СТУДЕНТЫ СПАСЛИ ЗЕМЛЮ
Взрослые игры подскажут, как действовать завтра
В павильоне «Экоториум» тихо, хотя за столами сидят порядка двадцати человек. Все разговаривают вполголоса. На большом экране — тропическое лето, трепещущие бабочки накрывают крыльями цветы в роскошных лугах. За столами — стратегическая игра «Хранители Земли». Её участники — команды ННГУ им. Лобачевского, Мининского университета и ННГАСУ — спасают Землю от экологической катастрофы. Студенческий чемпионат по настольной игре «Хранители Земли» стал частью программы Дней экологии в Нижегородской области, состоявшихся с 24 по 27 апреля. Среди главных их тем — совершенствование системы обращения с отходами, переход к экономике замкнутого цикла и экологическое просвещение.
По два хода каждому
Завершающий неделю день в «Экоториуме» парка «Швейцария» в Нижнем новгороде получился насыщенным: студенческий чемпионат «Хранители Земли», свопакция — обмен книгами, бижутерией, косметикой и парфюмерией и просмотр с последующим обсуждением экологического фильма «Этот новый мир». Итак, идет игра. Её суть — спасение Земли от последствий изменения климата с помощью экологичных действий, у каждого из которых есть своя ценность. Вникаю в правила вместе с командой университета имени Лобачевского — её составили студенты разных факультетов. На столе — разные карты, одни открыты, другие собраны в колоды. Есть колода проблем и колода решений. Игроки располагают жетонами действий. Каждый ход игрока разделён на две фазы: фаза проблем и фаза решений. Например, проблема: тепловой баланс планеты нарушен. Одно из решений: я ем меньше мяса, больше фруктов, овощей и злаков. Оставляю за кадром массу нюансов, которые происходят во время игры. — Это похоже на настольную карточную игру, только про экологию, — объясняет мне одна из участниц. В моей юности играли в лото. У студентов XXI века — другие игры. Но экологические задачи и заботы у нас одинаковые, потому что мы живём на одной планете.
Ходи пешком, и воздух будет чище
Благодаря картам, можно узнать много интересного о полезных экологических привычках. Например, чтобы воздух стал чище, человек может выполнять тринадцать различных полезных действий: сажать деревья, пользоваться общественным транспортом, а не автомобилем, ездить на велосипеде и ходить пешком, путешествовать на поездах вместо самолётов и т. д. Чтобы живыми оставались реки, действий возможно пятнадцать: использовать для стирки порошки без фосфатов, использовать аккумуляторы вместо батареек, покупать вещи из переработанных материалов. Кроме этого, на картах обозначена причинно-следственная связь проблем, действий и результатов: покупаю вещи из переработанных материалов — мусор не попадает на свалки, значит, не образуется свалочный фильтрат, проникающий в грунтовые воды, — в воду попадает меньше вредных веществ — водоёмы живы. — Физика легче! — констатирует, разбираясь в правилах, первокурсник радиофака Роман.
До спасения планеты — один шаг
Тем не менее, участники в процессе игры видят, в каких экосистемах развивается кризис, и строят решения на полезных экопривычках. Они хором обсуждают варианты действий каждого игрока и, по сути, максимальную эффективность его экологического вклада. Так они всесторонне узнают об экологических проблемах и способах их решения, видят, что могут повлиять на экоповестку не только в игре, но и в реальной жизни. В этом состоит экологическая суть игры. Как рассказали мне студентки Мининского университета, все они пришли на игру по своему желанию — никакой разнарядки. Кстати, все они — будущие экологи. — Спасём планету от экологической катастрофы? — Конечно, спасём! — А мусор дома кто разделяет? — Я! — дружным хором отвечают пять человек. — Победителей в этой игре среди университетов нет, так как участники играли против самой игры, на лучшую стратегию. В итоге справились все, — рассказали организаторы. — Хотя в нескольких моментах нам пришлось сильно поволноваться, когда уровень загрязнённости достигал критической отметки. Но ребята справились.
Светлана КУКИНА.
Фото автора и из открытых источников.