СИЛЬНЫМ ПО СИЛАМ

Мощность нужна и сельхозпредприятиям, и машинам

— Вы же не продаёте зерно ниже себестоимости? — с таким вопросом обратился к собравшимся Александр Вырышев, руководитель компании, специализирующейся на поставках отечественной сельхозтехники. — А чем мы, по-вашему, сейчас занимаемся? — последовал возмущённый ответ зала. Столь опрометчивый вопрос Александр Владимирович задал на совещании, организованном министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области. Обсудить ход подготовки к предстоящей посевной собрались начальники сельхозуправлений, руководители и главные инженеры агропредприятий. Благодаря совещанию им выпал отличный шанс напрямую задать неудобные вопросы поставщикам техники.

Теперь с обувкой

Самый главный: почему так дорого? Даже машины, произведённые в своём отечестве, значительно выросли в цене, не отстают в плане удорожания и запчасти к ним. А ведь всё это не ввозится в страну посредством параллельного импорта из Европы и Америки. Значит, выросшие транспортные расходы, курс валют никакого отношения к российской технике не имеют. В чём же дело? В прошлом году цены на отечественные машины выросли на 30-40 процентов. Аналитики предсказывают, что нерадостная для крестьян тенденция продолжится и в 2023-м. Производители пеняют на металл, стоимость которого подскочила чуть ли не в два раза. Хотя, по словам Алексея Кривенко — он сотрудник отечественного завода по производству техники, — цена на продукцию на исходе 2022-го снизилась. На 8 процентов подешевел металл и примерно в этих же пределах уменьшилась стоимость машин и агрегатов. Не Бог весть что, конечно, но всё-таки. Однако тот же трактор или плуг состоят не только из железа. В 2022-м, когда страна оказалась под санкциями, предприятия вынуждены были взять производственную паузу, чтобы найти замену импортным комплектующим. К настоящему моменту, как заверили в ходе совещания представители заводов-производителей, все сложные вопросы удалось решить. Аналоги нашлись в дружественных странах, выпуск ряда комплектующих налажен в России, но… — Весной прошлого года завод, чью продукцию реализуем, столкнулся с дефицитом шин, — вводит в курс дела Александр Вырышев. — Прежний поставщик отказался от сотрудничества, и тракторы не во что было обуть. К счастью, одно из отечественных предприятий наладило производство шин нужного диаметра. Прежде оно не выпускало такого рода продукцию, пришлось всё начинать с нуля: закупать оборудование, готовить помещение и персонал. Что потребовало определённых расходов. Всё это отразилось на цене шин и на конечной стоимости трактора. Ту же самую проблему, с точки зрения производителя комплектующих, поднял Николай Кочетов. Возглавляемая им компания, базирующаяся на территории области, наладила выпуск запчастей к немецкой технике. На данный момент в производстве 20 наименований деталей к кормозаготовительным комбайнам. — Оборудование новое, используем качественный металл, — рассказывает он. — Продукция прошла испытание, результаты порадовали. Что касается цены, она в четыре раза ниже той, по которой продают оригинальные запчасти, и в два — европейского аналога. Могли бы ещё снизить стоимость, если бы удалось наладить серийное производство. Но пока наши комплектующие штучный товар. Заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Илья Храмов, председательствовавший на совещании, именно стоимость техники выделил в одну из основных проблем. И подчеркнул, что ведомство следит за ситуацией с ценообразованием.

Где просели?

