02_2012_11-2
Posted in Краевед
23.01.2012

Диво самоходное

Заявка сделана

Мимо такого дива любознательный фотограф пройти не мог. На открытке, появившейся в продаже вскоре после закрытия XVI Всероссийской торгово­промышленной и художественной выставки, был запечатлен первый русский автомобиль.

Странно, но лучшие репортерские перья России, аккредитованные на выставке, автомобиля не соизволили заметить. Никто не написал о нем ни строчки. О колокольных звонах писали, о босяках и торговцах писали, о ресторанных яствах есть много свидетельств, а об автомобиле ­ нет. Кстати, о многом умолчали репортеры. Такое ощущение, что они не готовы были воспринимать новую Россию, впервые заявившую о себе техническими совершенствами. Никто из них не ступил на подножку диковинного самодвижущегося экипажа и не промчался по выставке, не попробовал оказаться в будущем.

Заметил автомобиль лишь нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев.

Давайте внимательно рассмотрим фотографию. Скорее всего, она сделана рано утром. Посетителей на выставке еще немного. Судя по единственному следу, автомобиль выкатили специально, чтобы сделать снимок.

Статичный кадр позволял использовать низкочувствительную пластину. Люди в движении вышли размытыми. Обратите внимание на фигуру человека в белой фуражке. Она тоже немного размыта, но, предположительно, это и есть один из создателей «самобеглой коляски» ­ флотский офицер Евгений Александрович Яковлев.

Может, существовали и еще фотографии, но до нас дошел только этот снимок. Единственный. Он и стал основой открытки, которая разошлась по всей России.

Дмитриев прекрасно понимал, что этим снимком он заявит о рождении первого русского автомобиля. А сказать об этом было уже необходимо.

Правда, знатоки истории автомобилестроения утверждают, что самый первый автомобиль в России был построен в 1882 году Путиловым и Хлобовым, но ни каких­либо документов по этому поводу, ни изображений того автомобиля не сохранилось. И поэтому отсчет отечественного автомобилестроения ведется вот с этого авто.

Если сравнить изображение этого автомобиля с его зарубежными сородичами, то можно обнаружить почти полное сходство с первыми автомобилями Даймлера, Бенца, Рено, Шевера.

Соединили несоединимое

Россия отставала в автомобилестроении, на наших дорогах царствовала телега, тогда как в 1896 году в Европе уже проходили автомобильные гонки.

Россия отставала… но не очень. В США к этому времени было всего четыре автомобиля, в Германии ­ несколько десятков, а первенствовала Франция, где по дорогам бегало уже 450 машин. Сегодня мы хорошо знаем имена пионеров европейского автомобилестроения, они сохранились в названиях фирм и заводов, а вот своих, увы, не знаем.

Будущие автомобильные магнаты начинали свой бизнес скромно ­ кто с экипажной фабрики, кто с деревообрабатывающей мастерской или, в лучшем случае, с мастерской, делавшей двигатели к локомотивам.

По аналогичной схеме автомобилестроение начало развиваться и в России.

В 1827 году в С.­Пе­­
тербурге появилась экипажная фабрика Карла Неллита. Она славилась легкими и прочными колясками. Коляски, кареты, ландо, сработанные на фабрике, выглядели элегантно, но, что самое главное, были технически совершенными. Дела фабрики пошли еще успешнее, когда сюда поступил Петр Александрович Фрезе. Горный инженер по образованию, он имел склонность к изобретательству, а еще необычайно любил лошадей. На фабрике эти два увлечения слились в одно. Он стал совершенствовать конные экипажи и делал это настолько успешно, что даже Императорский конный двор разместил на фабрике свои заказы.

Со временем Петр Александрович возглавил фабрику, и стала она называться «Акционерное общество постройки экипажей Фрезе и Ко». И все бы шло своим чередом, не появись в Петербурге «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева». Произошло это в 1891 году.

А открыл завод бывший лейтенант российского военно морского флота Евгений Александрович Яковлев, 34 лет от роду.

