05.12.2022

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С КЛЮЧА

Он поможет научиться не только музыке

Нынешняя осень для Ворсменской детской школы искусств богата на большие события. В начале ноября перед зданием появился эффектный арт-объект — скрипичный ключ, напоминающий о профиле учебного заведения. В тот же день ДШИ отпраздновала свой 50-летний юбилей. А на этой неделе, 30 ноября, ученики, юные музыканты и танцоры сыграли уникальный мюзикл «Приключения ноток в Музыкальном королевстве», на постановку которого школа выиграла президентский грант.

Дорогие кленовые листья

Скрипичный ключ, труба, клавиши и вихрем закружившиеся ноты — это первое, что бросается в глаза, когда подходишь к детской школе искусств в Ворсме. «Всё начинается с ключа, — гласит юбилейное стихотворение, опубликованное на странице ДШИ. — Мы открываем школы двери». Арт-объект, изготовленный павловским мастером Дмитрием Архиповым, появился на территории учебной организации при поддержке Ольги Щетининой, первого заместителя председателя Законодательного Собрания области. Стены школы увешаны фотографиями улыбающихся учеников, портретами композиторов, интерьерными картинами на музыкальные темы, дипломами, привезёнными с конкурсов. На отдельной витрине — лауреатские кубки, их больше двадцати. Не успеваю прочитать все плакаты с высказываниями великих педагогов, советами родителей, пожеланиями. Впору приходить сюда, как в музей, на экскурсию, чтобы всё внимательно рассмотреть и прочитать. Вот, например, привлекающая взгляд яркая витрина. Она увешана вырезанными из бумаги кленовыми листочками, на каждом — пожелание: «Процветания и прекрасных событий», «Вы — лучшие», «С наилучшими пожеланиями от дуэта братьев Шалиных». Это записки от гостей, которые вместе со школой праздновали её 50-летие. Братья Шалины, Андрей и Павел, — выпускники школы, баянисты-виртуозы, сейчас преподаватели Нижегородской консерватории им. Глинки. Ими здесь гордятся, как гордятся и другими выпускниками — директором Павловского дворца культуры Вадимом Шилиным, гитаристомпрофессионалом Алексеем Мордвиновым, вокалисткой Дарьей Дингес, которая сейчас обучается вокальному искусству в Нижегородском музыкальном училище. — Сами вырезали листочки, гости писали на них пожелания, собирал их мальчик с корзиной, — рассказывает историю витрины с поздравлениями мой проводник по школе Анжелика Горелова.

Под крышей дома своего

Анжелика Вениаминовна — директор. Работает в школе 30 лет. Преподаватель фортепиано, она окончила Муромское музыкальное педучилище, затем как управленец — Волго-Вятскую академию госслужбы, а всевозможных курсов и не сосчитать. Изначально пришла сюда педагогом, выросла до поста заместителя директора, теперь — директор. Она хлопочет о школе, как заботливая хозяйка о своем доме. Знает каждый уголок, каждую трещинку, каждый музыкальный инструмент. Оснащению можно позавидовать. Класс хореографии — станок с двумя «палками», огромные зеркала. Костюмерная, в которой накоплено более 200 костюмов. Отдельное внимание — использованию фольклорных мотивов в юбочках и рубашках, чтобы дети знали свои истоки. В классе эстетического воспитания дети 5-6 лет готовятся к учёбе, здесь множество наглядных пособий для изучения окружающего мира, развития речи, подготовки руки к письму. Дети рисуют, лепят, учат буквы. Витрину с многочисленными куклёнками венчают чучела птиц: ворона, утка и упитанная курица. — Анжелика Вениаминовна, а что за покрытие на полу? — Закупили двойные бутоматы (мягкое покрытие на пол. — Прим. ред.). В классе занимаются не только «эстеты», но и ученики отделения хореографии. Делают здесь упражнения на растяжку. Везде чувствуются хозяйская рука, вкус и забота: новые музыкальные инструменты, дорогие электронные клавишные Casio, прекрасная мебель и занавески в тон, всё гармонирует с цветом кабинета — залюбуешься. Я и любуюсь. — Моя цель — создать комфортные условия для работы педагогов и уютную атмосферу, чтобы детишки сюда бежали, чтобы ощущали себя здесь как дома. Школа — второй дом, — говорит Анжелика Вениаминовна. Забот хватает. Сторож может позвонить и ночью: то розетка вывалится, то крыша потечёт.

