КАК БЫТЬ ВЕСЁЛЫМ МОЛОЧНИКОМ

Это знают фермеры с чувством юмора

В деревне Конново Дивеевского округа два фермерских хозяйства успешно конкурируют с местным крупным сельхозпредприятием. Одно из них — семейное КФХ Малыгиных.

Крестьянские игрушки

Предпринимательство в сельхозпроизводстве — дело непростое. Наряду с обычными финансовыми рисками сюрпризов порой добавляет небесная канцелярия. Но Евгению и Марине Малыгиным крестьянская работа знакома не понаслышке. С малолетства они привыкли круглый год быть в делах, которых всегда хватало — то в поле, то в саду, то на ферме с животными. Они даже шутят: «Какие у крестьян игрушки — картошки да свинюшки». Супруги держали на подворье коров, свиней, овец, коз и кур, сажали картошку и другие овощи. Этим обеспечивали не только семью, излишки удавалось реализовывать. Качественные продукты охотно брали местные школы и больницы. Когда работы с развалом колхоза совсем не стало в селе, Малыгины решили фермерствовать. От выращивания овощей и содержания домашнего подворья перейти к созданию настоящего КФХ помог государственный грант. Евгений и Марина решили завести семейную ферму. Сыновья их в этом начинании поддержали. К моменту регистрации хозяйства была у них корова, тёлка, два десятка поросят да куры. Полученный грант на развитие позволил Малыгиным купить 20 коров, провести реконструкцию бывшего колхозного склада под скотный двор, да ещё хватило на доильное оборудование и танкохладитель. Семейное дело успешно пошло. Через шесть лет вновь смогли получить грант по программе поддержки начинающих фермеров. На эти средства они построили двор на 100 скотомест, укомплектовав его новым оборудованием. С этого момента семейная шутка, что их «агрохолдинг входит в тройку крупнейших сельхозпредприятий деревни Конново», звучит уже не шуточно, а солидно. Продукцию они реализуют в Дивееве, Сарове и Арзамасе. Отправляют аж в Сургут, расстояние до которого даже напрямую по азимуту составляет две тысячи километров.

Без промежутка между грантами

В фермерском деле принципиально важной является преемственность. Если дети не поддержали родительское начинание, то любой успех будет лишь временным. Отрадно, что у Малыгиных всё иначе. Сыновья всегда находили время помогать родителям и выращивать сельхозпродукцию, и реализовывать её. Игорь умело наладил сбыт и переработку. Вадим проявил себя как ответственный снабженец-завхоз. Каждый на своём участке развивает семейное дело. Благодаря молодому задору у семейной фермы проблем ни с производством, ни с реализацией нет. Чуть позже Игорь с супругой Катей умудрились даже основать небольшое «дочернее предприятие». Они увлеклись сыроварением. Недавно Игорь успешно участвовал в фестивале фермерских продуктов в Шатковском округе и получил грант на развитие. Весь привезённый им запас сыра гости фестиваля разобрали за 15 минут. — Один грант получен, а действие прежнего — на семейную ферму — как раз в октябре заканчивается, — весело удивляется совпадению Игорь. — Вероятно, с этим связано то, что старшее поколение всё чаще намекает нам с братом о преемственности. Мол, дерзайте сами, на вас уже больше надежды. В общем, всё глубже вникаем в общее дело, ведь неизбежно с каждым годом на нас будут ложиться новые хлопоты. Этот полевой сезон для фермеров выдался необычайно удачным по производству зерна и сена. Кормов удалось много запасти. Зерна с площади в 195 га удалось собрать 390 тонн. А значит, в рекордный урожай всей страны несколько зёрнышек бросили и Малыгины. Обычно пшеницу, овёс и ячмень семья выращивала только для фуража на ферму. Теперь появились излишки и для реализации. На всё поголовье Малыгиным нужно 170-180 тонн зерна. Теперь можно подумать, как получше распорядиться наилучшим урожаем за всю историю хозяйства. Семена заготовили хорошие, но сеять озимых решили в этом году меньше обычного. Решили технологию сменить — меньше площадей засевать, но большей урожайности добиваться. Большие площади семье просто не удаётся в удачные сроки и обрабатывать, и получать с них хорошую урожайность. — В сезон часто бывает, что очень много разных операций требуется сделать одномоментно, а у нас просто не хватает рук на всё, — делится общей кадровой бедой Игорь. — Одной только семьёй не выходит справляться. Со стороны берём немало, но не все надёжные труженики. Каждый день за кого-то переживаешь — выйдут-не выйдут. Словом, вместо обычных 150 га озимых решили засевать не больше сотни. Упор решено сделать на травы. Их обычно в КФХ не хватает. В этом году хотя и заготовили кормов больше, чем когда-либо, но всё равно потребуется покупать. Пока ещё не было у Малыгиных ни одного года, чтобы своим сеном обходились. Зерном поголовье обеспечивали, а вот сено всегда докупали. Так что новой важной задачей фермеры ставят решение кормовой проблемы — полностью ферму сеном обеспечить.

Прислушиваясь к «голосу кошелька»

Выросший на земле молодой человек весьма разносторонний. По образованию Игорь учитель, по водительским документам — механизатор, по факту — сыровар, а в мечтах — легкоатлет сборной России. Любое дело ему интересно. Успевает и на родительской ферме корма готовить, и сырьё по торговым точкам развозить, и сыр варить, причём постоянно обучаясь новым приёмам. А ведь ещё надо уделять время ежедневным беговым тренировкам. — Да уж, только успевай поворачиваться, — смеётся. — Хочу развивать переработку, чтобы технологически быть на современном уровне. Вижу в этом перспективу. Недавно доделал производственное помещение. Обустроил всё красиво и удобно для работы. Есть замысел работать как полноценный завод, это позволит снизить затраты, а значит и цену. Вы, может быть, не поверите, но мне очень нравится снижать ценник на свою продукцию. Люблю, когда люди отходят с покупкой радостно, а не с досадой поглядывая в кошелёк. Для всех сыроваров страны, по данным аналитического центра Milknews, этот год стал рекордным. Производство сыра в России увеличилось на 15,4 процента, превысив показатели прошлого года, который тоже был завершён с плюсом. А вот выпуск сырных продуктов как раз понизился на 14,4 процента. Покупатель стал отдавать предпочтение качественной продукции без заменителей. Для Игоря проблема пальмового масла одна из самых неприятных. Не каждый покупатель отдаст предпочтение сыру, состоящему только из молока, если рядом на прилавке лежит такой же на вид продукт, но по цене вдвое дешевле. Покупатель понимает, что дешёвый товар — это сырный продукт, но «голос кошелька» сильнее. — Настоящий сыр дёшево не сваришь, — разводит руками Игорь. — В ценовой категории «300+» в сырах обязательно присутствуют добавки, и хорошо, если это только пальмовое масло. Я постоянно учусь, технологию совершенствую, так что росту цен противодействую как могу. К реализации фермер всегда старался подходить необычно — с юмором и самоиронией. Хочется ему быть «весёлым молочником».

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Дивеевский округ.