РОКОВОЙ ПОХОД «КРАСНОГВАРДЕЙЦА»

Его последнюю точку установили исследователи глубин

Недавно в Сети мы наткнулись на одно заинтересовавшее нас сообщение: «На основании запроса военного комиссариата Мурманской области и в связи с подготовкой в 2023 году комплексной экспедиции Северного флота совместно с Русским географическим обществом к месту гибели подводной лодки Д-3 для отдания воинских почестей просим оказать помощь в розыске родственников членов погибшего экипажа, являвшихся уроженцами Нижегородской области: гвардии лейтенанта Копнина Николая Максимовича,1919 г.р., гвардии краснофлотца Малова Николая Николаевича,1920 г.р., гвардии старшины 2-й статьи Рощина Михаила Сергеевича,1916 г.р., гвардии старшего краснофлотца Терехова Степана Фёдоровича,1915 г.р.». Мы тут же присоединились к поиску, и надеемся, что на наш рассказ о героической подлодке отзовутся потомки моряков.

Регион — Северная Норвегия

Итак, что нам удалось узнать о самой субмарине. Д-3, носившая имя «Красногвардеец», была одной из первых советских подводных лодок, став третьей в серии проекта «Д» («Декабрист»). Корабль был заложен на Балтийском заводе весной 1927 года. Осенью 1931-го Д-3 вошла в состав Морских сил на Балтике, а после перехода Ленинград — Мурманск включена в список кораблей молодого Северного флота — в первый дивизион сформированной в Полярном бригады подводных лодок. Участвовала во многих плаваниях. В феврале 1938 года подлодка выполняла задачу по поддержке радиосвязи между кораблями и дирижаблем, направленными для снятия экипажа с дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1». Этот поход уникален тем, что никогда ранее советские субмарины не выходили в Западное полушарие. Более того, Д-3 первой в мире совершила подлёдное плавание, преодолев в погружённом положении ледовую перемычку протяжённостью пять кабельтовых (то есть около километра). В Великой Отечественной войне «Красногвардеец» участвовал с первых дней. Дебютный боевой поход подлодка совершила уже 23 июня 1941-го. Тогда на её борту находился лично командир дивизиона, будущий Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Магомет Гаджиев, имя которого сейчас носит город в Мурманской области. Увы, этот и несколько других выходов в море оказались безрезультатными. Правда, урон врагу моряки нанести всё же успели: в августе во время вражеского авианалёта на базу артиллерийский расчёт Д-3 сумел подбить фашистский дальний бомбардировщик «Фокке-Вульф Fw 200 Кондор». Счёт же морским победам был открыт в следующем месяце. 26 сентября у берегов Норвегии близ Конгс-фьорда архипелага Шпицберген «Красногвардеец» атаковал вражеский транспорт, и через две минуты акустик зафиксировал мощный взрыв. В течение последующих дней Д-3 осуществляла пуск торпед ещё по трём целям. Вернувшись на базу в Полярный в середине октября, экипаж имел в активе потопленный танкер и три транспорта. В другом походе «Красногвардеец» отправил на дно ещё два фашистских судна. В январе 1942 года за образцовое выполнение боевых задач корабль удостоился ордена Красного Знамени, а в апреле ему присвоили звание «Гвардейский». Воодушевлённый столь высокой оценкой ратных трудов, в мае экипаж удачно торпедировал три очередных вражеских транспорта. В июне 1942-го на «Красногвардейце» подняли Гвардейский Краснознамённый Военно-морской флаг, корабль стал его первым обладателем на всём советском флоте. Однако гордо носить стяг подлодке пришлось, увы, недолго. В том же месяце она не вернулась из боевого похода, в котором ею командовал капитан 3-го ранга Михаил Бибеев. Предположительно, наскочила на противолодочное минное заграждение Sperre-III, выставленное германским минным заградителем «Ульм» севернее бухты Берлевог вблизи Тана-фьорда 24 мая 1942 года. «Красногвардеец» стал братской могилой для 53 членов экипажа. По официальным данным советского командования, за год боевых действий Д-3 потопила 8 фашистских судов общим водоизмещением 28 140 брутто-регистровых тонн и нанесла серьёзные повреждения ещё одному транспорту. В электронном архиве Министерства обороны РФ нам удалось обнаружить учётную карточку захоронения моряков с Д-3 под номером З47-227: регион — Северная Норвегия, место — район Тана-фьорда. Документ составлен 5 августа 2011-го. В прошлом году в ходе совместной комплексной экспедиции «Помни войну», совершённой силами Северного флота и Русского географического общества на корабле «Ромуальд Муклевич», удалось тщательно обследовать место гибели подлодки. Как оказалось, взрывом сдетонировавшего боекомплекта субмарину разорвало пополам, её носовая часть лежит на грунте в 200 метрах от основной.

