УДАЧНЫЙ РЕЦЕПТ: ТЫКВА С ЯБЛОКАМИ

Не зерном единым жив крестьянин

Помнится, в самом начале этого уже уходящего года мы с радостью сообщили, что 2023-й, согласно древнерусскому календарю — яблочный, приведя яркие примеры нижегородских садоводческих хозяйств, способных на деле подкрепить сочный статус. Сезон выдался действительно щедрым на наливные плоды. Недавно мы побывали в КФХ Коцур А.М., действующем в старинном селе Фокино Воротынского округа, чтобы воочию убедиться в этом. В 2016-м здесь решили возродить традицию яблоневых и ягодных садов, которыми фокинцы славились со второй половины XIX века. Опытные садоводы знают, что дел тут не на один год. Но, похоже, проект оказался успешным: по итогам сезона фермерам удалось собрать более 100 тонн яблок.

Ориентир на расширение

— Справедливости ради, хозяйство преуспело в выращивании не только яблок, но и чёрной смородины, малины, тыквы, — комментирует начальник сельхозуправления Воротынского округа Николай Наумов. — А ведь когда-то тут были заросшие поля, в некоторых местах берёзы успели вымахать уже с человеческий рост. Пришли энтузиасты, всё это выкорчевали, вспахали землю, разбили сад, внесли большое количество удобрений, провели широчайший спектр мероприятий по уходу. Но развитие даётся не без проблем, главной из которых в рамках небольшого предприятия является даже не высокая ресурсоёмкость производства, а элементарная нехватка кадров: даже при значительной модернизации здесь по-прежнему велика доля ручного труда. Наиболее сложным был, разумеется, первоначальный этап, когда сад требовал всё новых и новых вложений, ещё не принося никакой прибыли. Лишь несколько сезонов назад расходы начали постепенно покрываться за счёт реализации плодов, объём и качество которых растут по мере расширения площадей и внедрения передовых технологий. Хранилище под продукцию создано здесь же, в Фокине, переоборудовали под него здание бывшего консервного завода, где с дореволюционных времён до конца минувшего века перерабатывали дары здешних садов. На производственной базе фермерского хозяйства застали управляющего Сергея Кудакова за рулём трактора, занятого отгрузкой урожая. В условиях нехватки рабочих рук ему приходится не только руководить всеми процессами и людьми. — Сам я местный — из Воротынца, служил в МЧС, занимался установкой пластиковых окон, а в хозяйство три года назад попал простым рабочим, нанятым для выращивания чеснока, — знакомится с нами Сергей Викторович. — Успел почувствовать кропотливую суть садоводства, что теперь позволяет управлять предприятием с чётким пониманием каждого нюанса. Сейчас в нашем распоряжении более 100 гектаров земли, из которых 54 гектара занимают яблони, 52 гектара тыква, 18 гектаров — чёрная смородина, а полгектара отведено под малину. Когда яблоки ещё не собирали, решили попробовать выращивать чеснок, но при его достаточно высокой себестоимости на рынке он оказался невостребованным. Собирали до 40 тонн, а продать не могли. Тогда стали экспериментировать с другими культурами и остановились на наиболее оптимальном пока наборе. Недавно оформили ещё 150 гектаров земли, из которых уже разработали больше половины, всё лето этим занимались. Оставшаяся часть сильно заросла, тут придётся серьёзно повозиться. Приобретённые площади фермеры будут использовать для соблюдения севооборота, ведь нельзя каждый год подряд сажать на одном поле ту же тыкву. Разработанные земли позволят на следующий сезон перенести тыквенную бахчу на новый участок, пока прежний отдыхает. Расширенные угодья дадут возможность и более масштабно заняться выращиванием чёрной смородины.

Нашёлся сбыт и падалице

Как было сказано выше, яблони уже вышли на хороший уровень продуктивности и порадовали нынче богатым урожаем. Фермеры отмечают и высокий спрос на их яблоки: если в прошлом году их отвозили на хранение, то в этот сезон люди активно приезжали за ними прямо на производственную базу, чтобы полакомиться аппетитными плодами, только что сорванными с веток. Находит свою форму реализации и падалица — фермеры отвозят её на переработку на консервный завод. — Пытались выйти на торговые сети, даже предварительные договоры составили, но слишком уж высокие требования нам выставили, — продолжает Сергей Кудаков. — А потом, без современного хранилища, оснащённого системой климат-контроля, мы не в состоянии обеспечить заказчику еженедельно с осени до весны тонн по пять яблок в идеальном состоянии. Строительство такого объекта встало бы хозяйству миллионов в двести, что даже при условии попадания в какую-нибудь госпрограмму потребовало бы первоначального вложения собственных средств. Нам сейчас это не по карману. Предприятие и так сильно вкладывалось все эти годы. Концентрируемся на качестве, выводя на пик продуктивности отобранные нами сорта яблок. Фермеры практически сразу наладили взаимодействие с белорусскими коллегами, объездив лучшие плодопитомники соседней страны и остановившись на одном, где гостям предложили именно то, чего им хотелось. После того как приобретённые яблони были посажены, из Белоруссии в Фокино прибыл специалист, чтобы убедиться в соблюдении технологий ухода за ними, давая ценные практические советы прямо на месте. На сегодняшний момент в фермерском хозяйстве, работающем под брендом «Фокинские сады», выращивается целая линейка сортов яблок — Белорусское сладкое, Волга, Айдаред, Алеся и Имант, которые адаптированы под наш климат, а также имеют презентабельный товарный вид и отменные вкусовые качества.

