05.01.2023

ХОЧЕШЬ СЧАСТЛИВОГО БУДУЩЕГО — ПОСАДИ САД

Ученик Мичурина важную философию передал землякам

Есть в Лукоянове улица Садовая. Она никогда не была центральной, но и захолустной ее никак не назовешь. Едва ли не каждый приусадебный участок тут украшен садом. В тёплый сезон красивая улочка утопает в зелени яблонь.

Плодовая экскурсия

Жители Садовой — счастливцы. Свои домики с окнами в пол они никогда не променяют на современные многоэтажки: разве можно там по весне выбраться прямо через окно в собственный сад посреди города? Лето, жара, а за твоим окном вместо пыльной улицы — сочная зелень листвы… Каждый здешний житель знает, что названа она не случайно, а из-за расположения в этом районе знаменитого плодопитомника, управлявшегося последователем Мичурина Александром Подольским. Своим земляком обитатели улицы гордятся. Когда местный журналист и краевед Фаина Кедяркина ведёт пешеходную экскурсию для туристов, никто не отказывает в просьбе гостей зайти в сад и осмотреть плодовые деревья, часть которых посажены самим Подольским. — Богатейший питомник располагался как раз между нынешними улицами Садовая и Куйбышева, — рассказывает Фаина Ильинична. — Лукояновцы его хорошо помнят. Город издавна славился садоводством. В книге Кашиной «История улиц старого Лукоянова» пишется о городе как о сплошном фруктовом саде с преобладанием яблонь. А писатель Цветнов в книге «Остановись у родника» так описывает летний город: «…знаменитые лукояновские сады. В конце лета поспевала плодушка. Это небольшие, разукрашенные в яркие зовущие тона яблочки; они были рассыпчаты, сочны, сладкая их мякоть смачно хрустела на зубах». Современная улица Садовая упиралась в Дворянскую сплошными садом. Да и весь спуск к реке Теше занимали плодовые деревья. Взгляд на город сверху и сегодня дает ощущение сплошного изумрудного ковра. А в прежние годы, начав «яблочное путешествие» с сада землемера Никитина, раскинувшегося между улицей Дворянской и Соборной площадью, мы попали бы в не менее богатый сад помещика Елагина; невдалеке и сад, посаженный земским врачом Рекшинским. А тут как раз уже и монастырский сад женского Тихоновского монастыря, ценные посадки Мишаленковых и Ветровых. Словом, пешеходная экскурсия «Сады Лукоянова» могла бы быть весьма протяжённой. Фруктовое богатство города отметил даже государь Николай II, по пути в Саров пересаживавшийся тут с поезда на гужевой транспорт. Его секретарь Павел Беляев записал со слов царя: «На горе собор, а весь город утопал в зелени».

Кого благодарить за урожаи

Сегодня яблоко стало туристическим брендом Лукоянова. И, как у всякого хорошего бренда, у него много имён. Среди самых значимых тружеников садоводов помнится землякам Александр Михайлович Подольский. Семья Подольских приехала в Лукоянов из Пикшени Болдинского района. Сегодня в городе живут представители четвёртого и пятого поколений лукояновской ветви этой высокообразованной и духовной семьи. Сам Александр Михайлович стал садоводом не сразу. Хотя юноша с 14 лет занимался селекцией, образование он по воле отца священнослужителя получил в Нижегородской семинарии. Но когда родительское давление ослабло, он сложил с себя полномочия священника и поступил в Козельский пединститут. В этом городе он и познакомился с селекционером Мичуриным, став его горячим последователем. Буквально с первых дней организации в Лукоянове сельскохозяйственной школы, Подольский стал ее бессменным преподавателем. Готовя колхозные кадры, щедро делился знаниями с учениками. Будучи разносторонним человеком, преподавал в том числе и математику. Учёный садовод был настоящим полиглотом, освоившим девять языков — от древнегреческого до эсперанто. Чтобы ученики сельхозшколы, среди которых было много выходцев из мордовских сёл, лучше осваивали математику и полеводство, выучил эрзянский. На местном рынке всегда общался с продавцами на их родном языке. Главным делом жизни Подольского был сад, привольно раскинувшийся над Казённым прудом. Город выделил для школы 35 соток земли рядом с личным садом педагога. В созданном его руками питомнике культивировались яблони, груши, сливы, вишня, виноград и экзотические для наших краёв растения. Это был мир большого коллективного дела — с бригадами учеников Подольский проводил нескончаемую практику. Ребята обучались работе с сеянцами, саженцами, нюансам прививок и качества подвоя. Именно тут лукояновцы познакомились с лучшими традиционными и новыми мичуринскими сортами яблонь: Славянка, Пепин шафранный, Бельфлер, Белый налив, Грушовка, Скрыжапель, Штрейфлинг. От него узнали земляки, что и в нашей местности можно с успехом выращивать арбузы, дыни, виноград.