На заданных курсах

Следующую главу рассказа о подводной лодке «Красногвардеец» посвятим нашим землякам, воевавшим и погибшим на ней. Начнём с гвардии лейтенанта Николая Копнина, который, согласно документам, имеющимся в электронных архивах, служил на корабле командиром рулевой группы. Николай Максимович — уроженец деревни Вычурки Большемаресевского района (ныне Гагинского). На флоте служил с 1938 года. Обзавестись семьёй не успел. Из родственников указан только отец — Максим Максимович Копнин, который проживал в Лукоянове на ул. Октябрьской, в доме 212 (видимо, не сохранился). Больше никаких сведений о моряке установить не удалось. Поиск потомков затруднён тем, что с 1985 года деревни Вычурки не существует. Однако фамилия Копнин в годы войны была очень распространена в Гагинском районе и в Лукоянове. Многие её носители ушли тогда на фронт. К примеру, рядовой Иван Павлович Копнин, пропавший без вести в декабре 1941-го. Был он родом из той же Вычурки и, вероятно, приходился близким родственником Николаю Максимовичу. Вскоре тому нашлось косвенное подтверждение. В 2010 году в газете «Здравствуйте, люди!» пенсионер, инвалид первой группы, в прошлом главный конструктор Казанского завода ЭВД Владислав Рогожин, родившийся в Вычурках в 1934-м, опубликовал материал «Рус Иван: две судьбы», где сообщил: «У деда моего Копнина Павла Максимовича, кроме моей матери, было четыре сына — Василий, Степан, Фёдор и Иван». Далее из статьи следует, что сын Иван и есть тот пропавший без вести солдат. Должно быть, Копнины Павел Максимович и Николай Максимович (отец офицера с Д-3) приходились друг другу родными братьями, тогда тут намечается родственная ниточка, важная для нашего поиска. Следующий подводник — гвардии краснофлотец Николай Малов родился в селе Красное Арзамасского района. Происходил из крестьян. На подлодке выполнял обязанности рулевого. От командования имел ряд поощрений за отличную боевую подготовку. В декабре 1941 года награждён орденом Красной Звезды. Из наградного листа мы узнали некоторые подробности боевой работы Д-3: «Участник потопления трёх фашистских транспортов с пехотой и вооружением и одного танкера общим весом 14 тысяч тонн. За время выполнения лодкой боевого задания отлично нёс сигнальную вахту, своевременно и чётко докладывая командованию корабля о всём происходящем. В подводном положении, неся рулевую вахту, в любой обстановке прекрасно обеспечивал маневрирование командира, точно удерживая лодку на заданных курсах». Среди родственников матроса указана мать — Екатерина Ивановна Малова, проживавшая в селе Красное. Другой моряк — гвардии старшина 2-й статьи, командир отделения трюмных Михаил Рощин родился в Горьком и жил на улице Долгополова по адресу д. 44, кв. 2 (этот деревянный одноэтажный дом сохранился). В мирной жизни был рабочим, на войне вместе с товарищами топил вражеские конвои. За эти подвиги награждён орденом Красной Звезды. В боевых походах не допускал скисания механизмов, умело и хладнокровно действовал во время торпедных залпов, обеспечивал лодке необходимую плавучесть, при экстренном уходе корабля под воду организовывал погружение в минимально короткие сроки. В документах указана мать моряка — Рощина М.Г. (инициалы не расшифрованы). А вот гвардии старший краснофлотец, старший моторист Степан Терехов призвался на флот из села Сумароково Большемаресевского района (ныне Большеболдинского) ещё до войны, как и многие матросы в экипаже. За участие в походах награждён медалью «За боевые заслуги», как умелый подводник, не терявший мужества при авианалётах, взрывах глубинных бомб с немецких эсминцев. Отец моряка — Фёдор Михайлович Терехов. Добавим, что из Сумарокова, согласно имеющимся данным, во время войны на службу в ПВО Горьковской области призывался Семён Филиппович Терехов 1888 года рождения, труженик колхоза «Красная Нива», который, вероятно, тоже приходился родственником подводнику.

Студёные воды Тана-фьорда

В 2006 году в сетевом издании «Правда.Ру» выходила статья журналиста, капитана 3-го ранга в отставке из Северодвинска Андрея Михайлова под названием «К 100-летию подводного флота России: мины Тана-фьорда», где мы прочли следующее: «Взглянем на карту и откроем лоцию. Залив Тана-фьорд Норвегии в годы второй мировой войны служил для фашистов одним из важных пунктов подхода транспортов снабжения со всем необходимым гитлеровской армии. По своим физикогеографическим характеристикам залив очень удобен для проникновения и успешных действий наших подлодок. Но информации о нём почему-то очень мало. На подходах его прикрывали минные заграждения, предназначенные, прежде всего, против советских подлодок, выходящих на позиции для поиска транспортов противника. В целом была организована достаточно надёжная противолодочная оборона. В результате в 1942 году в районе Тана-фьорда погибли три наши лодки: К-2, Щ-403 и Д-3 с нашими земляками в составе их экипажей». Виктор Тамман, во время войны командовавший подводным минным заградителем Л-20, в своей книге «В чёрной пасти фиорда» так описывает свою встречу с этими опасными берегами: «Тана-фиорд вдаётся в сушу на 25 миль и тянется к югу подобно коридору, почти не меняя ширины. В вершине залива расположено селение Тана. Глубины по оси фиорда большие — порядка 150-200 м. Берега гористые, довольно крутые. Проникнуть вглубь залива мы должны миль на десять. Это много, если учесть, что мы двигаемся 2,5-3-узловым ходом. Около семи часов уйдет на переходы да час на постановку, а если что-нибудь помешает, то и больше». Вот где и при каких обстоятельствах погиб уникальный боевой корабль, прославившийся ещё до войны, корабль, являвшийся кузницей кадров в пору становления советского подводного флота. Если эти строки сейчас читают потомки погибших моряков, просим их откликнуться, обратившись в местный военкомат или в редакцию газеты. В следующем году у вас появится возможность отправиться в морской поход по маршруту последней боевой операции «Красногвардейца» и почтить память родных, покоящихся на дне студёного моря.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото из открытых источников.