СЕКРЕТ ОСОБОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Умными не рождаются – становятся
Глава администрации Починковского округа определенно доволен здешней образовательной сферой. С нескрываемой гордостью говорит о медалистах, которых выпускают местные школы. А в чем секрет? — Такой уж у нас в округе интеллект, — улыбается Михаил Васильевич Ларин. Как сегодня живет образование на селе? Чем гордится, о чем беспокоится, как справляется с рутинными задачами? Об этом мы разговариваем с Ольгой Борисовной Улитиной. Она — заместитель управления образования администрации Починковского округа.
Раз нацпроект, два нацпроект
Сегодняшний успех во многих сферах жизни связан с тем, насколько активно и успешно в кабинетах власти используют возможные ресурсы, программы и нацпроекты. Образование не исключение. — Мы живем реализацией нацпроектов, — говорит заместитель управления образования администрации округа Ольга Улитина. — Вступаем во все возможные программы, используем все предложения. Одно из таких предложений — образовательные центры «Точка роста», их реализация в рамках федерального проекта «Современная школа» включают ремонт кабинетов, улучшение условий для детей, поставку более совершенного оборудования, подготовку кадров, повышение квалификации. В реализации участвуют местный и федеральный бюджеты. Проект адресован специально школам сёл и малых городов. — В 2019 году создали в Починковской и Газопроводской школах два таких центра гуманитарной и цифровой направленности. В 2021 году — три естественно-научных, в 2022 — четыре и в нынешнем году — одну, — делится подробностями Ольга Улитина. — Деньги это немалые. Ремонт одной школы — более миллиона рублей. Но для детей это дополнительные возможности: обновленное оборудование расширяет возможности обучения. Большой плюс для получения знаний и последующего участия в конкурсах. Можно иначе учиться — чему-то другому, а потом участвовать в конкурсах и олимпиадах. Возьмем Ужовскую школу. В «Точке роста» три кабинета — технологии, химии и биологии, физики. Кроме этого, три кабинета «Цифровая образовательная среда» (это еще один нацпроект) и новые места дополнительного образования, художественной и технической направленности. Какие есть сегодня проекты по оснащению современным оборудованием, обновлению содержания образования — все эта школа имеет. Еще один федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на то, чтобы внедрить в образовательные процессы цифровые сервисы и образовательный контент. Оборудование — компьютерное, мультимедийное, презентационное — поставляется за счет федерального и частично областного бюджета. Муниципалитет же ремонтирует классы. — В этом году в Газопроводской школе будут отремонтированы два кабинета по проекту цифровой образовательной среды, такие же классы созданы в Ужовской и Починковской школах, — перечисляет представитель отдела образования. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает открытие новых мест дополнительного образования. В Починках таким образом создана «школа полного дня».
А если без федеральных программ?
Спору нет, федеральные деньги дают большие возможности. А без нанцпроекта муниципалитет может отремонтировать классы? Да, может, но частично. Косметически. — Есть областная программа капитального ремонта, в которой предусмотрен ремонт внутренних помещений, — объясняет Ольга Борисовна. — В нее мы входим постоянно и делаем разные виды работ. В Никитинской школе ремонтировали крышу, меняли электропроводку, делали ремонт библиотеки и актового зала. Благоустраивали и другие школы по этой программе. Примеров много, цифры убедительны. Так и просится на язык озорной вопрос, остались ли в округе запущенные и неухоженные школы? — В нашем округе такого нет, — отвечает замначальника управления образования. — У нас все содержится в надлежащем виде и соответствует требованиям. Администрация нас слышит, мы, в свою очередь, прислушиваемся к директорам образовательных учреждений. Все проблемные вопросы, будь то отопление или ремонт крыши, стараемся закрыть за счет местного бюджета. Поэтому у нас все школы в очень хорошем состоянии, и мебель дорогая, и оборудование.
Кадры решают все
А что с кадрами? Здесь начинается проблемное поле, в котором пересекаются две тенденции. Молодежь не хочет идти в педагоги, и сельская молодежь не хочет после учебы возвращаться в село. Об этом приходится слышать в разных округах нашего региона. — Большая проблема с кадрами, молодежь уезжает и не возвращается, — подтверждает Ольга Борисовна. — И педагогами не хотят становиться. Учатся с удовольствием, но после вуза в сельские школы идти не хотят, устраиваются кем угодно в городе. И вновь мы вспоминаем программу поддержки молодых специалистов, которая давала возможность только что оперившимся учителям получить дом и машину с отработкой в течение десяти лет. Программа эффективно работала в регионе. Сейчас эти 10 лет для многих, кто ею воспользовался, заканчиваются. Но уже не совсем молодые специалисты никуда не уезжают, потому что прикипели. И в выигрыше все. Жаль, что этой программы больше нет… Тем не менее, поводы для гордости за учителей на починковской земле имеются. Тем более что нынешний год в России объявлен Годом педагога и наставника. В этом году педагоги Никитинской и Наруксовской школ делились опытом работы «Точек роста» на площадках Нижегородского института развития образования. Елена Сергеевна Цебулаева, учитель химии и биологии Никитинской школы, заняла 2-е место в конкурсе методических материалов для «Точек роста». Как педагог, она использует все возможности, которые предоставляют эти образовательные центры, применяет всё оборудование, защищает с ребятами исследовательские работы, участвует в конкурсах. А вот еще один пример. В конкурсе «Учитель года» принимала участие Нина Васильевна Кузнецова, учитель географии средней Кочкуровской школы. — В жюри её заметили и пригласили на учительский форум в Туву, — вспоминает Ольга Улитина. — Думаю, она поделится с нашими учителями, что увидела, какие выводы сделала. Эти рассказы тоже послужат повышению квалификации педагогов. Любой конкурс — это профессиональный рост, импульс к развитию, профессиональная ступенька. И снова мы возвращаемся к секрету починковского интеллекта. Новые возможности школы, учителя, использующие эти возможности, мотивированные дети, которые идут в десятый-одиннадцатый классы и осваивают все возможные дополнительные ресурсы. И вот вам результат — починковские выпускники поступают в московские и нижегородские вузы. Системе образования можно, конечно, поставить отличную оценку.
Светлана КУКИНА.
Фото предоставлено Газопроводской средней школой.
Починковский округ.