Год назад, когда представители отрасли практически в том же составе собрались на подобное совещание, люди в зале выглядели более растерянными. Подготовка к посевной представляла немалые трудности прежде всего из-за перебоев с поставками запчастей к импортной технике. Рынок машин и оборудования прошлой весной замер, купить трактор или сеялку было сродни чуду. Сейчас техника перестала быть эксклюзивным товаром. По словам руководителей компаний-дилеров, поставляющих в область сельхозмашины отечественных заводов, трактора, комбайны есть на региональных площадках. Если имеющаяся в наличии модель не устраивает, пригонят нужную. О покупке лучше позаботиться заранее. Бывает, что срок поставки растягивается на полтора месяца. Забронировать подходящую единицу техники загодя нужно ещё и по другой причине. Несмотря на относительно стабилизировавшуюся ситуацию на рынке, дефицит предложения по-прежнему наблюдается. Опять же из-за санкций поставки агромашин из Европы и Америки снизились. Российские заводы в 2022-м увеличили выпуск продукции, но незначительно. Освободившуюся нишу заполняет техника китайского, индийского, турецкого производства. Крестьяне к ней присматриваются, а некоторые уже и взяли в работу. Однако сменившемуся вектору поставок по силам заместить лишь ряд позиций. Наиболее ощутимо проседают мощные трактора. Их ни в Китае, ни в Турции, ни в Индии не производят нет необходимости, другие масштабы производства. Машины такого класса выпускают в России, но они не покрывают спроса. Довольствоваться техникой меньшей силы крестьяне не могут. На вооружении сельхозпредприятий стоят широкозахватные посевные комплексы, дискаторы, тяжёлые бороны. Трактор, под чьим капотом не много лошадиных сил, работать в сцепке с такими агрегатами не в состоянии. Перейти на уровень ниже уже никак. Во-первых, придётся кардинально менять имеющееся оборудование. Во-вторых, на один мощный трактор потребуется пара менее сильных. Больше машин — больше механизаторов. А кадровую проблему никто не отменял. — Реализуем модули увеличения мощности, — говорит Николай Кочетов. — Они устанавливаются на двигатель и добавляют ему лошадиных сил. Казалось бы, вот он, выход из тупиковой ситуации. Но не всё так просто — оборудование европейского производства со всеми вытекающими санкционными последствиями. Кроме того, технику для картофелеводства производят в Бельгии, Германии, Нидерландах. Ни в Китае, ни в Турции аналогов ей нет, в России тоже не выпускают оборудование такого класса. Возникнут проблемы и у садоводов по той же причине. А эта отрасль в области развивается ускоренными темпами.

Сервис на дежурстве

При покупке техники подспорьем для крестьян служит региональная программа поддержки, по условиям которой субсидируется до 50 процентов затрат. По словам Ильи Храмова, с этого года она претерпела некоторые изменения. К примеру, определили перечень машин, при приобретении которых компенсацию из бюджета будут выплачивать в приоритетном порядке. В список входят самоходная и уборочная техника, оборудование для хлебопекарен и предприятий потребкооперации, электронная начинка для овощехранилищ. — Что касается последнего направления, с этого года начала действовать федеральная программа, — обратил внимание собравшихся Илья Храмов. — Она предполагает оказание поддержки хозяйствам, занимающимся выращиванием овощей открытого грунта. Если сложить возможности двух программ, думаю, удастся сделать отрасль рентабельной. Она по-прежнему одна из самых трудоёмких. Но шанс механизировать процесс есть. По словам замминистра, прорабатывается возможность включения в областную программу агропосадочных машин. Пока же от сельхозпредприятий собирают заявки на участие в программе. В ряд хозяйств, купивших технику во второй половине 2022-го, ещё не пришли субсидии. Илья Храмов заверил: средства поступят в ближайшее время. Накануне посевной крестьяне обеспокоены не столько покупкой агромашин и агрегатов, сколько наличием запчастей. По словам Руслана Корзуева, заведующего сектором технической политики, мобилизационной подготовки и охраны труда минсельхозпрода области, свыше 90 процентов тракторов, навесного и прицепного оборудования уже привели в порядок. Показатель неплохой, но есть хозяйства, где нужных запчастей ждут несколько месяцев. Например, в «Березниковском» Дальнеконстантиновского округа до сих пор не получили необходимые детали для наладки посевного комплекса. А время уходит. Сельхозпредприятие работает на импортной технике. Что же касается отечественной, руководители компаний-дилеров заверили участников совещания: на складах в области находится несколько тысяч наименований комплектующих. Значит, есть надежда, что поломку, если таковая случится, удастся устранить в рекордные сроки. — Сервисные службы производителей техники составили график дежурств на время полевых работ, — рассказал Руслан Корзуев. — И в выходные, и в праздничные дни бригады будут готовы выехать по первому звонку.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.