БОЕЦ ТЕПЕРЬ ИЗВЕСТЕН

По следам важной находки поисковиков

В прошлом году мы уже рассказывали вам о создателе и идейном вдохновителе поискового отряда «Светоч» Александре Новохацком из Красных Баков. Он работает главным специалистом зала краеведения и периодики центральной районной библиотеки имени Н.Г. Тукмакова, где и базируются поисковики. Напомним, что по итогам 2022-го решением членов коллектива нашей редакции Александр Владимирович был удостоен звания «Человек года». На торжественном вручении награды удалось немного поговорить с ним о результатах экспедиции минувшего сезона, и оказалось, что поездка на места былых сражений принесла самое дорогое — очередное имя бойца, возвращённое из небытия.

По номеру полевой почтовой станции

— Сам теперь не имею возможности ездить с ребятами, но здесь, на месте продолжаю вести организационную работу и учёт найденных артефактов, — рассказывает Александр Владимирович. — А поработать было над чем. Вновь отправившись в Новгородскую область, где из года в год «Светоч» проводит раскопки, ребята во главе с командиром отряда Александром Инешиным смогли обнаружить в земле останки ещё четверых красноармейцев. Одного из них потом удалось идентифицировать по прекрасно сохранившемуся бланку в солдатском медальоне: им оказался уроженец и житель Волгоградской (ранее Сталинградской) области Андрей Степанович Назаров. Летом прошлого года ребята отвезли останки бойца на его малую родину, где он был с почестью перезахоронен рядом с женой Надеждой Матвеевной, которая ушла из жизни в 1988 году. Из подробных постов Александра Инешина в соцсетях мы узнали всю хронологию поиска, завершившегося такой большой удачей. Из них следует, что Андрей Степанович Назаров, родившийся в 1901 году, пропал без вести в июне 1943-го, о чём свидетельствует электронная база данных МО РФ. Его останки обнаружены минувшим апрелем близ деревни Редцы Парфинского района Новгородской области, что в 25 километрах от Старой Руссы, бои за которую не утихали до февраля 1944 года. Нам захотелось поподробнее узнать о человеке, прах которого спустя многие десятилетия обрели его потомки, благодаря поисковикам из маленького лесного посёлка Красные Баки. Информации об Андрее Назарове в открытых архивах оказалось немного. Известно, что на фронт он ушёл в 1941-м. Вместо номера части вписана только почтовая полевая станция № 340. По справочнику мы установили, что ППС 340 соответствовала 358-й стрелковой дивизии. Данное соединение было сформировано в августе 1941 года в Оренбургской области из числа оренбуржцев, саратовцев, ульяновцев и жителей Татарстана.

Точка — Горький

Для нашей истории примечательно то, что направленная на фронт дивизия остановилась в ноябре в Горьковской области для доукомплектования, попутно участвуя в строительстве рубежей обороны в тылу. Возможно, в этот момент Андрей Назаров и прибыл в часть. На странице отряда «Светоч» в соцсетях читаем: «Мы пока ещё выясняем обстоятельства их гибели, но уже сейчас по раскопу понятно, что бойцы выполняли опасную миссию. Предположительно, они готовили проход для наступающих, занимались разминированием и прорезали колючую проволоку. Возможно, шли в разведку. Все четверо товарищей, которые, судя по останкам и личным вещам, были опытные и возрастные фронтовики, обнаружены незахороненными прямо на «колючке» в полуметре друг от друга. В нескольких метрах за ними мы нашли стопку противогазов, которые бойцы скинули, пролезая через проволоку. Причина гибели — подрыв на мине или миномётный обстрел». Итак, если воины были сапёрами, то могли служить в 484-м отдельном сапёрном батальоне, входившем в состав 358-й СД. Мы нашли боевой журнал этого подразделения. Там написано следующее: «8 ноября 1941 года на ст. Бугуруслан батальон погрузился в воинский эшелон и направился до ст. Ветлужская. Вагоны полны людей… 12 ноября — ст.Ветлужская: разгрузка, обед, походная колонна и 150-километровый марш… Мы шли вперёд и прибыли в Юрино. Декабрь 1941-го. Зима в полных правах, а батальон снова совершает 150-километровый марш до ст. Осиновка Горьковской области… Делая 35-40 километров в сутки, на четвёртый день мы на станции, а 6 декабря 1941 г. снова в поезде, снова движемся вперёд, на запад». В районе Юрина по левому берегу Волги также строился оборонительный рубеж, и помощь военных специалистов была там весьма кстати. Но к декабрю Красная армия отразила последний вражеский бросок на Москву, а потому необходимость в создании укрепрайонов в глубоком тылу стала не столь экстренной. Сапёры вместе с другими частями доукомплектованной дивизии убыли в Подольск для дальнейшей отправки на фронт. Следующей точкой дислокации соединения стал город Осташков Тверской (ранее Калининской) области. 7 января 1942 года, влившись в состав 4-й Ударной армии, дивизия вступила в бой и через пять дней овладела двумя сёлами, развивая успех. Однако к марту под мощными контратаками противника подразделениям 358-й СД пришлось перейти к обороне, а потом они были выведены в резерв для восполнения больших потерь. Боевые действия дивизия возобновила лишь в сентябре 1942-го, участвуя в безуспешных попытках взять Велиж, который удастся освободить только в сентябре 1943 года.

