СЧАСТЬЕ КОРОВЫ — В МОБИЛЬНИКЕ

Рассматриваем отличия гаджета от седла

Сергей Блюма начал выступление издалека.

— От чего зависит фенотип коровы? — задал вопрос аудитории.

— От условий содержания, системы доения, состояния окружающей среды… — начал перечислять зал.

— Правильно, — согласился Сергей Николаевич. — А ещё от отношения обслуживающего персонала.

Выступающий не зря завёл разговор о человеческом факторе.

Без вороха бумаг

Разговор состоялся в ходе научно-практической конференции областного молочного Союза. Она носила название «Развитие отрасли в условиях экономических санкций» и проходила на базе Нижегородского инженерно-экономического университета. Сергей Блюма вёл секцию «Управление персоналом и цифровизация на современной молочной ферме». Лектор возглавляет одно из сельхозпредприятий Вологодской области, является руководителем и учредителем ряда сервисных организаций в нашем регионе. Его считают признанным экспертом в сфере перспективных технологий. Когда Сергей Николаевич возглавил вологодское предприятие, обратил внимание на пугливость пеструх. Они шарахались от работников — чуть привязь выдерживала. Закупил партию более дружелюбных коров. Через пару-тройку месяцев те тоже стали боязливыми. Грубость персонала порождала стресс и меняла фенотип животных, не давала раскрыть потенциал по части надоев. К этому добавлялись нарушения технологии. Теперь руководитель — убеждённый сторонник идеи, что чем меньше влияние человеческого фактора, тем счастливее коровы. Сергей Блюма занялся цифровизацией процессов. — Всего проще было наладить контроль за кормлением стада — компьютерные программы по формированию рационов существуют давно, — рассказывает он. — Сложнее отслеживать качество и потребление воды. Но ведь это тоже важнейший фактор получения максимальной отдачи от животных, так что занимаемся решением вопроса. Был случай, когда потребителям отправили молоко немного теплее стандарта. Пока доехало — скисло. Все 20 тонн вернулись назад. Сейчас директор имеет возможность вести контроль за температурой продукции при отгрузке. Даже табель рабочего времени формируется автоматически. Контролируется приход-уход сотрудников, их действия в течение трудового дня. Поначалу работникам было не по себе, потом — ничего, свыклись. Зарплата в 50 тысяч рублей удерживает людей. — У меня кабинет свободен от вороха бумаг, — говорит Сергей Блюма. — Компьютер, планшет, мобильник — с любого устройства могу управлять процессом производства.

Пожалейте животину

Цифровизация животноводческой отрасли в нашей области тоже идёт, но по-другому. К примеру, цифровые системы управления стадом появляются с внедрением беспривязного содержания коров. Это предусмотрено самой технологией. Область содействует обновлению. Как сообщил на конференции заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Илья Храмов, регион одним из первых в стране соединил федеральную поддержку модернизации отрасли с региональной. Первая предусматривает компенсацию крестьянам четверти процентов затрат, вторая — половины. В результате возвращается 75 процентов расходов. По итогам этого года будет введено в эксплуатацию семь комплексов, четыре уже пущены. Есть роботизированные. Такую ферму построил племзавод имени Ленина Ковернинского округа на территории борского сельхозпредприятия «Линдовский». Хозяйства входят в одно аграрное объединение под эгидой компании «Гранд НН». — В следующем году намечено строительство 15 комплексов, — поделился планами замминистра. — Это даст весомый рост производства молока. Область достигает увеличения валового надоя год от года. Чего не скажешь о численности дойного стада. Регион потерял 1700 коров к уровню 2021-го на тот же период. Безжалостнее всех расставались с подопечными такие районы и округа: Первомайский, Уренский, Тонкинский, Спасский, Перевозский, Семёновский, Дальнеконстантиновский, Балахнинский, Пильнинский, Княгининский, Тоншаевский, Большеболдинский. Заметим, речь идёт о снижении поголовья не на подворьях жителей, а в сельхозпредприятих и фермерских хозяйствах. В минсельхозпроде области думают над тем, как остановить процесс. Открытие новых комплексов может этому способствовать, поскольку увеличение поголовья является обязательным условием бюджетной помощи на модернизацию. По словам Ильи Храмова, себестоимость производства сырого молока в этом году прогнозируется 27,2 рубля на килограмм, цена реализации — 31,8 за кг. Чистый доход составит 4,6 рубля, плюс господдержка — ещё 2,65. Так что у хозяйств есть смысл заниматься молочным животноводством.

Курс на эффективность

Представители Национального союза производителей молока («Союзмолоко») провели анализ ситуации на потребительском рынке. Она мало изменилась с 2020 года, когда коронавирус вмешался в экономику. Теперь на замену пришли другие осложняющие факторы — они всем известны. В итоге доходы жителей снижаются, задолженность по кредитам растёт, инфляция тоже шагает в гору. Отсюда — уменьшение спроса на молочную продукцию, тяготение людей к более дешёвым её видам. Молокопереработка оказалась в непростой ситуации. Заводам приходится сдерживать отпускные цены на продукты повседневного спроса. Товар с высокой добавленной стоимостью вообще залёживается на складах. Себестоимость продукции перерабатывающих предприятий выросла на 18 процентов, цена реализации — только на 9. Сейчас заводы начали чуть быстрее повышать цены, но опять же с оглядкой. К слову, рост себестоимости произошёл во многом за счёт того, что предприятия старались удержать поставщиков сырого молока. Платили им более высокую закупочную цену. В нашей области это удалось. Взаимопонимание между переработчиками и крестьянами такое, о каком несколько лет назад даже не мечталось. Свою лепту внёс Нижегородский молочный союз, который регулярно собирает участников для обсуждения насущных вопросов. Молокозаводы чуть замедлили, но не остановили модернизацию. Там понимают, что единственный выход в сегодняшней ситуации — повышать эффективность производства. «Союзмолоко» рекомендует аграриям тоже ускоряться. Шансы выжить гораздо выше у тех, кто займётся переустройством прямо сегодня. Обновление подразумевает и ту самую цифровизацию, о которой говорил Сергей Блюма.

Можно быстрее?

Эффективность производства можно повышать разными методами. Один из них — увеличение производительности труда. Фермы с доильным залом, беспривязным и безвыпасным содержанием животных обеспечивают больший выход продукции на каждого работника. При этом требуется меньше персонала. Роботизированные комплексы ещё результативнее. Однако переход от привязного содержания к беспривязному и дальше к роботам связан с коренной сменой технологий. Нужны огромные вложения, тщательная подготовка сотрудников, длительное время. Цифровизация, пожалуй, — наиболее быстрый и наименее затратный способ повышения производительности труда. Он сгодится также для оптимизации других процессов. Причём впишется в любую систему ведения животноводства, а современные гаджеты сейчас есть у большинства работников. Мы говорили в начале публикации, что коровье счастье обратно пропорционально человеческому фактору. Чем меньше влияние последнего, тем больше радости у пеструх. Так что компьютеры и мобильники в животноводстве придутся кстати. Не как корове седло.

Александр СИНИЦЫН.

Фото автора.

#газета #землянижегородская #конференция #молочныйсоюз #экономика