25.07.2023

НА ОБРАЗЦОВОЙ РАБОЧЕЙ УЛИЦЕ

Общественная должность досталась в наследство

Наталия Баширова шла по улице на работу — в Борское профессиональное училище № 27, где служила бухгалтером. Смотрит: собрались люди, что-то бурно обсуждают, дискутируют. Вдруг кто-то заметил её — глядите, Харитонова идёт. Давайте её председателем выберем. Давайте. Так, с чьей-то лёгкой руки, Наталия Баширова возглавила комитет улицы Рабочей.

Для заслуженных

Почему на Наталию Станиславовну указали как на Харитонову? Это фамилия деда, знатного борского стекловара, лауреата Сталинской премии Сафона Дмитриевича. Он не единожды избирался депутатом районного уровня, потом — Верховного Совета СССР. Именно Сафон Харитонов был первым старостой Рабочей. Получается, его должность по наследству досталась внучке. — Когда дед взялся за это дело, на улице всего-то домов десять было, — говорит Наталия Станиславовна. — Сейчас Рабочая разрослась до 173, а протяжённость её — 3,5 километра. Улица берёт начало в 1946-м, когда Борский стекольный завод выстроил на этом месте несколько домов для своих работников. Первыми новоселье отметили пять семей и все — заслуженные. Поодаль от Харитоновых поселились Сахабутдиновы. Глава семьи — Акрам Сахабович награждён орденом Трудового Красного Знамени. — Прежде на заводе всё делали вручную, — рассказывает его сын Ренат. — Это сейчас громадное стеклянное полотно кроят специальные машины, а сначала резкой занимались рабочие. Дело считалось филигранным, травмы были не редкостью. И когда Акрам Сахабутдинов получил серьёзный порез, задумался: а как бы обезопасить процесс. Пока лечился, нашёл ответ к задаче. Установил стол, на него станок собственного изобретения. На участке, где прежде трудилось несколько человек, остался один. Выработка увеличилась втрое. Вот за это рационализатор и получил орден. А в 1944 году его отправили в командировку в Америку, на автомобильный завод, посмотреть, как там поставлено дело. Только Акрам Сахабутдинов больше показывал, чем смотрел. — Тогда и в Америке производственные процессы были почти не механизированы, — продолжает разговор Ренат Акрамович. — Отец предложил совершить небольшую революцию на участке резки стекла. Времени попросил месяца полтора. Владелец предприятия сроку дал две недели. И папа в отпущенное время уложился.

Встречаемся на лавочке

Когда Наталию Баширову определили в председатели, официально семья её проживала на другой улице, не на Рабочей, там была двухкомнатная квартира. Только домом для Башировых она так и не стала, как жили в родительском, так и продолжали. — Дед у меня знатный садовод был, — вспоминает Наталия Станиславовна. — Чего только у нас не было: вишни, груши, сливы, яблоки самых лучших сортов. Он всегда делился с соседями, друзьями, знакомыми саженцами. Сначала, когда Рабочая только начиналась, вдоль улицы росли тополя. Но очень скоро их вырубили: здесь почвы песчаные, а дерево это ненадёжное, легко ломается, пух летит опять же. И вместо тополей посадили сливы, вишни, яблони — дед всем раздал. Весной вся Рабочая утопала в цвету. Аромат стоял умопомрачительный. Получилась не улица — огромный сад. Наталия Баширова и Ренат Сахабутдинов с удовольствием вспоминают былые времена. Тогда Рабочая жила одной большой дружной семьёй. Вместе трудились, вместе отдыхали. Ребятишки катались на качелях и каруселях, об их установке позаботились родители. Играли в футбол, лапту, прятки. Взрослые вечерами собирались на лавочках, обменивались новостями или слушали, как поёт гармонь — то задорно, а то задумчиво-печально. — Сейчас всё по-другому, уклад изменился, — рассуждает Наталия Станиславовна. — Стали жить более закрыто. Уже не встречаемся на скамейках, да и их всё чаще устанавливают не перед забором, а за ним. И всё равно многое осталось прежним.

