ЗА ПОСЕВНОЙ УБОРОЧНАЯ
Так многие годы жил председатель
После службы в армии Михаилу Донцеву в колхозе, где до армии он был трактористом, предложили учиться в сельскохозяйственном техникуме в Арзамасе. Парень не мог отказаться. А когда приехал домой, чтобы готовиться к защите диплома, наступила посевная. Что было дальше и что за годы понял бывший тракторист?
Дел и проблем невпроворот
В родном совхозе, самом крупном в Вачском районе, катастрофически не хватало рабочих рук. На вес золота были и специалисты. Руководитель сельхозпредприятия сказал Михаилу: — Принимай центральное отделение. А это аж восемь бригад. Работы непочатый край. — То трактора сломались, то воды нет — возили из пруда, то коровы не доятся, как раз животных выгнали на пастбище, — вспоминает Михаил Борисович. — Дипломную работу ночами писал. А там и уборочная наступила. И снова дел невпроворот, как и проблем. Диплом защитил, когда убрали урожай. Кстати, неплохой. — В сельском хозяйстве никогда не было легко, — продолжает Михаил Донцев. — Техника часто выходила из строя. Когда начали внедрять навозоуборочные транспортёры, тоже намаялись с ними, нередко приходилось вместе со слесарем засучивать рукава, а зимой намёрзнет лёд — еле собьёшь. Да и склады оставляли желать лучшего. Сушилок в ту пору ещё не было. Бывало, снег выпадет, а зерно под открытым небом — не успевали убрать. Три года он проработал управляющим отделения, а потом перешел в бригадиры кормодобывающей бригады — их тогда только начали создавать. Организационный период был непростым — не хватало машин, запчастей, но выкручивались, ремонтировали. Работали без выходных. Дисциплина, можно сказать, была военная. Люди понимали, что от бригады зависит заготовка кормов. Сколько запасёшь, так и зимовать будешь.
На работу — в очередь
Нередко подводила не только техника, но и погода преподносила неприятные сюрпризы. Как-то лето выдалось на редкость дождливым — практически не смогли заготовить сена, выручил силос, зато картошки собрали больше всех в районе. Картофель занимал немалую площадь — 700 гектаров. — Картофелины в иные годы были по полкило весом, — улыбается Михаил Борисович. — Экскаватор не успевал ямы копать — овощехранилищ в те времена не было. Поначалу он ездил перенимать опыт в Кстовский район к Герою Соцтруда Михаилу Гогину, в бригаде которого имелась импортная техника и работали на едином наряде, а потом зачастили делегации и к ним в Арефино. — Когда мы ввели единый наряд, стали экономить горючее, увеличилась зарплата, — констатирует Михаил Донцев. — Со всей округи шла к нам молодёжь, на работу в очередь стояли. Если ктото из работников часто устраивал перекуры, совет бригады предлагал его уволить. После рабочей смены всех развозили домой по деревням — много времени теряли. Проблема была решена, когда построили жильё в Арефине и вся бригада стала жить в одном месте. Он сам выкопал бульдозером пруд в селе, где развели карпов на радость местным рыбакам. В 1981 году Михаила Донцева наградили орденом Трудовой Славы — его бригада получила самую высокую урожайность по району. Некоторые студенты сельхозинститута даже диплом защитили, используя опыт бригады. — Всегда любил работать, — признаётся Михаил Борисович. — А если уж взялся за дело, надо довести его до конца, чего-то достигнуть. Кстати, площади у хозяйства были немалые — около 5 тысяч гектаров. В этот период он был избран членом районного бюро партии. А вскоре ему предложили должность председателя колхоза имени Ленина, расположенного в другом селе района — в Клину. Тогда он даже не мог предположить, насколько в упадническом состоянии находилось это хозяйство, начиная от животноводческих помещений до дорог…
Из отстающих — в передовые
Не было ни надёжных складов, ни подъездных путей, ни воды. Колодцы находились далеко, под горой. А по территории предприятия можно было пройти только в высоких резиновых сапогах. Было отчего опустить руки. Но только не Михаилу Донцеву. Первым делом нашел родники, куда провели электролинию, построили водонапорную башню. Началось строительство двух новых ферм, где животные содержались в четыре ряда, телятника на 400 голов, появилось два сенохранилища и зерносклад, а старый стали использовать для хранения техники. Были построены подъездные пути ко всем фермам и дорога к летнему лагерю. Благоустроили территорию: можно ходить даже в тапочках. Улучшили условия жизни работников, которые переехали в коттеджи, построили медпункт. Колхоз стал лидером в районе по производству молока и мяса, возобновил работу колхозный магазин, где работники хозяйства и пенсионеры могли приобрести животноводческую продукцию. Пополнился новыми машинами автопарк — одних только тракторов насчитывалось около 50 и столько же машин. Об успехах сельхозпредприятия не раз писали в районной и областной газетах. В первые годы своей работы в Клину он практически забыл про отдых. — Интересно было работать — душа радовалась, когда люди получали приличную зарплату и премии, — признается Михаил Донцев. — Из городов приезжали устраиваться к нам на работу. Более 10 лет возглавлял он это предприятие, его считали справедливым, уравновешенным руководителем, которого уважали и рабочие, и специалисты. Он ушёл, когда колхоз разделился на два хозяйства. В последующие годы здесь всё пришло в упадок — без конца менялись руководители, не стало сбыта продукции, а потом и самого стада, разрушились фермы, куда-то исчезла техника. Постепенно колхозные поля заросли бурьяном. Больно это видеть бывшему председателю.
Коллектив — вот что главное
Едем по пустым улицам села. Ни встречных машин, ни пешеходов. Только летом, когда приезжают дачники, Клин снова оживает. — Работы нет, молодёжь уезжает, закрыли среднюю школу, где учились 130 ребят, — сетует бывший председатель колхоза. — Коров тоже не осталось, молоко привозят из Мурома, а раньше здесь было большое частное стадо. Его утро начинается с зарядки. Потом хлопочет по хозяйству — в первую очередь надо распилить, принести дрова. Село не газифицировано. — До сих пор жалею, что не смогли провести газ, хотя сделали проект, — говорит Михаил Борисович. — Хотели по оригинальному варианту — с полиэтиленовыми трубами. К сожалению, срок прошёл, надо всю документацию снова делать. Он никогда не жаловался на жизнь. И поныне каждый новый день встречает с оптимизмом. Радуется приезду сына, который живёт в Нижнем Новгороде. Летом с удовольствием ходит за грибами и ягодами, ухаживает за садом. — Жить приятно, когда рукиноги работают, — улыбается он. — А дела всегда найдутся. Вообще мои самые лучшие годы были, когда работал в колхозе. Коллективный труд много значит, не зря же говорят: «Один в поле — не воин». Коллектив может горы свернуть. Вот что должно быть всегда во главе угла.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото предоставлено Вачским благочинием Выксунской епархии.
Вачский округ.