Posted in Культура
19.12.2023

ИСКУССТВО РОЖДАЕТСЯ ТОЛЬКО В БОРЬБЕ

Как история рваного ботинка повлияла на будущее

Газета продолжает проект, посвящённый нашему земляку Алексею Максимовичу Горькому. 155-летие писателя мы отметили в этом году. Но проект этот не юбилейный. Время от времени в «ЗН» читатель увидит публикации об открытиях, связанных с именем писателя и общественного деятеля. Сегодня в наш разговор вступает петербуржец, учёный-физик, исследователь и пропагандист отечественной науки, культуры и искусства, коллекционер, член Союза художников России, Санкт-Петербургского союза художников и Ассоциации искусствоведов, председатель Правления созданного им в 1990 году отделения Советского фонда культуры в г. Сосновый Бор Ленинградской области Юрий Михайлович ИВАНЕНКО.

— Юрий Михайлович, часто говорят: Горький — гуманист. В чём это заключается?

— Гуманизм Алексея Максимовича заключается в вере в человека. Мир пережил страшную Первую мировую войну. Кровавую. После крушения Российской империи в результате Февральской и потом Великой Октябрьской социалистической революции в России началось строительство нового государства в условиях ожесточённой Гражданской войны и интервенции. Горький стремился помогать деятелям науки и культуры всеми возможными средствами. И его роль в спасении учёных, деятелей культуры огромна. От имени советского правительства по поручению В.И. Ленина, несмотря на все его выступления в 1918-м году, когда он резко негативно отзывался о происходящих событиях, ему предложили создать организацию по помощи учёным и деятелям культуры. Причём сразу выделили деньги и средства, полностью доверили эту работу. Горький был настолько щепетилен, что присылал отчёты обо всех расходах. В годы гражданской войны, во время интервенции, голода создал издательство «Всемирная литература» для нового социалистического государства. Он создавал мир культуры, обязательно обеспечивающий преемственность старой и новой культуры, прежней и новой социалистической. Пролеткультовцы Горького ненавидели, потому что он был защитником этой идеи — сохранения классического наследия. Он беспокоился о том, чтобы были сохранены Академия наук, Академия художеств. На Дворцовой площади предлагали снести колонну и сделать могилу героев революции 1917 года. Горький предложил проводить захоронения революционеров на Марсовом поле, и это было поддержано. Он, конечно, сыграл огромную роль в привлечении деятелей науки и культуры к сотрудничеству с советской властью. Несмотря на его расхождения в 1917-1918 годах с политикой советского правительства, он понимал, что нужно обязательно двигаться в сторону создания нового государства, именно социалистического, и вот здесь его гуманизм полностью проявился. Голод был, и он обеспечил людей пайками. Дом учёных в Санкт-Петербурге именно по этой причине носит имя Горького. Он помогал Ивану Павлову. Создание издательства — это тоже помощь писателям и учёным, спасение. Привлекли полиграфистов, переводчиков, редакторов, иллюстраторов, они имели заработок. Он лично составил и предложил редакционный список для издательства «Всемирная литература» — это серия для подготовленной публики, и массовая серия. Я эти книжечки видел. У меня есть несколько книг этого издательства. Гражданская война, бумаги не было, а система помощи и просвещения работала. Гуманизм Горького ещё и в том, что он поднял значимость человека. Никто до него не говорил «Человек — это звучит гордо».

— А что было бы, если писатель не взял бы на себя такое ответственное дело, как сохранение культурного наследия царского времени, помощи деятелям науки и искусства?

— Базар был бы. Потери. Горький к этому времени уже был признанным деятелем культуры мирового уровня. За участие в революционных событиях 1905 года Горький был арестован, ему было предъявлено обвинение в «государственном преступлении». Чтобы его спасти, выступили известные деятели культуры того времени из Англии, Франции. Произведения Алексея Максимовича тогда уже издавались в Европе. Он был известен больше, чем любой русский писатель. Царское правительство вынуждено было пойти навстречу и его освободить.