Кустик на несколько вёдер

Работы с опытных делянок учёный возил на областные сельхозвыставки и ВДНХ. Внучка Подольского Любовь Саратова вспоминала, что сортовой материал из плодопитомника расходился и в колхозные сады, и по садоводамлюбителям. О лукояновском селекционере знали по всей стране. В семейном архиве сохраняется его переписка со многими садоводческими организациями. Совета по разведению садов спрашивали коллеги из Горького, Кирова, Челябинска, Полтавы, Грузии. Любовь Семёновна вспоминает, что дед всегда находил время на переписку с теми, кто хотел «нашу землю украсить садами». Научный подход давал удивительные для того времени результаты. Подольский умел выращивать то, за что до него в средней полосе никто и не брался, — иргу, белую акацию, карандаль (гибрид смородины и крыжовника), церападус (гибрид вишни с черёмухой), садовую ежевику, виноград, черешню. Успешным стал эксперимент по скрещиванию местных диких сортов груш с южными, чтобы создать зимоустойчивый сорт. И сегодня в садах лукояновцев растёт зимостойкий сорт винограда Буйтур, который учёный тщательно вручную опылял пыльцой южных сортов. Выращенные тяжелым трудом деревья и кустарники давали богатый урожай. Любовь Семёновна вспоминала, что бабушка летом работала как конфитюрная фабрика. Просьба к детям набрать три тазика крыжовника воспринималась как лёгкое задание. Гораздо «опаснее» звучала фраза: «Пойдём, Любушка, оберём кустик…» Каждый кустик был таким, что с него можно было набрать несколько вёдер ягод. Сваренного по всем правилам варенья хватало на всю родню.

Угощение для всех

Ну а яблоками из сада лакомились многие горожане. Известно же, что «у соседа яблоки завсегда вкуснее». Так что соседские мальчишки бывали частыми гостями и в питомнике, и в личном саду Подольских. В семье всегда гордились, что у них яблоки хранятся до следующего июня. На что соседи с хитрецой говорили: «А у нас ваши — до июля!». На это учёный не сетовал. Наоборот, вёдра с яблоками обычно выставлял прямо на улицу — для всех. Внук учёного Александр Захаров, ныне сохраняющий сад своего знаменитого деда, рассказывает: — Яблоки в семье никогда не продавали, а только раздавали и угощать людей очень любили. Где ещё можно было бы попробовать яблоко Коричное полосатое, Коричное ананасное, Розмарин, Бельдуховское? Я и сейчас по дедовской традиции раздаю. Хранили сбор по-разному: часть в колодце, как в холодильнике, закладывали, часть в сенях с земляным полом. Потом и отец так хранил яблоки по дедовским наставлениям. А теперь — я, семейные традиции живучи. Колодец дедовский и сейчас живёт, я его чищу, меняю столбы. До июня своими яблоками лакомимся. Разведение яблонь затруднялось высокой влажностью места. Воды тут очень близко. Поэтому весь питомник был покрыт дренажными канавами «системы Подольского». Внук уже регулирует влагу водостоком из труб, а также самодельной конструкцией из бутылок. В детских воспоминаниях Александра Семёновича сохранились старания деда по научной планировке насаждений: сад был разбит с учётом розы ветров, ярусности посадок. Это и сегодня можно видеть — северная высокая сторона сплошь яблонями усажена, а к центру усадьбы ярусность снижается, высажены более низкие растения. За день учёный нахаживал по саду много километров, и к вечеру приходилось давать отдых натруженным ногам в тазу с холодной водой. Зато как приятно было отдыхать в богатом цветнике, выращенном собственными руками. У дома росли розы, астры, гладиолусы и 70 сортов георгинов. Работать в «школе садоводов» было нелегко. По воспоминаниям внуков, Подольский всегда говорил, что «хорошая жизнь даётся медленным, постоянным трудом». Потому и запомнился он землякам как труженик родной земли. И неслучайно долгой памяти служит именно яблоневое дерево. Есть в яблоне что-то таинственное, символическое. Когда люди верят в будущее и хотят строить и созидать, они сажают яблони. Сад Подольского дал название не только соседней от его дома улице. Бренд района создан и его трудами. На фестивале «Лукояновские яблоки» учёного садовода неизменно вспоминают словом добрым.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Лукояновский район.