НА ЭТО СПОСОБНЫ ТОЛЬКО ПАТРИОТЫ

Нет газа, нет цены на зерно, нет доступной по стоимости техники, но фермер продолжает вкалывать

Когда многодетная семья Жуковых, где воспитывались трое сыновей и дочь, переехала из Вознесенского района в Новоселки, старшему из детей Володе едва исполнилось пять лет. Глава семейства Николай Владимирович был механизатором и часто брал его с собой в поле, порой сын и засыпал в кабине комбайна. А когда подрос, стал помогать. В старших классах в летние каникулы Владимир уже работал помощником комбайнера, а младшая сестра Вера старалась помочь уже ему. Так что вся жизнь проходит в поле.

Прибыль от соломы

После школы Владимир окончил сельхозинститут и семь лет трудился в родном Новосельском совхозе — сначала инженером, потом его назначили главным инженером. Здесь встретил и будущую жену — Светлана проходила в хозяйстве производственную практику после окончания техникума. Через три года они поженились. А когда в 1990-е годы началось фермерское движение, Владимир предложил отцу взять земельные паи. Им выделили 30 гектаров, на которых они посеяли зерновые. С этого все и началось. — Брали новую технику в кредит, — вспоминает Владимир Николаевич. — На наших полях работали комбайн и два трактора. На территории бывшей «Сельхозтехники», где разместили базу, построили зерносклад, позднее там развели для своей семьи индюков и кур. Родителям помогали двое сыновей. Ну а потом для хозяйства наступили трудные времена, когда главе КФХ пришлось даже судиться с местной администрацией — из-за высоких налогов не было возможности развиваться. Целых пять лет он не сеял вообще и продал всю технику, зато расплатился с долгами. — Чем только не занимался в этот период — и техосмотром, и торговлей, и транспортными услугами, — продолжает Владимир Жуков. — Возобновить сельское хозяйство проявил инициативу младший сын. Два года работали без своих машин, помогли местные предприниматели, разработали 30 гектаров земли, успевшей зарасти кустарниками. На следующий год ввели в оборот уже 100 гектаров, потом еще столько же. Собственную технику приобрели в прошлом году — комбайн, трактор и сеялку — далеко не новые, сеялку вообще сварили из двух частей. Прошлой осенью посеяли 20 гектаров элитной пшеницы, чтобы запасти свои семена. Под овес отвели 30 гектаров, столько же — под ячмень, 40 га — под яровую пшеницу, 2 — под картофель. Сев завершили 7 мая. — Была мысль — посеять под пшеницу травы, но цена на семена не устроила, — поясняет фермер. Прошлым летом они получили хороший урожай зерновых – около 25 центнеров с гектара. Только цена на зерно не порадовала. — Склады до сих пор забиты, — вздыхает Владимир Николаевич. — Зерно девать некуда. Прибыли от него не получили, только от соломы. Вообще очень тяжело работать в сельском хозяйстве. Когда мы начинали, в нашем районе было 52 фермера, а теперь осталось всего три.

Болит душа за район

Оба его сына Станислав и Игорь тоже получили дипломы инженеров и могут управлять любой техникой — от трактора до крана. — Все умеют, — с гордостью говорит отец, — теперь только работать и мне помогать. Старший занимается техосмотром и страхованием машин, услугами спецтехники, младший — техническим обеспечением и ремонтом машин, которых довольно много. Жена фермера управляет финансами и создает уютную обстановку в рабочем кабинете, где всюду цветы. Старается помочь деду и старший внук Тимофей, который тоже любит технику. — Иногда мы спорим по рабочим вопросам, но все разногласия решаем сразу на месте, — улыбается Владимир Жуков. — У молодежи другая точка зрения, пора давать им свободу. Едем с фермером на поле, где заканчивается сев овса. — Если бы эту землю не распахивали, здесь бы такой же лес был, — показывает он на деревья за обработанным участком земли. — Хочется купить кормоуборочный комбайн, чтобы помочь округу с заготовкой кормов. Последние два года у сельхозпредприятий трудности с кормами. Когда выходит из строя импортная техника, запчастей практически не найти, а убирать урожай надо. Переживаю за округ. В прошлом году они помогли Павловской птицефабрике вывезти зерно с полей и на заготовке кормов. Сейчас в собственности фермерской семьи около 370 гектаров, из которых более 200 уже распахано. Мечтал глава КФХ заняться и животноводством, но жена пока против. Да и цены на молоко не вдохновляют.

Жизнь бьет, а я поднимаюсь

Он не только руководит фермерским хозяйством, но и является депутатом Совета депутатов, причем уже шестой созыв. Старший сын тоже депутат. С разными проблемами обращаются к ним земляки, так что хватает головной боли. — Есть еще нерешенные вопросы — и с ремонтом дорог, и с газификацией, и с освещением, — признается Владимир Жуков. — И на территории хозяйства нет газа, хотя до газопровода всего около 30 метров. Топим дровами, а это дорогое удовольствие. Главное — дороги, которые почти во всех населенных пунктах грунтовые, на некоторых участках покрыты щебнем. Ну а что касается фермерского хозяйства, хочется приобрести еще энергонасыщенный трактор и новую сеялку. — К сожалению, не хватает техники, а льготные кредиты недоступны, — сетует Владимир Николаевич. — В этом году планируем разработать и ввести в оборот еще 50 гектаров. Он не привык отступать, если начал дело, старается всегда добиваться поставленной цели — такой уж характер. Считает, что крестьянствовать могут только патриоты. — Жизнь не раз била, а я поднимаюсь и продолжаю работать, — улыбается фермер.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото из архива Владимира ЖУКОВА.

Вачский округ.