— Чем, по-вашему, обусловлено такое отношение европейских деятелей культуры?

— Обусловлено философией писателя. Тонким чувствованием того, что было нужно в современном мире. Складывался кризис, происходила борьба рабочих за свои права, против рабства. Горький сам пережил и прошёл тяжёлую школу жизни. Он видел и понимал эти «низы». Много читал зарубежной философии. Ницше тогда популярен был. Но это была другая философия, которая позже привела Европу к фашизму, а Горький в своей пьесе «На дне», помните — «человек — это звучит гордо» — в первую очередь выставил идею прогрессивного развития человека, его способность преодоления. Это на самом деле суть искусства, оно возникло в человеческом обществе только как способность преодолевать природные катаклизмы, другие явления общественного существования. Оно возникает в борьбе. Это не развлечения.

— Сейчас говорят: искусство — полная свобода творчества, самовыражения…

— Не верьте. Это на самом деле антиискусство. Природа искусства в том, что оно поднимает человека и формирует его способность противостоять каким угодно препятствиям — экономическим, моральным, иным. Герои произведений Горького впервые в мировой литературе того времени оказались такими. Англия, Франция — литературные центры того времени — очень следили за новинками. И вдруг такие герои появились. В Европе в это время мистицизм, наркотики, самоубийства — всё это упадничество, у нас Серебряный век — тоже уход от проблем действительности. Горький в этом плане был провидцем. Он опережал время. В мире его знали. Толстого меньше знали, Пушкина, Чехова. А Горького знали. Он вывел другого героя в литературе. Авторитет Алексея Максимовича был огромным. Он долго жил в Италии, бывал в Лондоне. Встречался с писателями, социал-демократами, к нему в Россию приезжали разные люди, очень известные — Герберт Уэллс, Ромен Роллан, люди мирового значения. Горького уважали за то, что он сам сформировал себя как личность. Он не какой-то сынок из богатой семьи, где рос в тепличных условиях. Сам сформировался. И на Западе это ценили. Он самообразованием сформировался как гуманист и энциклопедист того времени.

— На ваш взгляд, самообразование — это сегодня важно? Оно делает человека?

— Важно. Конечно, важно. На протяжении всей жизни люди могут разные вещи делать, и очень ценные. Горький и Пушкин не оканчивали литературных институтов. Самообразование важно особенно сейчас, когда многие источники доступны. Работают прекрасные библиотеки. Есть интернет — он, конечно, сложная вещь, особенно на него надеяться не стоит, но можно отбирать информацию, проверять.

— Юрий Михайлович, ваши глубокие познания в сфере литературы, искусства — результат самообразования?

