Posted in Экономика
26.12.2011

Туда нам и дорога

Порой лучше дождь

Долгое время Евгений Уваров активно занимался свекловодством. Сеял лишь качественными, американскими семенами. И урожай был под стать ­ в 2008 году, например, брал с гектара по 500 с лишним центнеров. Можно жить, но прежняя практика расчетов сахарного завода с партнерами фермеру была не по вкусу. Так что от этой культуры решил пока отказаться.

­ Временно, ­ подчеркивает фермер из Верхнего Талызина. ­ Схема, которая стала действовать, кажется мне привлекательной. Сахар, полученный из сданного урожая, распределяется в следующей пропорции: 40 процентов предприятие оставляет себе, 60 процентов отдает хозяйству.

Заниматься свеклой, по мнению Уварова, имеет смысл, когда урожайность превышает 250 центнеров с га. Это с применением техники, если же в моде ручной труд, то окупиться вложения смогут лишь при урожайности свыше 300 ц / га. Но в любом случае работать надо на больших площадях, лишь тогда это дело может быть рентабельным.

­ Очень хочу купить немецкий свеклоуборочный комбайн, ­ делится планами Уваров. ­ Цена в пересчете на рубли более 20 млн. Но техника того стоит ­ к примеру, если отечественный комбайн за сезон в состоянии осилить максимум 50 га, то иностранец свободно берет 700 и более. К тому же рельеф местности его мало интересует, и работать он может в любую погоду, в дождь идет даже лучше, чем посуху.

Разумеется, чтобы купить такой чудо­агрегат, Уварову придется залезать в долги. Но как раз это его и не страшит, ведь практически вся техника, которая есть в хозяйстве, приобретена на заемные средства.

­ За 4,5 года я освоил около 34 млн рублей, ­ рассказывает о своих кредитных делах фермер. ­ Так вот, сейчас осталось вернуть 4 млн 700 тысяч. Плательщик я хороший, так что, думаю, получить заем в банке для покупки мне все же удастся. Будет комбайн, тогда снова займусь свеклой…

Впрочем, это вопрос завтрашнего дня, пока же Уваров делает акцент на зерновые. Выращивает ячмень и пшеницу. В прошлом году получал по 14 ц / га, но год был засушливый, в нынешнем урожайность составила 26 ц / га.

По образованию агроном, Уваров агроном и по духу.

­ Никогда не хотел заниматься животноводством, не мое это, ­ честно признается фермер. ­ Даже попыток не делал двигаться в этом направлении, хотя наслышан о мерах поддержки, которые оказывает правительство области по региональной программе развития животноводства.

Не пахать, а рыхлить

Один из уваровских козырей ­ энергосберегающая технология. В хозяйстве совсем отказались от вспашки земли, вместо нее применяется глубокое рыхление. Фермер уже лет пять практикует этот метод и очень доволен результатами.

­ Достоинств немало ­ это и нарушение плужной подошвы, увеличение корнеобразующего слоя, накопление влаги, растительные остатки все наверху, а значит, они перерабатываются, гумифицируются, ­ говорит Евгений Алексеевич. ­ Все площади уже обработаны по этой технологии.

Руководитель хозяйства не скрывает, что очень много времени вынужден уделять экономическим расчетам. Как сам говорит, даже на технике, что приобрел, не успел толком прокатиться ­ столько всяких забот, связанных с производственной деятельностью, столько разных бумаг.

­ Я определил для себя, что кратко­срочные задачи надо решать на собственные средства хозяйства, не привлекая заемные, ­ размышляет Уваров. ­ Прежде чем принять какое­то решение, всегда думаю, насколько обоснованны дополнительные траты. Вот, к примеру, себестоимость зерна получается в пределах 2,5 рубля за кг. Если же применять удобрения, этот показатель вырастет на рубль, а то и больше. Поэтому считаю, что лучше собирать поменьше с гектара, обходясь без удобрений, чем толкать вверх себе­стоимость.

Разумеется, следующим этапом разговора становятся вопросы сбыта. Зерно Уварова мельзаводы берут, однако максимум за кг пшеницы дают 5,1 рубля.

­ Это что, было время ­ и по 1,8 рубля сдавал, ­ вздыхает Уваров. ­ А куда деваться, расплачиваться с кредитами надо. Ведь деньги брал на расширение производства, приобретение техники. И если нас ставят в такие условия по реализации, то не наша, сельхозпроизводителей, это вина.

Тем не менее Уваров не теряет веры в будущее, и не последнее место в его рассуждениях занимает тема вступления России во Всемирную торговую организацию.

­ Я всемерно поддерживаю этот шаг, ­ говорит фермер. ­ Тогда уж никакое эмбарго не поставит нас в условия, когда продажи возможны только на внутреннем рынке. Все разговоры о том, что Европа завалит нас дешевым зерном, считаю просто байками. Во­первых, на Западе оно дороже. Во­вторых, применение удобрений у них раз в десять больше, чем у нас, чаще у них применяются и средства защиты растений, так что считаю, что и по качеству наше экологически чистое зерно сможет конкурировать с зарубежным.

У меня есть надежда, что с вступлением России в ВТО закупочные цены на отечественную продукцию несколько подрастут. Я тут подсчитал: если бы цена килограмма зерна хотя бы несколько лет продержалась в коридоре 7 8 рублей, спокойно бы обошелся без всяких кредитов.

Оптимизму Уварова можно только позавидовать. Сбудутся ли его прогнозы, покажет ближайшее будущее.

Александр ЗАБАШТА.

Сеченовский район.