ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НЕ ПО ПРИЗВАНИЮ

Что именно отец не передал сыну

Рабочий день только-только начался, а председателя СПК «Новый путь» Сергея Цветкова уже не застаём на месте. Специалисты бухгалтерии пожимают плечами: — Был в кабинете пять минут назад. Где-то в хозяйстве. Скорее всего, там, где сено убирают. По дороге в деревню Соромотная огромные поля справа и слева от дороги засеяны овсом, пшеницей, кукурузой. Далее зеленеют уже скошенные и убранные поля, отведённые под козлятник. После недолгого ненастья они вновь зазеленели свежей молодой травой, отрастающей после косьбы. За деревней слышен рокот тракторов, сгребающих сено в валки. — Забыл про вас, — честно признаётся председатель. — Трава скошена ещё до дождей. Сейчас свалкуем, после обеда планируем прессовать. Да вы с трактористами и местными жителями сами можете пообщаться, а я пока в контору, срочно нужно несколько вопросов решить, там и встретимся.

Соромотная

Полузаброшенная деревня, в которой всего восемь жителей в шести домах, совсем не производит впечатления унылой и никому не нужной. — Да и не скучно здесь совсем, — Нина Сергеевна Самарова с лёгким вызовом отвечает на наш вопрос о том, как живётся им, местным жителям, вдалеке от шумного мира. — Рядом лес с грибами и ягодами, в огороде полно работы, да и председатель нас часто приглашает заменить то ту доярку, то эту. Кто уволился, кому больничный дали — да чего только не случается. Мы с Людмилой Васильевной Киселёвой никогда не отказываемся, только теперь одну группу коров вдвоём доим. Обе на пенсии больше 20 лет, но с фермы, можно сказать, и не уходили. Да что теперь не работать-то — всё механически, нам даже в радость. Доярки давно разменяли восьмой десяток, но задор и былая удаль по-прежнему берут верх над возрастом, а трудолюбие и ответственность за судьбу колхоза не позволяют быть в стороне от дел. Остаётся только порадоваться за них и за председателя, у которого такой надёжный тыл. Сенокос начинается прямо за домами. Раньше здесь были хозяйские усадьбы, и чтобы деревни не зарастали бурьяном и мелколесьем, вот уже несколько последних лет все участки тщательно выкашиваются. Это, как выяснилось, председатель распорядился, чтобы сохранить деревни как можно дольше, ведь в некоторых ни одного жителя не осталось. Тракторист Леонид Тичин поясняет: — На валковании сена работаем вдвоём с Евгением Соболевым. Скашивал траву здесь тоже я. Скорее всего, и рулоны увозить на ферму мне выпадет. Техника не подводит: трактору всего четвёртый год, навесное оборудование тоже не старое. Сено ещё несколько часов на солнце полежит и будет готово к прессованию. В его словах чувствуется заинтересованность в качестве работы и одновременно гордость за то, что есть умение выполнять любые задачи.

На лугу пасутся ко…

Возвращаемся в Красногор, где у здания конторы нас поджидает председатель, сменивший двухколёсный транспорт на высокопроходимый «УАЗ». — На ферму и к дальним пастбищам не на всякой машине проедешь, — поясняет он, усаживаясь за руль машины. — Поголовье скота в хозяйстве 1400 голов, в том числе 655 коров. В летний период стараемся организовать выгульное содержание, поэтому два стада находятся на дальних лугах с пастухами, а третье — неподалёку от фермы, где установлена электроизгородь. По опыту знаем, что выпас положительно сказывается на надоях, недаром испокон веков коров собирали в стадо и гнали на луг. Стараемся следовать опыту предков. По дороге возле гаража машину останавливает один из местных жителей: — Разговор есть, — говорит он председателю. — Когда удобно будет, подойду для беседы? — Работать хочешь? — догадывается тот в ответ. — Хочу, только после болезни рекомендовали лёгкий труд. Водителем не смогу, сам понимаешь. — Так что-то конкретное выбрал для себя? — Не мне решать. Думаю, может быть, есть что подходящее? — Давай думать вместе. Решим вопрос, — уверенно говорит председатель, и «УАЗ» направляется в сторону фермы. Огромная выгульная площадка для тех бурёнок, кто не попал ни в одно из трёх стад. Здесь тоже вольготно животным. Пышный настил из соломы позволяет коровам оставаться чистыми и гладкими. Бурёнки швидской и чёрно-пестрой пород легко уживаются друг с другом. С наружной стороны изгороди подъехавший к ферме трактор раздаёт корм. Зелёная масса толстым слоем ложится вдоль всей территории, но коровы не спешат подходить к кормушкам. Сергей Александрович поясняет: — У этих умных животных свой строгий порядок. К корму сначала подходят те коровы, которые завоевали авторитет в стаде. Это могут быть не только самые старшие или самые сильные. Возможно, как и у людей, уважение оценивается по тому, насколько справедливо они себя ведут. Вот жаль, пастухов хороших найти становится всё труднее. Раньше ведь как: впереди стада один пастух идёт, сзади — другой. И ни одна корова ни на полшага не опередит хозяина. Животные с полуслова человека понимали, слушались. А сейчас иногда коровы бегут с поля, а пастухов и близко нет. Справа от нас незамысловатый мостик, сооружённый весной из нескольких досок и пустых бочек, выполняющих роль поплавков. Он удобен и для пастухов, и для многочисленных рыбаков. Без проектов и сметы сооружён за несколько часов. Жаль, не всегда так получается работать.

