23.08.2023

К ТЫСЯЧЕ ПРИБАВЯТ ТЫСЯЧУ

В регионе взят высокий темп ремонта дорог

— Хорошо понимаю людей, которые скептически относятся к сообщению об очередном участке трассы, приведённом в нормативное состояние, — подчеркнул губернатор Глеб Никитин, отвечая на вопрос журналистов. — Обычного человека мало волнуют цифры, объёмы сделанного. Для него прежде всего важна та дорога, по которой каждый день ездит на работу и возвращается домой. Если она не в порядке, отремонтированные где-то километры не имеют значения. Но всё и сразу выполнить невозможно, учитывая, в каком состоянии были транспортные пути в области пять лет назад. Однако сделать удалось многое. Дороги — это тот вопрос, который, пожалуй, волнует каждого жителя области. Дороги, капитальный ремонт домов и состояние коммунальных сетей. Не удивительно, что обсуждению этих тем в ходе встречи губернатора с главными редакторами изданий Нижегородского областного информационного центра и медиахолдинга ННТВ уделялось повышенное внимание.

Цели достигнут

Пять лет назад лишь 30 процентов дорожной сети региона — её общая протяжённость равна 31 тысяче километров, — находилось в нормативном состоянии. 70 процентов транспортных путей нуждалось в ремонте. Большим подспорьем в решении вопроса для области стал национальный проект «Безопасные качественные дороги». Регион активно включился в его реализацию и вот уже три года занимает лидирующие позиции в стране по объёмам выполненных работ. За пять лет удалось привести в порядок 5 тысяч километров транспортных путей. Из них 4 тысячи — благодаря нацпроекту. Только в 2022-м отремонтировали 1 тысячу километров, установленную планку не опустят и в этом году. — К концу 2024 года должны привести в порядок 50 процентов областных дорог и 85 процентов транспортных путей в населённых пунктах, входящих в состав Нижегородской агломерации, — отметил Глеб Никитин. — Это целевые показатели, к которым стремимся и которых, уверен, достигнем. Строительство скоростной магистрали М-12 внесло свои коррективы в дорожную ремонтную кампанию. Трасса свяжет Москву и Казань, довольно протяжённый её участок проходит по территории области. С одной стороны, строительство трассы — благо для региона. По оценкам специалистов, с её запуском значительно вырастет число туристов, улучшится транспортное сообщение, что приведёт к созданию новых производств, развитию сопутствующей инфраструктуры. С другой стороны, строительство магистрали доставляет нижегородцам определённые неудобства. Тяжёлой техникой разбиты десятки километров дорог. — По нашим оценкам, в результате пострадали участки в 20 муниципалитетах общей протяжённостью около 1 тысячи километров, — отметил Глеб Никитин. — Приняли решение привести в порядок ряд дорог. Ремонт выполняем точечно, на тех объектах, которые больше не будут задействованы при строительстве М-12, чтобы не выбрасывать деньги на ветер. Устранять последствия разрушений — дело заказчика строительства магистрали, в этой роли выступает Росавтодор. Соответственно, и средства на ремонт должно выделять Федеральное дорожное агентство. — Финансы на эти цели предусмотрены, — вводит в курс дела глава региона. — Правительство области корректирует объёмы работ и их последовательность. Держим вопрос на контроле и при этом восстанавливаем асфальтовое покрытие в том числе за счёт региона. Это работа не одного года, придётся запастись терпением, особенно жителям тех населённых пунктов, где дорожное движение не отличается высокой интенсивностью. Зато область получит 280 километров современной трассы.

Лифты взяли на себя

С 1 января в регионе вырос тариф на капитальный ремонт многоквартирных домов. Средства поступают в фонд, а потом их расходуют на обновление крыш, фасадов, подъездов. За время действия программы сотни домов в области привели в порядок, но… — Когда устанавливались тарифы, такое ощущение, что экономические расчёты, состояние жилого фонда не принимались во внимание, — говорит Глеб Никитин. — Поэтому приняли решение впервые за семь лет повысить расценки. Но радикально увеличить тариф не можем, иначе на нижегородцев ляжет большая финансовая нагрузка. Тут требуются другие подходы. В настоящее время проводится масштабное обследование состояния жилищного фонда области, регион выделил на это средства. На основании полученных данных составят план капитального ремонта, в котором на первое место поставят дома, особо нуждающиеся в реконструкции. Долгосрочная программа позволит распределять средства фонда грамотно. — Но и при таком подходе полностью задачу не решить, — считает губернатор. — Необходимо дофинансировать фонд капитального ремонта за счёт региона. Что уже делаем. В настоящее время на средства областного бюджета проводится масштабная замена лифтов в многоквартирных домах. Вообще такую работу обычно выполняют за счёт фонда, но регион взял её на себя. За полтора года обновили 2,5 тысячи лифтов. В 2023-м половина производимых в стране кабин делается по заказу области. В результате сэкономили фонду 8 миллиардов рублей. Средства потратят на капитальный ремонт крыш, фасадов. Такого объёма финансов хватит на благоустройство нескольких десятков домов. При этом глава региона подчеркнул, что и фонд стал работать эффективнее. Средства расходуются должным образом, неиспользуемых остатков на счетах в конце года не остаётся. И самое главное, больше не возникает ситуаций, когда подрядчик, взявшийся за ремонт крыши, старое покрытие снял, а новое так и не положил — сбежал. Теперь к выбору организации, проводящей работы по благоустройству дома, подходят ответственно, доверяют только проверенным.

На единой платформе

По мнению губернатора, капитальный ремонт многоквартирных домов — одна из самых проблемных сфер в структуре ЖКХ с точки зрения политики тарифообразования. Собираемых средств недостаточно, чтобы покрыть все расходы. — Даже в области обращения с отходами не вижу проблем с недофинансированием, — подчеркнул глава региона. — Более того, там чётко просматриваются инвестиционные возможности по строительству полигонов и предприятий по переработке мусора. Имеются юридические рычаги воздействия на региональных операторов, направленные на повышение качества работы. К слову, организации, к которым такие меры принять необходимо, есть. В области проводится большая работа по замене коммунальных сетей. На эти цели привлекают инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты. Их выдаёт государство под минимальный процент, однако возвращать средства всё равно придётся. — Ремонт трубопроводов должен вестись за счёт выручки, собираемой при оплате жилищнокоммунальных услуг, — говорит губернатор. — Но состояние сетей такое, что без вмешательства региона не обойтись. Хорошо, что федеральный центр помогает в решении вопроса. Большое внимание правительство области уделяет тому, насколько эффективно работают ресурсоснабжающие организации. Два года назад их объединили на одной информационной платформе, что позволяет более рационально подходить к работам по замене сетей, удешевляет их стоимость. — Мы должны всегда двигаться вперёд, — подводит черту в разговоре Глеб Никитин. — Необходимо повышать качество жизни каждого конкретного человека. И не важно, где расположен его дом — в большом городе или в маленьком селе. В любом случае человек должен ощущать перемены к лучшему.

Юлия БОРИСОВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.