ПЕРВЫЙ ИЗ СБИТЫХ

Поверженный немецкий самолёт сталинградцы увидели на площади Павших Борцов задолго до битвы за город

В эти февральские дни страна отмечала 80-летие Сталинградской битвы. Наша газета рассказывала о речниках Волги, которые внесли немалый вклад в победу. Оборона Сталинграда начиналась летом 1942 года, когда немецкие войска начали предпринимать попытки прорыва к городу на Волге. Намерения врага были ясны — Сталинград стал целью окружения и захвата. Но на авиационных картах летчиков люфтваффе город стал целью еще весной 1942 года. В дневнике первого секретаря Сталинградского обкома КПСС Алексея Семёновича Чуянова, который хранится в музее великой битвы, можно прочитать об этих налётах. Одна из самых первых записей и послужила отправной точкой нашего поиска.

«27 марта 1942 года отличился летчик Николай Смирнов. Вражеский самолет-разведчик приблизился к городу, пикируя из-за облаков на СталГРЭС, он поспешно сбросил бомбы и повернул на запад. Выжимая максимальную скорость на своем ЯК-1, Смирнов устремился за фашистом. Пулеметные очереди догнали вражеский самолет». «Юнкерс» был найден на краю большого оврага. Экипаж был обезоружен и взят в плен». Читаем дневник далее, следующая запись датируется 28 марта: «В город привезен сбитый вчера капитаном Смирновым немецкий бомбардировщик. Он установлен на площади Павших Борцов и вокруг него беспрерывно толпятся люди. Они не только смотрят, но и уносят на память какую-нибудь деталь. Так и растащили этого непрошеного гостя. А крупные части отправили на переплавку». Этот случай не обошёл и фундаментальный труд советских времён «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941- 1945 года: краткая хроника». Книга была издана в 1981 году, но сбитый самолёт приписан другому Смирнову с инициалами «В.П.», будущему Герою Советского Союза из 629-го истребительного полка той же 102-й истребительной дивизии, в которой служил и лётчик капитан Николай Смирнов. Ошибка, может, и была замечена, но только после выхода книги. Что-либо исправлять было уже поздно. А капитан Николай Александрович Смирнов, сбивший первый немецкий самолёт в районе Сталинграда, оказался нашим земляком, кадровым летчиком и к тому времени начальником штаба полка противовоздушной обороны. Сохранился единственный документ — послужная карточка. Его военная служба началась в 1933 году, когда он поступил в 9-ю Военную школу лётчиков в Харькове. Окончил её с отличием и служил на разных должностях в строевых частях. Имел хорошую лётную подготовку и, видимо, поэтому решил атаковать немецкий бомбардировщик. Это был «Юнкерс-80». Как написано в боевом отчёте, капитан Смирнов «умелым и дерзким манёвром сначала уничтожил воздушных стрелков, а затем приблизился к самолёту противника и поджёг его». Это была первая воздушная победа капитана Николая Смирнова. За бой лётчик получил благодарность командующего истребительной авиацией ПВО и был награждён именными часами. Из немецких сводок о потерях люфтваффе известно, что 22.02.1942 самолет Ju 88D-1 из состава 2-й эскадрильи группы дальних разведчиков Верховного командования люфтваффе был сбит атакой истребителя юго-западнее Сталинграда. В следующий раз Николай Смирнов встретился с немецким самолетом 25 марта, и это вновь был Ю-88, и вновь из той же эскадрильи. Согласно документам, «в исключительно сложных метеоусловиях: сплошная низкая облачность, местами достигающая высоты 150 м, при плохой видимости и сильном ветре, услышав разрывы снарядов зенитной артиллерии, тов. Смирнов мгновенно взлетел и на третьей минуте атаковал самолет Ю-88. Самолет противника вел шквальный огонь из пулеметов, прикрываясь облачностью, пытался уйти безнаказанно, но тов. Смирнов, умело используя облачность в своих интересах, наносил одну атаку за другой и поджег левый, а потом правый моторы». Немецкий пилот смог посадить подбитый самолет «на брюхо» северо-западнее Сталинграда, после чего весь экипаж попал в плен. Этот «юнкерс» и был доставлен в Сталинград на всеобщее обозрение. В боевом журнале части отмечено: «Тов. Смирнов израсходовал на самолет противника 1/4 боекомплекта, имея на своем самолете за два боя одну пробоину в хвосте». Летом фронт придвинулся к Сталинграду, и летчики ПВО стали встречаться не только с дальними самолётами люфтваффе. 12 июля 1942 г. капитан Смирнов на Як-1 перехватил и сбил, по советским данным, немецкий ближний разведчик «хеншель» Хш-126, упавший в 40 км южнее станции Казанская. Эта победа также подтверждается немецкими сведениями. 4 августа 1942 г. капитан Смирнов одержал свою последнюю воздушную победу: ему был засчитан немецкий истребитель Ме-109 в районе железнодорожной станции Абганерово. На следующий день, 5 августа 1942 года, капитан Николай Александрович Смирнов погиб в воздушном бою с авиацией противника всё в том же районе станции Абганерово, где развернулись ожесточенные бои на земле и в воздухе. Скажем точнее: летчик не вернулся с боевого задания и числился без вести пропавшим. Только в феврале 1943 года был подписан Указ о его награждении орденом Красного Знамени.

Михаил БЫКОВ.

Фото из открытых источников. г. Волгоград.

Автор выражает благодарность Михаилу Тимину и Никите Егорову за предоставленную информацию.

ХРОНИКА ПОИСКА

На Военно-мемориальном кладбище советских солдат в селе Россошка Городищенского района Волгоградской области были перезахоронены останки 180 солдат, найденные поисковиками, в том числе, нижегородскими. Среди них есть наши земляки: АБРАМОВ Василий Алексеевич, 1920 г.р., красноармеец. Призван Ковернинским РВК. БРУЕВ Ефим Петрович, 1906 г.р., красноармеец. Призван Сталинским РВК г. Горького. ВАСЛЯЕВ Алексей Сергеевич, 1913 г.р., красноармеец. Призван Ленинским РВК г. Горького. ВДОВИН Василий Иванович, 1909 г.р., красноармеец. Призван Краснобаковским РВК. ДОРОНИН Николай Иванович, 1899 г.р., красноармеец. Призван Пильнинским РВК. МАНДРОЛЬКО Никита Сергеевич, 1899 г.р., красноармеец. Призван Городецким РВК. ПЕТАЕВ Дмитрий Иванович, 1920 г.р., красноармеец. Призван Сергачским РВК. ТРУШИН Иван Васильевич, 1920 г.р., красноармеец. Призван Кулебакским РВК.