ВАЖНЕЕ ЗОЛОТЫХ КУПОЛОВ
В восстановлении православного храма участвуют представители разных конфессий
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Александрово Краснооктябрьского округа был построен в 1830 году, десятилетиями разрушался, и сейчас его возрождают сами сельчане. Красная кирпичная кладка с утратами. Непокрытая колокольня. Известковая побелка наполовину обвалилась, штукатурка внутри — тоже. Это, как и контуры фресок на стенах, и слабые следы от них мы увидим чуть позже, зайдя внутрь. Где-то цементные заплаты, торчащие железные скобы. Но стены стоят незыблемо вопреки времени. Твердыня!
Утопленная цепь не спасла
Об Александровском храме информируют видеоролики, которые можно найти в интернете. «Моя прабабушка говорила, что раствор между кирпичами храма был замешан на куриных яйцах. Строение это чрезвычайно крепкое. Не поддалась и колокольня», — рассказывает девичий голос за кадром. Озвучили ролик юные жительницы села. Видеоролики пересылают друг другу, выкладывают в группу «Село Александрово» в соцсетях. Прабабушка говорила еще, что когда приехали сбрасывать колокола, сельчане подучили детей утащить и утопить в сельском пруду цепь, с помощью которой колокола и кресты планировалось стаскивать вниз. Ребятишки так и сделали, однако ненадолго отсрочили печальную судьбу храма. Тогда колокола заставляли замолкать по всей стране. «Чистое злодейство, — отозвался тогда на борьбу с колоколами русский писатель Михаил Пришвин в своем дневнике. Прабабушке в то время было 12 лет. Церковь была трехпрестольной: главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный престол в честь святого великомученика и архидиакона Стефана, северный престол — в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, в одночасье перешли в распоряжение местных советов, которые «исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению». Александровские власти «по своему усмотрению» использовали намоленные стены под колхозный склад, в алтаре работала мельница. В двадцатые годы в церкви служил псаломщиком Иоанн Ромашкин. Советская власть не пощадила служителя: его и арестовывали, и ссылали, а в 1937 году расстреляли, и могилы не найти. Сейчас он причислен к лику святых. Последним священником храма был Иван Лаврентьевич Шекуров. В 1937 году расстрелян по приговору тройки НКВД. От старых времен сохранилась лишь одна черно-белая фотография церкви. Как она выглядела внутри, что было на фресках — неизвестно. Тех, кого можно было расспросить, уже нет в живых.
Возвращение к истокам
Екатерина Блей с мужем корнями из Александрова, где жили их предки до седьмого колена. — Родилась и всю жизнь прожила в Нижнем Новгороде, но я — не городской житель. Всё тянуло сюда, на родину, — рассказывает Катя. Несколько лет назад всей семьей они перебрались в Александрово. Поселились рядом с храмом. И все мечтала: вот бы ктото начал восстановление храма, вот бы присоединиться. В церковь было не войти — все пространство заросло деревцами и бурьяном, репейник с лебедой, выше человеческого роста. Стены завалены землей с мусором. Пространство перегорожено каменной новодельной стеной. В алтаре остались огромные жернова от мельницы. А в 2018 году появился в церкви незнакомый молодой священник с двумя ребятишками и начал с ними очищать алтарь. Ходит, напевает молитву, выбрасывает из алтаря какие-то ржавые ведра. Катя — туда, спрашивает: «А вы — кто?» Он в ответ: «Это вообще неважно, я здесь в гостях. А вот вы — кто? Почему святое место загадили? В селе не осталось мужчин, чтобы очистить святое место?». И так пробрал, так отчихвостил. — Говорил он про всех, но слушала-то я одна, — вспоминает она сейчас. — Так мне стало стыдно! Действительно, что же мы своими руками ничего не можем сделать? И мы начали разгребать эту грязь, которая накопилась в церкви. Сначала несколько человек, к ним стали присоединяться другие. Всё происходило как бы само собой. Вот появился гусеничный трактор — выволок из алтаря жернова. Вытащили весь хлам, убрали поросль и лебеду с репьями. Не хватало профессиональных рук — появился строитель, пообещал помощь. Но бригаде рабочих надо платить. Всем миром стали собирать деньги. Первую смету подписали на восстановление крыши. И вот хотите верьте, хотите нет. Один из престолов храма — в честь Николая Чудотворца, строителя зовут Николаем и смету на восстановление крыши с ним подписали на Николу в декабре. Случайно появился этот строитель, нет? А священник тот так больше не появился и имя свое не сказал. Только несколько икон оставил в алтаре. Их позже нашли, когда прошли в алтарную часть со стороны трапезной.