В интересах здорового питания

— Неплохо идёт и тыква: два года назад её хорошо у нас брали школы и дома престарелых, в 2022-м почти полностью отгрузили урожай в Новороссийск, видимо, для последующего экспорта, и нынче она тоже востребована, — говорит Сергей Викторович. — Это обусловлено тем, что люди стали больше интересоваться здоровым питанием, а тыква, как известно, — очень полезный диетический продукт. Большим подспорьем стало хранилище, можно теперь придержать урожай в ожидании выгодной цены. В том году она поднялась в декабре, и последнюю партию тыквы отгрузили где-то в марте. Стабильно высоким спросом пользуются ягоды, хотя цены на них скачут и не всегда устраивают. Погода этим летом была почти тропическая, поэтому смородина и малина созрели рано и разом. Это несколько спутало планы фермеров по уборке ягодных культур: сорта подобраны с разницей сроков созревания где-то в неделю, чтобы спокойно переходить от одного к другому. Из-за жары много ягод сгорело: при доставке на склад оказывалось, что они просто кипят изнутри. Стали продавать прямо с поля, чтобы люди до дома довезти успели. Потом пошли сильные дожди, которые сбили на землю немалую долю урожая. Иным словом, в этом сегменте садоводства сезон оказался неоднозначным. Современный ягодный бизнес весьма технологичен. Смородину, к примеру, убирает специальный комбайн, а потом её фасуют в ящики по пять или десять килограммов и отвозят на хранение. Когда такой машины ещё не было в распоряжении, фермеры попробовали снять ягоды с веток вручную. В итоге, как вспоминает Сергей Кудаков, успели собрать лишь не более десяти процентов урожая. Теперь без комбайна никак. Кроме того, приобрели приствольную садовую фрезу итальянского производства для обработки почвы вокруг кустов, посаженных в ряд. В арсенал также входит обрезчик побегов смородины, что необходимо делать для облегчения работы комбайна. В целом техники пока хватает, а при возникающей необходимости докупаются различные агрегаты. Впрочем, так как площади под смородину расширяются, то, возможно, вскоре потребуется ещё один комбайн: ягода быстро портится, поэтому собрать её нужно как можно скорее.

Засухи не боимся

— Сразу же при закладке сада оснастили его системой капельного полива, иначе требуемой продуктивности не добиться, — рассказывает Сергей Кудаков. — Наглядный пример — малина, под которую прежде не предусмотрели автоматического орошения, из-за чего она почти полностью высохла: из пяти га уцелело лишь полгектара. В этом году хоть и было очень жарко, но на дожди природа не скупилась, поэтому систему включали только по весне раза два. Но технически мы готовы теперь к любой засухе. На территории сада у нас создан пруд-накопитель, который по счётчику наполняем водой из Волги. Орошение происходит уже отсюда: можем весь сад полностью полить, а можем каждый квартал по отдельности. Предусмотрен даже режим фертигации — то есть внесения жидких комплексных удобрений одновременно с орошением. В саду построена теплица для выращивания саженцев смородины, которые фермеры сами черенкуют. Таким образом, ежесезонно 4-5 гектаров сада обеспечивается собственным посадочным материалом, что существенно снижает себестоимость. Весной в теплице выращивается рассада тыквы. Как видите, забот хватает, при этом коллектив невелик — кроме управляющего, в штате четыре механизатора, агроном и шесть постоянных рабочих. Всё сложнее стало находить людей на сезонные операции. Раньше оформляли граждан из Средней Азии, что было выходом из положения, но теперь и они пропали с рынка труда. Желающих заработать фермеры ищут по всем близлежащим деревням, вот только селян едва набирается, чтобы успеть закончить полевые мероприятия в срок. И всё-таки «Фокинские сады», исходя из растущих производственных показателей, продолжают уверенные попытки вернуть в эти края утраченные земледельческие традиции, символом которых остаётся налитое жизненной силой яблоко.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Воротынский округ.