям мы не сможем на равных конкурировать с европейскими странами и даже с соседней Украиной. Там нет пяти месяцев зимы, как у нас. Страна расположена южнее, пастбища богаче, пасут там дольше. Отсюда и себестоимость животноводческой продукции ниже. Их продукция будет дешевле нашей. Наше зерно будет конкурентоспособным в мировой торговле. А вот животноводческая продукция у нас очень дорогая по себестоимости, поэтому будет неконкурентоспособной. Значит, своих телят и поросят мы будем вынуждены пустить под нож, а к нам повезут иностранную кенгурятину и буйволятину.

В развитых странах закупочная цена на сельхозпродукцию всегда известная и постоянная. И дотации аграрникам идут очень приличные. Наших сельхозпроизводителей стране надо дотировать.

­ ВТО разрешила России расходовать на дотации сельхозпроизводителям до 9 млрд рублей в год. Мы же пока тратим, по разным источникам, от 1 до 3 млрд. Если разрешили дотации, надо их задействовать. Но использовать продуманно и грамотно. Направить их на развитие сельского хозяйства, на модернизацию животноводческой отрасли, на удешевление энергоносителей, ­ говорит начальник районного управления сельского хозяйства Анатолий Пыхонин. ­ У нас механизация работ ниже, производительность труда отсюда тоже невысока. Поэтому и дотации надо использовать на все, что способствует снижению себе­стоимости сельхозпродукции.

Лукоянов

Не латать, а строить

­ Животноводческой отрасли надо уделить особое внимание, ­ считает главный зоотехник сельхоз­управления Лукояновского района Анна Кузьмина. ­ Дотации надо направить на три направления: современные животноводческие комплексы, коренное улучшение кормовой базы и полное обновление техники в животноводстве. И не только для кормозаготовок, но и для подготовки кормов к скармливанию.

Пора от реконструкции ферм, где мы все то же старье латаем, переходить на строительство современных животноводческих дворов. Только в них можно будет ждать снижения себестоимости животноводческой продукции.

У соседей

Дайте достойную цену

Ситуация с закупочными ценами характерна для многих российских регионов. Так, в Брянской области на днях прошло совещание во главе с губернатором, на котором обсуждалась эта проблема.

Как сообщает сайт администрации Брянской области, достаточно долгое время цена, по которой молоко закупается у селян, практически не менялась. А в октябре ­ декабре прошлого года и январе текущего произошло снижение базовых закупочных цен на молоко к соответствующему периоду 2010 и 2011 годов в среднем от 1 до 2 рублей за килограмм. Глава региона Николай Денин подчеркнул, что закупочная цена на молоко объективно не может быть ниже 13 рублей за килограмм, в то время как по области молоко у селян закупается по 11, а то и по 8 рублей. Такой подход просто губителен для сельхозтоваропроизводителей. Николай Денин заявил: «Качество молока должно быть на высоте однозначно, только так наша продукция будет конкурентоспособна в рыночных условиях. Только тот, кто предлагает лучшую продукцию, выиграет. Но и закупочная цена должна быть достойной».

А отпускная цена литра пастеризованного молока жирностью 3,2 процента на 1 января 2012 года составила в ООО «Жуковский молочный комбинат» 22,6 рубля, в ООО «Молоко» (г. Погар) ­ 20,6 рубля.

Как отмечалось в ходе совещания, затраты на производство молока растут, а цены реализации падают. В то же время проведенный анализ показал, что предприятия­переработчики имеют резервы для повышения закупочных цен на молоко­сырье у сельхозтоваропроизводителей.

Павлово

Один на один с диспаритетом

­ Такого чудовищного диспаритета цен никогда не было, ­ возмущается директор ЗАО «Горбатовское» Николай Шанин. – Наша продукция дешевеет, просто обвал цен. Не знаю, виноват в этом Таможенный союз или нет. Сегодня стоимость молока упала на два рубля по сравнению с прошлым годом. Молоко сдаем по 13 рублей за литр. Для сравнения: в 2007 году его принимали по
13 рублей 20 копеек.

Нельзя не согласиться с руководителем одного из лучших хозяйств Павловского района ­ сельское производство действительно задыхается от пресловутого диспаритета: разница в ценах за единицу продукции составляет до… 90 раз! Взять хотя бы постоянно увеличивающуюся стоимость дизтоплива и мизерную цену продажи зерна.

­ Мы стали жить хуже, ­ констатирует Николай Николаевич. ­ О предстоящей посевной думаю с ужасом: где взять средства на все необходимое? В животноводстве работать некому, сегодня бы поддержать тех, кто еще остался и старается как­то выжить, а поддержки от государства нет.