Учитель, воспитай человека

Задерживаюсь в коридоре, чтобы прочитать высказывание знаменитого педагога В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Для педагогического коллектива школы это не пустые слова. Здесь работают преподаватели с огромным — по тридцать-сорок лет — опытом работы. Умеют и подготовить ребенка к конкурсу, и оформить всю необходимую документацию. Анжелика Вениаминовна не упускает случая похвалить сотрудников за ответственность, понимание, отзывчивость. Рядом со школой искусств — ФОК, Дом творчества и клуб. Это создает определенные условия для конкуренции. Казалось бы, зачем отдавать ребенка в школу, с ее нагрузкой, зачетами и экзаменами, если он не планирует стать профессиональным музыкантом или танцором? Но занятия музыкой и эстетическое воспитание дадут в будущем неоценимые «долгоиграющие» плоды. Математические способности и интеллект, все виды восприятия и памяти, навыки к языкам и многое другое — все это развивается благодаря музыкальному обучению. В ДШИ можно выбрать для ребенка одно из нескольких отделений, например, раннее эстетическое развитие для дошкольников 5-6 лет или уроки прикладного творчества для 3-4-летних малышей. Есть также отделения хорового пения, фортепиано, изобразительного искусства, хореографии. Очень большим спросом пользуется гитара. К сожалению, угасает интерес к баяну с аккордеоном, эта специальность привлекает всё меньше детей. В школу принимают детей от 5 с половиной до 12 лет. Детская школа искусств — это единственное учреждение в Ворсме, где можно получить свидетельство о музыкальном образовании, а потом поступать с ним в музыкальное училище. Многие выпускники ДШИ учатся потом в консерватории, музыкально-педагогическом институте, становятся музыкантами-профессионалами. А всего за 50 лет школа выпустила более 860 учащихся. Некоторые из них возвращаются на родную землю. В будущем году одна из таких выпускниц Ирина Шабашова возвращается работать в родную школу, где она выросла как музыкант.

Концерт за концертом

Каждый ученик с первых дней втягивается в школьную систему правил. Дневнику — внимание, и родители могут проконтролировать каждый успех или каждый повод для беспокойства. Первый концерт — уже через месяц, и только что поступившие первоклашки могут показать свои навыки; каждые полгода — концерт. Ни один даже микроуспех не остается без внимания: подарки, поощрения, благодарственные письма родителям. Родители видят свое чадо на сцене, могут полюбоваться, порадоваться. — Всегда говорю педагогам: работа с родителями — это главное. Они должны проходить школьную программу рука об руку с ребенком, прослеживать, помогать, — объясняет Анжелика Вениаминовна. Многие мамы и папы здесь обучались. Есть даже несколько примеров, когда еще бабушки ходили в школу искусств, а теперь водят сюда своих внуков. — Бывает, что приходят совсем слабые детки: ни слуха, ни голоса, никаких данных. А желание сильное. Мы их берём. Такие дети могут добиться успеха своим трудолюбием, конечно, если их поддерживать на этом пути, — рассказывает Анжелика Вениаминовна. Ученики постоянно ездят на конкурсы, стараются чего-то добиться. Вернулся — бегут со всех ног к педагогам, показывают грамоты. Их непременно подбодрят, похвалят, расспросят, скажут: «Молодцы! Всё у вас получилось». И тогда можно всем вместе двигаться дальше.

Светлана КУКИНА.

Фото автора и предоставлены Ворсменской ДШИ.

Павловский округ.