ХОЛОДНАЯ ТРАССА АЛСИБ

«Уважаемая редакция! С интересом прочитал публикацию, в которой рассказывается о воздушной трассе, по которой перегонялись по ленд-лизу американские самолёты из Аляски. Я об этом слышал, но читать не приходилось. Вы пишете, что эта трасса была засекречена. Это, видимо, действительно так. Хотелось бы узнать об этой странице нашей военной истории подробнее. Думаю, что это будет интересно не только мне». Такой отклик мы получили от нашего читателя из Арзамаса Николая Ягодина. Поэтому решили продолжить повествование. Тем более, уже нашли несколько земляков-пилотов, летавших по этой трассе, и поиск продолжаем. А сегодня публикуем материал историка авиации, журналиста Валерия Агеева с подробным рассказом о некогда засекреченной трассе.

В этом году исполняется 80 лет со дня вступления в строй воздушной трассы Аляска — Сибирь (Алсиб), благодаря которой в 1942-1945 годах советские лётчики перегнали на фронт более 8 тысяч американских самолётов — бомбардировщиков, истребителей и других.

Как это было

Общая протяжённость трассы от американского Фэрбанкса до сибирского Красноярска составляла 6,5 тыс. км, из них по территории СССР — 5 тысяч. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 тыс. км. Организация трассы Алсиб стала возможной благодаря соглашению о ленд-лизе — программе поставок Соединенными Штатами товаров союзникам во Вторую мировую войну. Закон о ленд-лизе был утвержден конгрессом 11 марта 1941 года и в тот же день подписан президентом США. Он давал право главе американского государства передавать в заём или аренду правительству любой страны, оборона которой признаётся жизненно важной для безопасности США, военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырьё, продовольствие. Политическое решение о создании воздушной трассы Алсиб с конечным пунктом в Красноярске было принято 9 октября 1941 года совершенно секретным постановлением Государственного комитета обороны СССР. Работы по изысканию и строительству трассы были поручены Главному управлению Гражданского воздушного флота. Генерал-майору авиации Василию Молокову, Герою Советского Союза, хорошо знавшему эту территорию, был вручен мандат, подписанный Сталиным. Непосредственное строительство воздушной магистрали возглавил Д.Е. Чусов, который с 1934 года работал заместителем начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ и хорошо знал суровые условия Сибири. Формирование руководящего и летно-технического состава Красноярской воздушной трассы, которым предстояло доставлять самолёты из США, началось в августе 1942 года в городе Иваново, расположенном недалеко от линии фронта и имевшем относительно неплохие аэродромы и тренировочную базу ВВС. Административным центром перегоночной трассы выбрали город Якутск, расположенный примерно посредине её. В Якутске имелась возможность организовать ремонт самолётов, здесь же находился самый мощный на северо-востоке страны радиоцентр.

Самолётная эстафета

Воздушная трасса Алсиб вступила в строй 1 октября 1942 года, а с 6 октября началась перегонка самолётов. Американские пилоты доставляли самолеты до Фэрбанкса на Аляске. Этим занималась 7-я перегоночная группа аляскинского крыла транспортного командования ВВС армии США, штаб группы располагался в Грейт-Фолс. В США самолёт перегонялся от начального до конечного пункта одним и тем же лётчиком, в отличие от СССР, где самолёты передавались по эстафете. В Фэрбанксе советская военная миссия принимала машины, которые далее перегонялись советскими лётчиками. Трасса от Фэрбанкса до Красноярска была разделена на пять этапов, для работы на них были созданы пять перегоночных авиаполков первой перегоночной авиадивизии ГВФ. Передав самолёты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк. За три месяца (октябрь-декабрь) 1942 года из Фэрбанкса на советскую территорию было доставлено 114 самолетов (бомбардировщиков А-20-54 и В-25 — восемь, истребителей Р-40-41 и Р-39-11). Из них 31 самолет перегнан по трассе Аляска — Сибирь в Красноярск (бомбардировщиков А-20 — шесть, В-25 — шесть, истребителей Р-40 — 19). Чтобы увеличить темп перегонки самолетов, авиаторам с 1 июня 1943 года выплачивали ежемесячные премии, размер которых зависел от количества безаварийно перегнанных самолетов. С 15 июня 1943 года было создано Управление воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль, которому подчинялись все аэропорты на маршруте. Возглавлял УВТКУ генерал-майор авиации Илья Семенов, с августа 1944 года — генерал-лейтенант Марк Шевелев. Осенью 1943 года вступили в строй пять аэродромов: Нижнеилимск, Витим, Теплый Ключ (Хандыга), Омолон (Кегали) и Анадырь. В Киренске, Якутске и Сеймчане взлётные полосы покрыли гудроном. Некоторые аэродромы застилали сборными металлическими листами, доставленными из США. В 1944 году открыли аэродромы Танюрер и Чаплино на Чукотке, а также Учур и Экимчан на трассе Якутск — Хабаровск. Улучшилось оснащение трассы радиосредствами: в конце 1943 года на ней работали 24 радиостанции и 18 радиопеленгаторов, в 1944 году были установлены закупленные в США 25 передатчиков, 5 приёмных радиоцентров, 11 радиопеленгаторов и 2 мощные радиостанции в Якутске и Сеймчане. Материальное обеспечение трассы происходило через порты в Магадане, Тикси, бухте Провидения, Амбарчике и Уэлькале, откуда по рекам и дорогам развозились грузы. Бомбардировщики и транспортные самолёты обычно перегонялись поодиночке или по два-три. Истребители же, как правило, группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. За ними клином следовали самолеты-истребители, а замыкал строй тоже бомбардировщик либо истребитель командира эскадрильи. По трассе не только перегоняли самолёты, но и перевозили грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 т в совокупности), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозяйственно-канцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 т дипломатической почты). А также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин и т.п.