Казалось бы, что могло соединить фабрику конных экипажей и моторный завод?

Выставка! В 1893 году в Чикаго открылась Всемирная выставка, на которой судьба и свела двух русских предпринимателей. Там они и склонились к мысли построить общими усилиями автомобиль.

Только свое

Глядя на дмитриевский снимок, можно предположить, что конструкторы слепо скопировали автомобиль, скажем, Даймлера. Уж очень они похожи. Но это не так. Узлы и механизмы зарубежных автомобилей тщательно охранялись авторскими правами и патентами. Копировать их было, конечно, можно, но в глубокой тайне, и тогда о появлении автомобиля на выставке не могло быть и речи.

Заметим, что на Всероссийской выставке не было ни одного иностранного автомобиля. В экспозициях выставлялся только оте­чественный товар, исключение составляли иностранные фирмы, работавшие в России. Быть может, устроители выставки боялись конкурентов?

Устав выставки сознательно был ориентирован на то, чтобы поддержать российского производителя, пусть пока несовершенное, но свое. Идея была заложена хорошая, но дальше выставки она не пошла.

Для своего первенца Фрезе создал оригинальное рулевое управление, подвеску, кузов, а Яковлев сконструировал двигатель. Петербургский «Журнал новейших открытий и изобретений», внимательно следивший за постройкой автомобиля, отметил, что «двухместный экипаж с бензиновым двигателем предназначается на нижегородскую выставку».

13 мая 1896 года автомобиль был готов, а в июле его уже привезли в Нижний Новгород. Машина имела массу около 300 килограммов и развивала скорость 20 км / час.

А исполнен автомобиль был блестяще: лоснился лаком и кожей, блистал медью и никелем.

На оригинале дмитриевского снимка хорошо заметна фирменная табличка с гравировкой. Даже под слабым увеличением хорошо читается надпись: «Экипаж фаб. Фрезе и Ко и машинно­строит. завода Е. А. Яковлева. С.­Петербург».

Уже в 1897 году в газете «Новое время» появилось рекламное объявление следующего содержания: «Завод Е. А. Яковлева предлагает самодвижущиеся экипажи с быстрым выполнением заказов и по умеренным ценам». Сейчас уже невозможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. Однако одно можно сказать точно: конструкция Яковлева ­ Фрезе была создана именно как серийный, коммерческий автомобиль.

Как же сложилась судьба участников этой истории?

К сожалению, в 1898 году Е. А. Яковлев умер, а его компаньоны не проявили интереса к двигателям внутреннего сгорания и переориентировали завод.

Фрезе не собирался отказываться от производства автомобилей. Уже в 1899 году Петр Александрович изменяет название своей фабрики на «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и Ко». Потеряв возможность получать двигатели с завода Яковлева, он стал выписывать их из­за границы у фирмы «Де Дион Бутон». Кроме того, на фабрике стали строить электромобили. С 1901 года фабрика стала выпускать легкий четырехместный автомобиль. В 1902 году был изготовлен первый в России грузовик. Всего за 5 лет было изготовлено более 20 машин различного назначения. В 1907 году с использованием деталей фирмы «Рено» была создана карета скорой помощи. В 1908 году на фабрику поступает правительственный заказ. Управлению удельного ведомства на Кавказе потребовалось срочно изготовить несколько грузопассажирских автомобилей. Заказ был выполнен всего за три недели.

Увы, развитие отечественного автомобилестроения не было поддержано. Выбиваясь из сил, Петр Александрович Фрезе продолжал строить автомобили себе в убыток и в конце концов был вынужден продать фабрику. А вскоре он тихо и почти в неизвестности умер.

Имена Фрезе и Яковлева сейчас полузабыты. Представьте себе, если бы еще и не было вот этой фотографии, мы бы даже не ведали, как выглядел первый российский автомобиль. Лишь сухая строчка в отчете Всероссийской выставки отметила бы факт его появления ­ и все! И ничего больше!

Вячеслав ФЕДОРОВ.