05.07.2023

ЖИЗНЬ У НАС НЕ БЕДОВАЯ — МЕДОВАЯ

Никто не пожалел, сделав решительный шаг

Александр Рассадин — строитель. Точнее, бывший, уже более десяти лет занимается осуществлением своей давней мечты — разведением пчёл. Начиналось всё довольно просто: в посёлке Тоншаево бригада, в которой он трудился, строила фонтан. Тогда-то и обратил внимание, что здесь много необрабатываемых земель с зарослями диких луговых трав. Из Кстова в отдалённую полузаброшенную деревню Ширта он приехал, имея в кармане всего 100 тысяч рублей. Их хватило на развалившийся деревянный дом. Мария Кулешова, жена Александра, двинулась вслед за мужем. И если супруг осваивался на новом месте тёплым летом, то её переезд состоялся, когда трещали морозы, сжимая и без того клокочущее от страха и волнения женское сердце. Дочке Еве было тогда шесть лет, и она вместе с бабушкой Ириной, мамой главы семьи, тоже с осторожностью осваивала деревенские просторы.

Кто здесь главный?

Переселившись в деревню, семья вскоре стала понимать, что главными в доме как-то сразу стали не те, кто в него въехал, а те, ради кого был сделан этот решительный шаг — пчёлы. Первые пять ульев достались начинающим пчеловодам в подарок. Слабенькие, неухоженные пчёлы радовали так, будто были огромным состоянием. Теперь, спустя годы, Александр и Мария могут часами рассказывать об этих маленьких удивительных насекомых, зная о них, как кажется, всё и даже чуть больше, благодаря огромному опыту. Тогда же они начинали осваивать непростую науку с азов, изучая специальную литературу и общаясь с пчеловодами России и других стран. Оказывается, гигиена очень важна для медоносных насекомых, и поэтому всегда необходимо соблюдать чистоту пчелиных домиков. Своевременное лечение и прививки — ещё один неотъемлемый элемент всего процесса. А сколько тонкостей при откачивании мёда! К примеру, ни в коем случае нельзя брать его из гнездовых рамок, которые располагаются в самом низу улья, так как там могут быть остатки лекарств. А вот в следующем ряду — в так называемых магазинах — как раз тот мёд, который идёт на стол: натуральный, ароматный, качественный.

Пчелиные хлопоты

Пчёлы — это очень интересно. Каждая из маленьких тружениц поднимается вверх по карьерной лестнице, начиная с самого рождения. Сначала несколько дней она — уборщица: освобождает улей от случайно попавшего в него мусора. Далее становится кормилицей для личинок и тех малышек, которые только появились на свет. Следующий этап — бьюти-сфера, где подрастающие насекомые чистят крылышки рабочим пчёлам, как парикмахеры, и даже делают массаж. И лишь потом опытной пчеле доверяют более ответственное дело — на пороге улья она принимает нектар и несёт его в рамку. Если практика пройдена успешно, разрешается вылетать на луг для медосбора. Ещё один интересный момент есть в работе насекомых: когда ячейка в рамке заполняется полностью, они занимаются консервированием мёда, закупоривая отверстие воском. Эту работу выполняют ночью, так сказать, во вторую смену. Оказывается, трудяги никогда не спят и даже зимой находятся в постоянном движении, обогревая тем самым себя и своё жилище. Все эти секреты узнаю от Рассадиных-Кулешовых. Слушаю их, открыв рот.

Разделение труда

В семье пчеловодов тоже все заняты своими делами. Основная работа, безусловно, ложится на плечи хозяина. Именно он отвечает за порядок на пасеке, и когда именно какую работу нужно сделать, знает точно. А вот вести бумажные дела, снимать рекламные ролики, придумывать посты в блоге, находить покупателей, заниматься оптовым сбытом, шаг за шагом двигаясь к промышленным масштабам — вся эта нелёгкая рутинная работа ложится на плечи Марии. На самой пасеке она отвечает только за селекцию, начиная от вывода маток и заканчивая воспитанием потомства. Очень важно, чтобы насекомые не болели, не роились и не были агрессивными. Здесь нужны тонкие руки, хорошее зрение и женская интуиция, и никто другой не сможет выполнить эту работу так качественно и с душой, как это умеет делать хозяйка.

Мы — деревенские

Пчеловоды прошли через всё: полное безденежье, первые ошибки, погодные катаклизмы, желание опустить руки. Но наступал новый день, в окна деревенского дома заглядывало солнце, на лугу весело жужжал пчелиный рой, на столе искрился свежий мёд и… появлялись силы. — Не хочется обратно в город? — задаю вопрос супругам. Саша весело мотает головой и смеётся в ответ, а Маша смотрит с изумлением и даже начинает заикаться от возмущения: — Чтобы всё это оставить? И свежий воздух, и яблоню у крылечка, и весёлую речку за деревней, и друзей, и знакомых? И пчёл? Знаете, сколько у нас планов! К примеру, разрабатываем свой бренд. Наш северный мёд отличается по вкусу от любого другого. Ещё одна идея — открыть музей мёда. Мы пробовали, и первые экскурсии уже побывали у нас в гостях. Дети были в восторге. Но на воплощение этой идеи нужны средства, а их не хватает. Да и что сейчас для нас город? Для Саши он никогда не был родным и уютным, а теперь и для меня городская суета становится невыносимой. Хочется сюда, в тишину, покой и умиротворение. Теперь мы здесь свои, родные. И жизнь у нас медовая во всех смыслах слова.

Татьяна ПОСАЖЕННИКОВА.

Фото Евы КУЛЕШОВОЙ.

Тоншаевский округ.