Трасса открывает тайны

По трассе перемещались дипломаты и военные специалисты. Летали советские послы в США Максим Литвинов и Андрей Громыко, вице-президент США Генри Уоллес. За всё время существования (с октября 1942-го по октябрь 1945 года) по Алсибу перевезли 128371 пассажира (из них 17322 платных), 18753 т грузов (в том числе 9125 т платных) и 319 т почты. Героизм проявляли не только лётчики, но и строители. В частности, для постройки аэродрома Танюрер на перегоне КрасноярскУэлькаль в 1944 году понадобилось переместить в глухой тундре 59 тыс. куб. метров грунта — это около 6 тысяч «КамАЗов» по современным меркам. В труднодоступную местность вдали от населённых пунктов отправились 400 рабочих. Партия лесорубов на протяжении 800 км сплавляла по чукотским рекам древесину для строительства. Люди работали, превышая планы на 200-250 процентов. В течение 75 дней стройку удалось завершить, среди болот и непроходимых кустарников вырос аэродром. Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, Первого и Второго Дальневосточных фронтов, для Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились, 1-й перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбанкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945-го. Работа авиаторов-перегонщиков на трассе Алсиб получила высокую оценку. Среди награждённых государственными наградами были не только пилоты, но и авиатехники. В ведении Красноярской воздушной трассы была не только перегонка самолётов по ленд-лизу, но также организация авиаобслуживания огромного сибирского региона. Красноярск был конечным пунктом Алсиба и воротами на фронт для заграничной техники. Здесь завершался перегон из США и начинался новый — в боевые части. Самой засекреченной темой всегда были авиакатастрофы, которых произошло немало. На советском участке трассы случилось 279 лётных происшествий: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Крупнейшей стала катастрофа Ли-2 в Красноярском аэропорту 17 ноября 1942 года. Тогда погибли 30 (по другим данным 20) человек. Причинами потерь были конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно восемь машин), неполная подготовка к вылету матчасти (потеряно семь машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолетов), недисциплинированность лётного состава (потеряно восемь самолётов), плохая организация полётов (потеряно девять самолётов). На американском участке трассы по разным причинам потерпели катастрофы 20 самолетов.

Первые находки

Большой вклад в изучение трассы Алсиб внесло Русское географическое общество (РГО). Летом 2021 года под его эгидой прошёл первый этап экспедиции по обследованию аэродромов легендарной воздушной трассы. Помогали поисковикам вертолетчики ВКС России, военнослужащие Восточного и Центрального военных округов, Тихоокеанского флота, 21-го ЦНИИ военной автомобильной техники Минобороны. Маршрут пролегал по четырём российским регионам — Чукотке, Магаданской области, Якутии и Иркутской области. Поисковики одолели около 5,5 тыс. км и изучили состояние полутора десятков аэродромов. Как заявил руководитель департамента РГО Сергей Чечулин, четыре из 14 обследованных аэродромов заброшены и непригодны для использования (Чаплино, Уэлькаль, Анадырь-Горка, Танюрер). Ещё три имеют статус авиаплощадок (Оймякон, Сусуман, Витим). На трёх ведется реконструкция (Хандыга, Сеймчан, Олекминск), на двух создаются взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием (Сеймчан и Олекминск). Связи между аэропортами разорваны, попасть из одного в другой невозможно, поскольку ныне они привязаны к региональным центрам. Трасса как связующий коридор в широтном направлении не работает. Русское географическое общество предлагает создать межрегиональную ассоциацию, которая объединит поселения, где базировались аэродромы Алсиба. Это позволит возродить взаимодействие и оживить трассу, объединяющую страну в широтном направлении. Было бы целесообразно рассмотреть возможность возвращения статуса аэропорта аэродрому посёлка Оймякон (Томтор), который является центром развития туризма в Якутии, и ускорить процесс принятия решения по реконструкции аэропорта в Киренске. Кроме исследования аэродромов, экспедиция РГО летом 2021 года вела поиски пропавших при перегоне по Алсибу самолётов на территории Ягоднинского округа. Одной из ценнейших находок стал обломок крыла военного истребителя. Правда, не американского, как рассчитывали, а советского. Нашли его в озере Маойрыч. Уже вернувшись в Магадан, команда установила, что фрагмент крыла принадлежит советскому военному истребителю ЛаГГ-3. Выпускали его в годы войны в городе Таганроге. Удалось обнаружить и американский транспортный самолет «Дуглас». Получилось это сделать с помощью съёмок из космоса. Поисковики уверены на 100 процентов, что самолёт ленд-лизовский. «Дуглас» можно установить в Магадане или доставить в Сеймчан — единственный пункт Алсиба, где сохранилось здание аэровокзала. Там, кстати, планируют провести реконструкцию и создать исторический музей.

Валерий АГЕЕВ.