04_2012_5-1
30.01.2012

Требуется электронная доярка без вредных привычек

Каменный урожай собирать успевай

Когда я застал председателя в рабочем кабинете, в руках у него был ворох бумажек.

­ Вот собираемся замахнуться на новый двор беспривязного содержания на 400 голов, ­ заметив мой взгляд, откликнулся Владимир Петрович. ­ Дело это затратное, даже на этапе планирования. Дерут за все втридорога ­ и за проект, и за его экспертизу, только на это уйдет, думаю, более миллиона.

Впрочем, для Петушкова все, что связано со строительством и реконструкцией, привычные хлопоты. Он постоянно стремится модернизировать животноводческие помещения, сделать молочное производство более прибыльным. К тому обязывает положение сельхозпредприятия: в прошлом году, Петушков об этом говорит с гордостью, хозяйство приобрело статус племзавода по черно­пестрой породе коров.

Сельхозпредприятие занимается и растениеводством, но земли в местных краях довольно тяжелые, так что таких урожаев, как на юге области, здесь при всем желании взять не получится. Тем не менее отказываться от этого направления деятельности Петушков не собирается, вот и сейчас уже планирует предстоящий сев, времени до весенних полевых работ осталось не так и много.

­ Сеять будем только своими семенами, ­ говорит председатель. ­ Удобрения есть ­ закуплено пять вагонов аммиачной селитры.

Активно занимается хозяйство обновлением машинно­тракторного парка. В 2011­м приобретена техника больше чем на 10 млн рублей. В длинном списке последних приобретений ­ мощный белорусский комбайн.

­ Некоторые ругают эту продукцию, а у меня ­ тьфу­тьфу­тьфу! ­ никаких поломок, ­ делится председатель. ­ Буду и дальше брать технику для хозяйства, в этом году есть намерение сделать закупки еще по меньшей мере на 4 миллиона рублей.

Заниматься земледелием на неплодородных землях ­ особое искусство. Когда­то, в стародавние времена, по этой полосе прошел ледник. Наследство после себя стихия большое оставила ­ камни то и дело появляются на поверхности земли. Механизаторам нужно быть особо внимательными, чтобы не напороться на валун, невесть откуда взявшийся на пути трактора или комбайна.

Но и в этих условиях предприимчивые ковернинцы умудряются находить выгоду. Голыши собирают и успешно… продают. Цена камней от 2,5 до 5 тысяч рублей за тонну. Берут их люди охотно: кому на альпийскую горку сгодятся, кто­то из осколков ледникового периода выкладывает фундамент дома. Прочные строения получаются, не страшны им ни снег, ни дождь, ни зной…

Большим подспорьем для хозяйства является переработка древесины. Кстати, ею занимаются практически все сельхозпредприятия района ­ край­то лесной. Работа кипит хоть зимой, хоть летом, стволы прямиком отправляются на пилорамы, доски машинами уходят к потребителям.

У “кутузовцев” восемь тысяч га леса в аренде, но надо отметить, что лесозаготовители активно ведут и компенсирующую работу ­ в прошлом году хозяйство посадило саженцы деревьев на 65 га.

­ Деньги не проедаем, ­ Владимир Петрович показывает лесопильный цех, куда только что завезли новый деревообрабатывающий станок. ­ Вся выручка от лесопереработки уходит на развитие, тратим на удобрения, запчасти…

На цель наведет лазерный луч

Мысли о повсеместной роботизации животноводства появились у Петушкова после поездок в другие российские регионы.

­ Увиденное мною в Татарстане и Ленинградской области впечатлило, ­ делится председатель. ­ Там есть фермы, оборудованные по последнему слову техники. Я видел комплексы, где дойкой 400 коров занимаются 8 роботов. Они определяют координаты цели при помощи специальной системы лазерного наведения, благодаря ей происходит точное подсоединение доильных аппаратов. Механизм выполняет все операции, которые необходимы при доении.

Даже если форма вымени сильно отличается от стандартной, робот все равно выполнит задачу. Может, со второго, с третьего захода, но есть полная уверенность, что недодоенной корову робот не оставит. Он запрограммирован на строгое выполнение заложенной программы. Полное исключение человеческого фактора гарантирует высокое качество дойки…

Люди есть люди, кто­то что­то забыл, а расплачивается за халатность хозяйство. К тому же не надо забывать, что ряд сельхозпредприятий испытывает кадровый дефицит, заменить отсутствующих без всяких проблем способны лишь роботы.

­ За них не надо делать социальные отчисления, они не болеют и не уходят в декрет, не опоздают на работу и не будут отмечать праздники во время работы, ­ приводит доводы Владимир Петрович.

Разумеется, переоснащение животноводства такими системами потребует многомиллионных вложений. У ряда хозяйств больших денег нет, и здесь на помощь должно прийти государство, считает Петушков. В Татарстане, например, финансирование роботизации ферм идет на паритетных началах ­ 50 процентов составляют бюджетные средства, другую половину оплачивает сельхозпроизводитель.

­ Хочется верить, что и в Нижегородской области эта программа приживется, и областной бюджет поможет хозяйствам в реализации проекта, ­ говорит председатель. ­ Безусловно, должны быть изменены и условия, на которых будут выделяться кредитные средства, ­ сроки возврата должны составлять хотя бы лет двадцать.

Петушков ссылается на опыт Белоруссии:

­ Там практикуется следующая схема ­ на государственные средства строятся животноводческие комплексы, а потом хозяйство, которому достается готовый объект, на протяжении довольно длительного срока ­ до 20 лет ­ возвращает долг, причем не деньгами, а произведенной продукцией.

Дотации необходимы

Петушков отдает должное стратегическому мышлению руководства Нижегородской области. По его мнению, опыт реализации программы развития животноводства дал возможность многим хозяйствам подняться на ноги, обновить производственную базу, возвести объекты, приступить к строительству которых еще несколько лет назад не было никакой возможности.

­ Однако некоторые последние изменения в этой программе вызывают по меньшей мере недоумение, ­ говорит руководитель СПК. ­ Взять хотя бы формулировку ­ «с учетом роста производства». Непонятно: зачем ставить ограничения? Ведь порой перед хозяйством не стоит задача обязательно сделать рывок вперед, важно сохранить стабильность и удержаться на прежнем уровне. Сельхозпредприятию приходится решать много финансовых вопросов, связанных как с погашением старых кредитов, так и с закупками всего необходимого для дальнейшего развития. Это траты, и значительные, и обеспечить наращивание объемов при таких обстоятельствах бывает довольно затруднительно.

Есть у Петушкова соображения и по программе мясного животноводства:

­ Она успешно действовала в прошлом, почему бы ее не продолжить и в этом году? 16 рублей бюджетных средств на 1 кг мяса были все­таки серьезным подспорьем. А сейчас в связи с тем, что программа не действует, есть тенденция к повышению цен на мясо. Все это может отразиться на покупателях.

Дотации же, выделяемые напрямую хозяйствам, дают возможность развивать производство, да и цены держать на доступном уровне. Так что реанимировать эту программу было бы весьма уместно.

Александр ЗАБАШТА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Ковернинский район.