Пропуск в администрацию

Прежде всего то, что Рабочая как была образцово-показательной, так и осталась. И это не пустые слова, имеется документальное подтверждение — многочисленные грамоты за победу и призовые места в городских конкурсах. К грамотам полагаются денежные призы. Их потратили на установку детской площадки, покупку саженцев рябин и сирени, мусорных контейнеров в каждый дом. Да и прежний уклад стараются сохранить. Пусть перестали жители Рабочей по вечерам собираться, зато праздники проводят вместе. В феврале вот Масленицу справили как положено: с блинами, чучелом, конкурсами. На Новый год староста перевоплощается в Деда Мороза и приходит к детям с подарками, с гостинцами депутаты разных уровней помогают. А несколько лет назад по поводу 70-летия Рабочей грандиозное торжество организовали. Один из жителей — Альберт Парфёнов даже стихотворение сочинил. — Посмотрите, какая у нас широкая улица, как проспект, — обращает наше внимание Ренат Сахабутдинов. — Таких на Бору, пожалуй, больше нет. У нас даже на дороге разметку нанесли. А какая ухоженная, тихая, красивая. Не зря по ней столько людей прогуливается. Наталия Баширова за порядком следит строго. На несоответствие стандартам тут же указывает. Выросла трава — скоси. Нечем? На общественные деньги купили триммер, который выдают всем нуждающимся. Если кто-то привёз дрова, песок, кирпич, доски и сгрузил перед домом, отводится ровно неделя на то, чтобы всё это перенести за забор. Не уложился хозяин в срок — Наталия Станиславовна не поленится, укажет на непорядок. Она на Рабочей пользуется безграничным уважением. Раз сказала надо убрать, значит, уберут. — Бывает, что краска у кого-то на заборе выгорела, облупилась, не стесняюсь, говорю об этом, — вводит в курс дела староста улицы. Робость и стеснение ей не свойственны. Если что-то задумала, идёт до конца. Взять, к примеру, ситуацию с аварийными деревьями, она возникла на Рабочей несколько лет назад. Обратилась в администрацию, обещали принять меры. Но обещание повисло в воздухе. Наталия Станиславовна напомнила ещё раз, ответ тот же. Тогда просигнализировала в природоохранную инспекцию, её сотрудники провели экспертизу, признали деревья аварийными и выдали соответствующее предписание. Впрочем, это исключение, не правило. В администрации округа Наталию Баширову отлично знают, ей даже отдельный пропуск выделили. На приём к главе ходит регулярно, рассказывает о проблемах, а потом вместе думают, как их решить.

Первая ласточка

— У нас на улице близко к поверхности пролегают грунтовые воды, — рассказывает Наталия Баширова. — Раньше чуть ли не через две недели у домов откачивали содержимое сточных колодцев. Удовольствие не из дешёвых. И на сходах жителей время от времени поднимали вопрос о подключении к центральной канализации. Дело это непростое, даже как подступиться к нему, не знали. Как-то пошла с вопросом на приём к Александру Викторовичу Киселёву, он тогда был главой администрации округа. Он выслушал и говорит: есть федеральная программа, чтобы в неё вступить, нужно подготовить проект канализации по улице. Александр Киселёв предупредил честно: даже если собрать все документы, направить их на госэкспертизу и получить одобрение, не факт, что всё получится и заявка станет частью программы. Хорошо, что проект действителен в течение 25 лет. А значит, надежда на положительный исход есть — пусть не в этом году, так в следующем. — На подготовку проекта нужно было собрать два с половиной миллиона рублей, — говорит Наталия Станиславовна. — С каждого дома получалось по 10 тысяч. Никто не воспротивился, все согласились. К работе подключился юрист, он подсказал, как нам всё грамотно сделать. Благодаря ему в проект включили и дорогу по улице. При прокладке канализации её вскрывали. Маховик стал вращаться всё активнее, жители близлежащих улиц прослышали о том, что по Рабочей хотят вести канализацию. К проекту присоединилась Подлужная и близлежащие переулки. В благом деле поучаствовали и депутаты Законодательного Собрания, и стекольный завод, и администрация округа. — В итоге собрали средств больше, чем было нужно, — продолжает разговор староста Рабочей. — Посчитала остаток, разделила на всех и вернула каждой семье по три тысячи. В марте проект был готов, а летом Рабочую и окрестности облетела новость: заявку включили в федеральную программу. Быть улице с канализацией. На Бору да, пожалуй, и в области, Рабочая стала первой ласточкой, когда инициатива по реализации столь масштабного проекта исходила не от региона, округа, а от людей.

Просят в старосты

Сейчас к Наталии Башировой обращаются за консультацией жители других улиц города — тоже хотят проложить канализацию. На все вопросы отвечает подробно и обстоятельно. Хотя времени порой бывает в обрез. Решила вопрос с освещением. На Рабочей всё в порядке, а вот в переулках — их четыре — было темно. Сейчас свет и там горит. Её усилиями бесхозный водопровод, что идёт по улице, обрёл хозяина. Теперь есть кому устранять аварии, менять прогнившие трубы. — Нам бы вот ещё тротуар отремонтировать, — Ренат Сахабутдинов выходит с новым предложением. — А то люди по дороге ходят и мамы с колясками тоже. — Правильно, тротуар нам действительно нужен, — соглашается Наталия Станиславовна. — Вот решу вопрос с установкой заглушки на водопровод и займусь пешеходной дорожкой. Да ещё берёзы аварийные нужно спилить. Хорошо хоть, в переулках дороги привели в порядок, щебёнкой выложили, а то грязь была — ни пройти ни проехать. В том, что в ближайшее время на Рабочей появится тротуар, можно не сомневаться. Наталия Баширова, пока не добьётся своего, не отступит. Эту её черту — напористость на Бору хорошо знают. Не зря же в администрацию поступают заявления от жителей других улиц: просим назначить старостой Наталию Баширову.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Борский округ