Медленно, но верно
Возрождение храма началось в 2019 году, когда расчистили пространство внутри. В 2020 году убрали мусор вокруг храма и накрыли крышей трапезную часть, в 2021 году установили крест на куполе, крышу алтаря, окна на северной стороне, в 2022 — окна на южной стороне. Казалось бы, неспешно. Но в селе живут от силы 100-150 человек (летом, с дачниками, побольше). И всё — своими силами, и всё — на собранные мирянами деньги. Приезжал из Салганской церкви священник, отец Игорь. Молебен и проповедь тронули сердца людей, работа пошла быстрей. — Если честно, первый год мне очень хотелось, чтобы скорее были золотые купола, — признается Екатерина. — Я думала: вот бы нашелся спонсор, и все бы сразу случилось! А потом меня осенило, что Бог дает людям возможность участвовать в восстановлении святого места. Один дал сто рублей на кирпичик. Другой выдернул старую железку с кровли. Кто-то помог вручную разгрузить машину кирпичей. Люди ведь разные помогают — девчонки, дети, верующие, неверующие. Как-то привезли из Салганской администрации машину досок. Машину разгружают, я тем временем водителю рассказываю историю храма. Он улыбается, достает купюру из кармана — «вот, возьмите на восстановление». Спрашиваю, как зовут, чтобы имя указать в записке о здравии. Он отвечает: «Эльдар, так что не надо за меня молиться». В восстановлении православной церкви участвуют люди разных конфессий. Люди сами собой находятся, звонят, приезжают. Это Бог помогает. В прошлом году позвонил человек, представился Евгением Шекуровым. Оказалось — потомок последнего здешнего священника. Сам из Москвы, он нашел в интернете ролик о храме, где указан телефон для сбора денег. Приезжал сюда с сестрой. Теперь помогает деньгами. С крестом тоже была удивительная история. Когда меняли кресты в Карповской церкви Нижнего Новгорода, старый крест предложили александровцам. Николай Рябов, тот самый строитель, крест немного подреставрировал, выяснил, как его ставить — на храме должна быть маковка, на маковке — луковка, а на луковке крест — сосчитал смету, назвал сумму. А денег на этот момент собрано мало. Так он сам заплатил за кран, сам забрался на высоту, сам укрепил крест. Правда, пока установил его непосредственно на купол. — Для меня очень серьезная проблема — самой решить, куда направить собранные деньги. Не хватает координатора работ, — сетует Екатерина, назначенная казначеем. — Хорошо бы, кто-то взял на себя ответственность за руководство работами. Найти бы хорошего смышленого мужика.
Душа молитвы просит
Сейчас в церкви стоят иконы на подставках, подсвечники. Каждое воскресенье, каждый праздник люди приходят сюда молиться. Стоять в храме холодно, храм-то летний, да еще и неухоженный до конца. Но приходят — когда два человека, когда десять. Душа по молитве тоскует, зовет в намоленные стены. Молитвы знают не все — тексты из молитвослова распечатывают, раздают, чтобы дома почитали, подумали над содержанием. Приезжал Благочинный из Большого Болдина. — Служите, как служили, молитесь, как молились, — обратился он к людям. — Препятствий чинить не будем. Духовным окормителем назначил отца Игоря из Салган. Так что отец Игорь приезжает теперь за лето несколько раз, служит водосвятные молебны. А еще подарил александровцам запрестольный крест, иконы и фонарь, с которым идут перед крестным ходом. — По воскресеньям мы ходим крестным ходом вокруг церкви. Говорят, что крестные ходы способствуют восстановлению, — рассказывает Екатерина. — И, действительно, как мы начали ходить с крестными ходами, работы стали активнее. Семимильными шагами не двигаемся, зато многие люди могут через эту помощь обратиться к Богу. Есть примеры, когда построили новую часовню, а она стоит на замке. Наша церковь разрушена, но люди в нее все равно ходят, пусть и немного. Это важнее золотых куполов.
Светлана КУКИНА.
Фото предоставлено инициативной группой.
Краснооктябрьский округ.