Под стать кедру

Хозяйству в этом году не повезло: разбушевался ураган, да такой, что градом в деревне Момзино побило окна в домах. На одном дворе фермы раскрыло крышу, побило посевы кукурузы, пострадало поле с овсом, от сильного ветра полегла пшеница. Ущерб для хозяйства значительный, а на помощь извне рассчитывать не приходится: объекты не застрахованы. Крышу, конечно, уже чинят, а вот урожай с посевов, как ни старайся, потерян. Об этом рассказывает Сергей Александрович по дороге в Красногор. Здесь, на высоком холме, стоит его дом, возле которого растут кедры — символ прочности, неподкупности, долговечности и уверенности в завтрашнем дне. — Им по 20 лет, — поясняет хозяин. — Мы их вместе с отцом сажали. Некоторые уже плодоносят. Шишки у них вызревают два года, такие вот медлительные красавцыхвойники. И характер у председателя такой же — спокойный, твёрдый, уверенный. На первый взгляд даже кажется медлительным, но если задуматься, сколько всего за один день бывает сделано… Лишняя суетливость только мешает в решении важных вопросов, а их в хозяйстве всегда непочатый край. За восемь лет накопился, конечно, опыт у руководителя, но далеко не всегда за счёт него проблемы решаются. Взять те же природные катаклизмы. Разве можно найти способ, чтобы уберечься от них? Председатель прерывает размышления неожиданной фразой: — А давайте лыжню покажу!

Отец и сын

По образованию Сергей Александрович — учитель физкультуры. С детства любил спорт, и когда пришла пора определяться с выбором, решил связать свою жизнь с воспитанием детей. Его отец, Александр Васильевич Цветков, работал председателем колхоза, а Сергей здесь же, в Красногоре — учителем. Об отце он может рассказывать бесконечно: трудоголик, неисправимый романтик, целеустремлённый, настойчивый, авторитетный. Так бы и трудились они в разных сферах, но отцу нужна была хорошая поддержка, правая рука, так сказать. И пусть взгляды их не всегда совпадали, смотрели-то они всегда в одном направлении, во всём понимая и поддерживая друг друга. А главным аргументом стали следующие слова Цветкова-старшего: — Не будет колхоза, и ничего здесь не будет: ни Дома культуры, ни медпункта, ни магазина. И школы, где ты преподаёшь, не будет тоже. Село живёт, пока люди на земле трудятся. Так Сергей стал приобретать новый опыт, перейдя работать в колхоз. Дорос до заместителя председателя. И хоть совсем разные были по характеру отец и сын, работать вместе у них получалось. Хозяйство было передовым не только в районе. Об успехах колхоза «Новый путь» знали и в области. Получив специальность агронома, председатель был убеждён: урожайность неплодородных северных земель может быть очень высокой — такой, чтобы зерна не просто хватало, но и на продажу оставалось. Он доказал это на примере своего хозяйства. Отца не стало очень быстро. Правление колхоза избрало нового председателя. Так сын стал продолжателем дела отца, дела всей его жизни. — Порой понимаю, что не хватает знаний, — признаётся Сергей. — Никогда не мечтал быть руководителем. Говорил отцу, что вот ты будешь уходить на пенсию, и я уйду из колхоза, вместе уйдём. Только жизнь иначе распорядилась.

Готовь лыжню летом

Мы едем по Красногорским холмам на стареньком вездеходе. Когда-то здесь проходило большинство лыжных соревнований района. Потом спортивная жизнь села несколько замерла. Идея возродить былую славу Красногорской лыжни появилась у Сергея три года назад. Готовить трассу начал летом, хорошо продумав все детали так, чтобы она была защищена лесополосой от сильного ветра, а площадка для старта и финиша находилась на просторной поляне под склоном. Тут надо деревья вырубить, тут площадку разровнять, тут трассу расширить — всю эту работу председатель выполняет исключительно сам. И летом. А зимой остаётся только накатать лыжню «Бураном» — тоже сам и с преогромным удовольствием. Сначала провели здесь традиционную Рождественскую гонку, потом ещё соревнования, ещё… Лыжники, по достоинству оценившие качество трассы, стали приезжать сюда по выходным семьями. Тут же появилась горка для катания на ватрушках. Доволен председатель: «Людям нравится, и большей награды не надо». Но самыми многочисленными и теперь уже традиционными стали лыжные соревнования памяти Александра Цветкова. Они собирают не только шахунских спортсменов — приезжают сюда команды и из других округов области. А в этом году плюс ко всему принимали участие в гонке костромичи. Одним словом, масштаб мероприятия увеличивается. Сергей знает: «Отец гордился бы». Провожая, Сергей Александрович улыбается: — Приезжайте ещё, у нас нет никаких секретов. Чем богаты, тем и рады. Задаю главный вопрос, который не даёт покоя: — Сергей, какое качество отца вы не унаследовали? Чего вам порой не хватает в работе? — Оптимизма, — не задумываясь, отвечает он. — И хотя пессимистом себя не считаю, но того безграничного, всепобеждающего, одержимого оптимизма, который был присущ моему отцу, я не унаследовал. Да, они разные. Но одно прекрасное качество свойственно обоим: жить для людей, заботиться о людях и верить в людей. И лучшего качества не сыскать.

Татьяна ПОСАЖЕННИКОВА.

Фото Алексея ШЕРСТНЕВА.

Шахунский округ.