Возникший казус

И вот тут выявилась несостыковка: от Велижа, что в Смоленской области, до деревни Редцы, где обнаружили останки Андрея Назарова, километров 500 будет. А вскоре возник и ещё один казус. При внимательном изучении послевоенного списка безвозвратных потерь по Сталинградскому облвоенкомату мы обнаружили едва приметное уточнение в маленькой графе по поводу Андрея Назарова: «Можно считать пропавшим без вести с мая 1942 года». Разница более чем в год с официально обозначенной датой серьёзно изменила хронологический радиус поиска. Пролистав в интернете сводки поисковых экспедиций, которые в последние годы вели раскопки на местах боёв в районе Старой Руссы, мы увидели любопытное сообщение о том, что весной 2016- го кировские студенты из отряда «Факел» подняли останки 17 бойцов Красной армии, погибших при неудачной попытке прорвать оборону противника вблизи деревни Редцы, предпринятой 3-15 мая 1942 года. Погибшие оказались военнослужащими 384-й стрелковой дивизии. Дата совпадает с той, что указали сотрудники военкомата по поводу судьбы Андрея Назарова. Осталось выяснить, могли ли каким-то образом взаимодействовать 358-я СД и 384-я СД, находившиеся в тот момент достаточно далеко друг от друга. Тут можно вернуться в самое начало 1942-го, в город Осташково, от которого, если взглянуть на карту, чуть более 100 километров до Демянска Новгородской области. Там, обращаясь к истории, в ходе успешных действий советских войск на Старорусском направлении попали в окружение части 16-й армии вермахта. Однако при активной поддержке авиации, осуществлявшей снабжение по воздуху, противнику удалось сохранить боеспособность попавшей в котёл 100-тысячной группировки. 20 марта 1942-го немцы начали операцию по её деблокаде, ударив из района Старой Руссы навстречу устремившимся на прорыв окруженцам. Действуя одновременно с обеих сторон кольца, фашистам удалось пробить брешь, образовать так называемый «Рамушевский коридор» шириной 6-8 километров и восстановить сообщение воюющих в условиях котла войск с основными силами. К слову, Редцы оказались на северном фасе этого коридора. Разумеется, для противодействия развитию прорыва советским командованием были брошены все имеющиеся резервы, но к 5 мая враг окончательно прорвал кольцо, подтянул свежие силы и, закрепившись на Демянском выступе, отбил наступление Красной армии.

Могла ли иметь место ошибка?

Уточним, что, прибыв из Подольска в Осташково, 358-я СД была изначально приписана к Северо-Западному фронту, части которого как раз в первых числах января 1942-го начали наступление на Демянском направлении с главной целью освободить Старую Руссу. К этой операции спустя несколько дней примкнула и 4-я Ударная армия, куда вошла 358-я СД, пока к февралю не была выведена в зону действия соседнего Калининского фронта. Красноармейца Назарова (как, вероятно, сапёра) могли оставить под Старой Руссой, где постоянно атакующим советским войскам для преодоления минных полей противника остро требовались специалисты. Подтверждением того, что в официальные данные о времени гибели Андрея Назарова вкралась ошибка, может служить тот факт, что уже к концу февраля 1943 года фашисты вывели войска из Демянского выступа. 23 февраля был освобождён Демянск. К середине марта Редцы оказались в тылу советских войск, в тяжелейших боях отодвинувших линию фронта, поэтому в июне 1943-го здесь никакого прорыва вражеской обороны быть не могло, ведь «Рамушевского коридора» уже не существовало. Андрей Назаров официально числился пропавшим без вести, а значит, дата его предположительной гибели могла быть более чем условной ввиду кровопролитных боёв, шедших многие месяцы на данном участке фронта с переменным успехом и при огромных потерях, ориентировочно подсчитать которые, вероятно, удалось как раз к лету 1943-го, после того как битва за Демянский выступ завершилась.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото из архива отряда «Светоч».