Пильна

За копейками улетают тысячи

­ Наше сельхозпредприятие производит много молока, и от него имеем хорошие доходы, ­ говорит директор СПК «Деяновский» Владимир Болтаевский. ­ Сейчас, в зимний период, ежедневно по восемь тонн отправляем на завод. До недавнего времени нам платили по ­
14 рублей 50 копеек за литр. Но вот цену уменьшили на 50 копеек, идут разговоры, что еще меньше станет. Тут уж хочешь не хочешь, а будешь считать потери.

Что значит для нашего хозяйства потерять 50 копеек на литре молока? В день, получается, недосчитываемся четырех тысяч рублей, а в месяц – 120 тысяч. Это равносильно тому, что раз в месяц мы отдаем переработчикам суточное количество молока бесплатно.

Вад

Нам бы такую предсказуемость

­ Живет в Финляндии один фермер. У него
16 коров. Производственная деятельность для него держится на двух незыблемых ориентирах: по полученной квоте обязан в год произвести 80 тонн молока. И цена на него заранее установлена. Не качнется она в течение года ни в ту, ни в другую сторону, ­ приводит пример начальник управления сельского хозяйства Вадского района Владимир Белозеров. ­ Знает фермер свой доход, на основании его просчитывает расходы. Дают его коровы по 5 тонн молока в год. И больших удоев ему не надо, поскольку продукцию сверх квоты или не возьмут, или возьмут по очень низкой цене.

Нашему бы крестьянину такую точную предсказуемость в хозяйственной деятельности. Вот начался новый год, а уже не раз слышал от руководителей хозяйств, что цена на молоко снижается. Пусть на копейки, но снижается. Пока они сильно не ропщут, поскольку идет дотация на молоко от областного правительства. Но скребет же на сердце: а еще на сколько могут снизить, сколько денег потеряем, в чем придется себя урезать? В неопределенные условия поставлен наш сельхозпроизводитель в отличие от финского.

Ну сколько можно нашему сельчанину тешить себя надеждой, что дадут достойную цену на произведенное? И это не только в отношении молока, которое пока что дает неплохие деньги. А знает ли он весной, когда выезжает сеять, какая будет цена на зерно в августе? Точно знает лишь то, что если зерна будет много, то цена на него упадет.

Явно и давно напрашивается другой подход в экономических отношениях между государством и сельхозпроизводителем. Пусть государство просчитывает, какая сельхозпродукция ему нужна, цену называет с уверенностью, что она заинтересует сельчан и они сами определятся, что им по силам производить и в каком количестве. А гарантией таких отношений должен стать долгосрочный контракт.

Прогноз

Потери намереваются компенсировать

Министерство сельского хозяйства РФ предполагает, что ВТО сделает отечественный аграрный сектор непривлекательным для инвестиций, а продукция, выпускаемая на российском рынке, не сможет конкурировать с аналогичной продукцией иностранного производства.

В целях поддержания отечественных производителей Минсельхоз предложил правительству выделять на цели аграрного сектора субсидии в размере 96 млрд рублей ежегодно, а также до 2020 года установить нулевую ставку налога на прибыль и льготный НДС на ввоз племенного скота. О намерениях ведомства сообщает газета «Ведомости».

Министерство сельского хозяйства уже подготовило доклад о возможных рисках аграриев в связи с вступлением страны в ВТО и направило его на рассмотрение в правительство. Чиновник ведомства пояснил изданию, что министерство сейчас разрабатывает меры, не противоречащие положениям Всемирной торговой организации, по защите внутреннего аграрного рынка. Так, например, для компенсации потерь в свиноводческой отрасли предлагается выделять 20 млрд рублей в год (из расчета по 10 рублей на 1 кг живого веса), а производителям говядины ­ 17 млрд рублей.

Другими сферами субсидирования, по планам Минсельхоза, должны стать производство свекловичного сахара и посевы сахарной свеклы. На них следует выделять 25 млрд рублей в год. На цели птицеводства Минсельхоз обозначил сумму
в 20 млрд рублей в год.

Министерство оценивает возможные потери молочного животноводства от нахождения в ВТО в 29 млрд рублей. Сохранение поголовья и надоев возлагается на правительство, которое должно утвердить размер компенсационных выплат из бюджета. Стоит напомнить, что президент РФ Дмитрий Медведев на переговорах относительно вступления в ВТО заверил аграриев в том, что их права при вступлении в союз будут максимально защищены.{jcomments on}