— Пришёл в сферу искусства, культуры, будучи учёным-физиком. Хотя искусство для меня никогда не было где-то вдали. С юных лет занимался и тем, и другим. Товарищи из моего круга специалистов в области физики, химии очень глубоко понимают, чувствуют искусство, культуру. Высокий уровень образования в какой-то сфере поднимает и общую культуру человека. В те годы, когда я учился в Ленинградском университете, у нас большое внимание уделялось гуманитарным дисциплинам. Даже на естественно-научном факультете. Очень глубоко давали философию, историю религии, научный коммунизм. Причём на научном, серьёзном уровне. А дальше — собственный метод освоения знаний, конечно. Так вот, Горького вывело в люди самообразование. Он очень талантливый человек, много впитывал. И люди, которые это видели, ему способствовали. Они видели молодого человека, у которого есть дар и который тянется к знаниям. Они в силу своей культуры помогали ему расти. Лев Толстой его, молодого, воспринял как своего. Уникальность Алексея Максимовича и в том, что он много путешествовал по России. Смотрел, как жизнь построена, как люди живут. И это оценили на Западе. Такого писателя никогда не было в России, да и в Европе никогда не было. Всегда с удовольствием читаю воспоминания Валентины Ходасевич, она была у Горького в Италии и видела, как итальянцы его любили, ценили. Это фантастика! 1925-й год. Люди там лошадей выпрягали и повозку, в которой сидел Горький, сами везли. Вот выдержка из тех мемуаров: «Многие проходящие мимо или увидевшие его из окон магазинов бросались на улицу, хватали его руки, пожимали, целовали, на ходу становились перед ним на колени… Во время одной из поездок в Неаполь, чтобы спастись от этого, увидев извозчика, мы сели в пролётку, но экипаж был окружён людьми, кто-то уже выпряг лошадь, и несколько человек, схватив оглобли, лёгкой рысцой потащили экипаж. Кругом бежали «охранявшие покой синьора Горького» поклонники и во весь голос кричали: «Viva Gorki! Caro! Carino! CheCello!» («Да здравствует Горький! Дорогой! Дорогуша! Какой красавец!»). Многие вскакивали на подножку пролётки, чтобы хоть на секунду приблизиться к любимому «Illustrissimoscriptore» (знаменитейшему писателю). Вот какую любовь и уважение вызывал наш писатель. Он не был просто эмигрантом. Он был русским писателем. И это все знали. У нас сейчас уж раз эмигранты, то эмигранты, они становятся ненавистниками России. И они недостойны России. А Горький всегда любил Россию, русского человека. Верил в него, несмотря на его темноту, чувствовал её и знал. И этот человек выиграл Великую Отечественную войну. Горький пережил сложнейшую эпоху. А как художник воспринимал всё остро. Осознавал происходящие процессы, думал о будущем. И в этом его значимость для нашей отечественной культуры. Для мировой культуры. Он человека поднял. Это важно. Многие философские течения говорят, что человек ничего не стоит и общество умрёт. И насилие над человеком Горький презирал. Его сказки, его рассказы — это обращение к народным корням, к народной традиции, к гуманизму. А его книги, где он показал жизнь разных слоёв общества, — это гениально. Горький — выдающееся явление. И то, что его стали называть вульгарно пролетарским писателем, давайте забудем. Горький — писатель всего мира. Роль пролетариата и крестьянства он понимал. Он раскрыл, показал психологию, социальную психологию, мораль разных слоёв общества. Глубина такого раскрытия колоссальная.

— Когда мы начинали проект, посвящённый нашему земляку, многие коллеги отзывались о несостоятельности идеи. Говорили, что время Горького ушло, его творчество сегодня не нужно.

— Такую мысль высказывают люди, которые стоят на реакционных позициях в сфере культуры. У нас в советское время было разделение: прогрессивное и непрогрессивное, реакционное искусство — и это было правильное разделение. Искусство может быть негативным, разрушающим человека. Горький — человек созидания. А это сегодня очень важно. Его пьесы раскрывали духовную силу человека, а главное — способность возрождения.

— Расскажу вам одну историю. Её поведал мне человек, достигший в жизни определённых высот. Так вот, когда он учился в школе и на уроках литературы проходили Горького, была суровая зима, школа находилась далеко, с полчаса топать по морозу. И как на грех, порвался ботинок. Родители, рабочие Горьковского автозавода, могли купить новую обувь только после зарплаты. Нога в дырявом ботинке становилась деревянной, но парень шёл и представлял Павла Власова, героя романа «Мать», который в морозные дни ходил на революционные собрания из Сормова в центр Нижнего пешком, а это не час и не два ходьбы. И потом эти походы Павла Власова помогали человеку по жизни.

— Вот видите! Поэтому посыл, что Горький никому не нужен, во-первых, невежественный, а во-вторых, разрушительный для нашего классического художественного наследия — русского и советского. Забвения Горького нельзя допустить, и вы правильно делаете, что говорите о его наследии. Почему? Горький — это целый пласт культуры и нашей истории. Больше полустолетия он был фигурой, привлекающей внимание всего мира к русской и советской культуре. Если Алексей Максимович уйдёт, будет нанесён колоссальный ущерб нашей памяти и созидательной силе русской и советской культуры.

Интервью провела

Елена БЕЛЯЕВА.

Фото из архива Юрия ИВАНЕНКО.