ВЕСЬ МИР НА ВАШИХ ПАЛЬЦАХ
Спектакль по пьесе «Сотворившая чудо» поставили в ТЮЗе
В 1880 году в маленьком городке штата Алабама родилась девочка Элен Келлер. Ещё до года она начала ходить и говорить. В год и семь месяцев заболела. Наверное, это была скарлатина, или краснуха, или менингит. А тогда врачи написали «воспаление мозга». Малышку спасли, но она полностью потеряла зрение и слух, за ними речь. Элен — первая в истории слепоглухонемая, которая преодолела недуг, научилась читать, писать, говорить, ездить на велосипеде, плавать, окончила Гарвард, стала математиком, лингвистом, педагогом, написала несколько книг.
Самая популярная книга Элен Келлер — автобиографичная. В ней писательница рассказывает о своей удивительной победе над болезнью. Спектакли по пьесе У. Гибсона «Сотворившая чудо», в основе которой лежит история Элен Келлер, ставят во многих театрах мира. Неделю назад аналогичная премьера состоялась в Нижегородском ТЮЗе. Семилетней Элен (Анна Бледникова) в кругу семьи никто не противостоит и не противоречит, она стала настоящим маленьким тираном. Всё меняется, когда в дом приезжает новая гувернантка, Энн Салливан (Анна Сильчук), она окончила специальную школу для слепых. Прививая девочке дисциплину и обучая её пальцевому языку, Энн помогла осознать связь предметов с их названиями. Связь пальцев и смыслов показана зрителю с помощью видеопроекции. На экране транслируются буква за буквой слова и по-разному сложенные пальцы. Каждое положение пальцев означает букву. Два акта, на которые поделил спектакль режиссёр Алексей Логачев, как будто две жизни. Условно, первая жизнь проходит в семейной обстановке: плетёная мебель, по правилам сервированный стол, множество цветов (художник Мария Утробина). За одно мгновение Элен превращает этот добропорядочный дом в разруху, разбрасывает, сметает, бьёт. За любым возражением следует истерика, в эти моменты Элен напоминает бесноватого Маугли, и хочется попросить режиссёра «приглушить» краски. Обстановка второго акта аскетична: оранжерея, наполненная цветами, превращается в почти пустой ангар, где гувернантка остаётся один на один с воспитанницей. Силой духа, жёсткой системой «нет» и «нельзя», а где-то и физическими усилиями она даёт Элен первые уроки нормального человеческого поведения. А за ними — и взаимодействия с миром людей и предметов. Так драма инвалидности высвечивает важные воспитательные аксиомы и показывает, как в маленьком человеке прорастает личность.
Светлана КУКИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.