ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ ПОД ПАРТОЙ
Лицеистская газета может стать трамплином в будущее
В знаменитом императорском Царскосельском лицее, где учились Александр Пушкин и его одарённые однокашники, по инициативе лицеистов издавался журнал «Вестник», в котором была отображена жизнь учебного заведения, публиковались стихи, рассказы и даже анекдоты, сочинённые его воспитанниками. В лицее города Бор уже много лет тоже существует своё печатное издание, славные традиции пушкинской эпохи.
Вот это бум
Наставник и идейный вдохновитель ученической редакции — главный редактор член Союза журналистов России Елена Третьякова. — В основе нашего проекта, который стартовал в 2000 году, лежит желание самих детей делать школьную газету, — рассказывает Елена Владимировна. — Я в ту пору преподавала русский язык и литературу в пятом классе, и мои юные ученики захотели рассказать другим, какая у нас замечательная школа, какие в ней учатся прекрасные ребята и какие потрясающие работают педагоги. Они с радостью и энтузиазмом принялись писать заметки и делать фоторепортажи с лицеистских мероприятий. Поскольку это был ещё 2000-й, издание поначалу выходило в формате стенгазеты. Проект вызвал большой читательский отклик — как у детей, так и у взрослых. С появлением оргтехники стали распечатывать газету на принтере. С 2007 года «Лицеист» начал выходить в типографии тиражом около 570 экземпляров — с таким расчётом, чтобы в каждой семье, связанной с нашей школой, была газета. Елена Третьякова вспоминает, что в день выхода свежего номера читательский бум был настолько велик, что коллеги-учителя жаловались: мол, дети отвлекаются от уроков, листая под партами страницы об одноклассниках и педагогах. Такой интерес к жизни школы со стороны аудитории для коллектива редакции был настоящим достижением: с этих позиций уже можно воспитывать своего читателя, транслировать ему вечные смыслы, вызывать светлые чувства и искренние эмоции. Важнейшей миссией газеты стало создание положительного образа современного лицеиста — героя нашего времени: порядочного, честного, доброго, умного, целеустремлённого и мотивированного на созидание. Впрочем, публикации не только об отличниках и победителях всевозможных олимпиад в поле зрения юных журналистов, может попасть абсолютно любой учащийся школы, в ком они увидят нечто яркое — например, умение дружить или, скажем, любовь к родной природе.
Свои Ломоносовы
— При создании газеты ориентировались на самые лучшие школьные издания, например, «Сверстник», выходящий в Иванове, а также московский «Контакт», — продолжает Елена Третьякова. — Большую методическую помощь на первых порах оказали борские журналисты. Дальше — больше. Свои газеты начали появляться в других учебных заведениях, и сейчас на Бору действует организация, объединившая все школьные газеты, где Елена Владимировна председатель. Опорной же площадкой регионального школиздата является Нижегородский институт развития образования. «Лицеист» зарегистрирован на Объединённом портале школьной прессы России под № 1141. В данный момент среди активных участников редколлегии 12 ребят, часть которых в этом году окончили лицей. Так что редакция готова принять новых сотрудников. Кстати, о выпускниках. В мае на Бору подвели итоги муниципального конкурса «Талант 2023», и звание «Ломоносов года» — то есть абсолютного победителя — удостоилась Василиса Железнякова, учащаяся 11 «Б», которая в редакцию «Лицеиста» пришла в третьем классе. — С первых лет участия в работе газеты взяла на себя рубрики, связанные с творчеством, так как сама считаю себя творческим человеком, — делится Василиса. — Занятие журналистикой дало мне коммуникативные навыки, я научилась красиво писать и грамотно излагать свои мысли, во многом благодаря этому неоднократно становилась победительницей олимпиад и конкурсов. Уверена, что развитые в газете таланты мне пригодятся и в будущем. Училась в классе с социально-правовым уклоном, поэтому в дальнейшем хочу связать себя с государственной или муниципальной службой, где как раз и требуются критическое мышление, работа с большими объёмами информации и способность в каждой ситуации видеть суть.
В духе Достоевского и Чехова
Одноклассники Василисы Железняковой — Карина Кабанова и Вячеслав Кучкин тоже посвятили редакции «Лицеиста» немало лет своей школьной жизни. Они составляли костяк творческого коллектива газеты, успев привнести много нового и воплотить собственные идеи, помочь влиться в общий процесс младшим товарищам, которым передали эстафету. — Увлечение журналистикой поспособствовало выбору будущей профессии — учителя русского языка и литературы, — призналась Карина Кабанова. — Мне всегда было интересно брать интервью у педагогов, чтобы узнать, чем они живут вне школы. Наверное, я настолько прониклась этой темой, что в конечном итоге сама захотела такой судьбы. Нравилось писать длинные статьи, чтобы успеть в них поразмышлять, пофилософствовать в духе любимых писателей — Достоевского и Чехова. — В редакцию «Лицеиста» сначала входил мой старший брат Игорь, который уже получил в Мининском университете диплом графического дизайнера и сейчас в том же вузе учится в магистратуре, — вспоминает Вячеслав Кучкин. — Игорь приносил домой свежие номера, и, читая их, я был приятно удивлён, что газета может быть не только про политику и официальные новости, но и служить площадкой для самовыражения детей. Мне стало интересно, и, когда перешёл учиться в лицей, решил попробовать себя в роли журналиста. Моим любимым жанром стала рецензия. Сложность её написания в том, что нужно так рассказать о понравившихся книге или фильме, чтобы, с одной стороны, привлечь к ним внимание читателей, а с другой — не раскрыть при этом интриги сюжета. «Лицеист» неоднократно занимал призовые места, участвуя в конкурсах как регионального, так и межрегионального уровня. Несколько раз издание было отмечено по итогам творческих состязаний, проводившихся различными вузами страны. Большие и маленькие победы стимулируют ребят развиваться дальше, делают весомее их портфолио, которое в будущем может им пригодиться, например, для трудоустройства. Школьная газета не ставит перед собой задачу, чтобы выпускники выбрали для себя профессию журналиста, она, по сути — форма дополнительного образования, направленная на воспитание неравнодушных, любознательных и творческих людей, способных реализоваться в любой сфере деятельности.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото из архива газеты «Лицеист».
Борский округ.