И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

В этом убежден фермер, посадивший вручную уникальный грушевый промышленный сад

К грушевому саду в Вачском районе мы добирались по полю — благо, зерновые уже успели убрать. Иначе пришлось бы оставлять машину около трассы и топать пешком лесополосой. Ещё три года назад вместо сада росли густой бурьян и деревья. Трудно поверить, что заросший участок расчищен без мощной техники, всего лишь одной заточенной лопатой. Вручную. А чтобы посадить один саженец, сначала пришлось удалить более 20 дикоросов. В общей сложности Константин Окунев вырубил около 20 тысяч деревьев. Один.

Вместо техники — лопата

— Моя основная техника — лопата, напильник, два ведра и ручной опрыскиватель, — улыбается садовод. За новое дело он взялся рьяно и даже поначалу сажал по 45 саженцев ежедневно. Но не рассчитал силы. — Стало тяжеловато физически, начал уставать, — признается, — пришлось снизить количество посадок до 40. За первые три недели даже сбросил 9 килограммов. Воду для полива приходилось носить с родника — 500 метров от первой посадки, а общая площадь участка — четыре гектара. Зачастую, приехав в сад, он не находил ни ведер, ни лопаты — кто-то из местных позарился. Начал прятать инструменты в лесополосе, но и туда наведались хулиганы. Пришлось возить с собой. Сейчас на фермерском участке растет свыше тысячи молодых груш. Невероятно, но некоторые из них нынешним летом уже начали плодоносить, хотя плоды должны появиться лишь на пятый-шестой год. Дело в том, что все этапы агротехники продуманы самим фермером, начиная со схемы посадки. — Абсолютно не согласен с общепринятой технологией, — поясняет Константин Окунев. — Все делаю по-своему, получаю информацию, разбираюсь. Например, груша «Изумрудная» в нашем краю не растет вообще — это южный сорт, а у меня она благополучно перезимовала две зимы. Стараюсь правильно распределить движение соков — трижды за сезон провожу обрезку, формирование кроны и подкормку. Я противник азота и навоза. Азот вообще не применяю, считаю, что это дорога в никуда. Использую только минеральные удобрения. Даже от золы из печки, которую многие применяют в качестве удобрений, не будет пользы, если не знать ее химический состав, ведь порода древесины может быть разной. В сильную жару, в середине лета, я не вносил удобрений, оставил деревья в покое. Он рассчитывает определенное расстояние между саженцами, исходя из характеристик сорта, поскольку считает, что одна схема посадки для всех сортов не подходит, и не дает деревьям сильно расти в высоту. Как следствие, результат не заставил себя ждать. Уже на третье лето молодые саженцы порадовали урожаем. Всего зацвели 106 деревьев, но половина из них — пустоцветом, остальные завязали плоды.

Главные вредители не грызуны

Все в плодах было дерево сорта «Февральский сувенир». — Обиднее всего, что именно эту грушу и обчистили недавно, — сокрушается фермер. На деревце действительно осталось всего несколько неспелых плодов. Непонятно только, зачем кому-то понадобилось их срывать, ведь этот сорт, как и все остальные — зимний, им еще долго до созревания. — Вообще, урон от местных жителей моему саду несопоставим по сравнению с непогодой, грызунами и другими вредителями, — продолжает Константин Алексеевич. — В первую холодную зиму, когда морозы достигали 30 градусов и практически не было снега, из 507 саженцев не перезимовали всего два, на второй год погибли 5 деревцев из-за мышей, в этом году зайцы повредили около 20 саженцев, три из которых не восстановились. Зато местные жители за все это время выкопали гораздо больше. А когда еще и рабочие инструменты пропадают, обидно вдвойне. Эту проблему он собирается решить с помощью видеокамеры и сторожа. А электроэнергию обещали подключить к новому году. Воспротивились местные жители и его задумке выкопать пруд в нескольких километрах от своего сада близ деревни Еремеево, где он планировал еще посадить саженцы груш на участке побольше — пяти гектарах. Там, в низине, находится родник, но для орошения он слишком слаб, поэтому и встал вопрос о пруде. — Жители устроили мне бойкот, — вздыхает глава фермерского хозяйства. — Раньше в Еремееве было много родников, но сейчас они цепляются за этот, переживая, что вдруг забьется скважина, которой они пользуются. Я пытался объяснить на сходе, что вокруг все зарастает диким терновником и в сухую жаркую погоду деревня может сгореть, но меня не услышали, хотя глава Вачской администрации Сергей Викторович Лисин поддержал мою инициативу. Причем сами местные признались, что пить эту родниковую воду, которая стала зеленой, вряд ли бы решились. Чтобы не развивать конфликт, пришлось почистить родник, где я уже нарушил сгнившие короба. Однако через несколько лет он снова придет в плачевное состояние. Последний раз его чистили четыре года назад. Пруд мне нужен для полива, там самая полезная вода. Пришлось отказаться от этой идеи. Кстати, в деревне есть свой пруд. Пока местные жители воспринимают его как чужака. Некоторым не по душе, что теперь здесь не растет земляника и вся трава скошена, хотя улучшилась пожароопасная обстановка. Нет бы гордиться, что на их земле растет промышленный сад — единственный не только в области, но и России. И через несколько лет, когда деревья наберут силу, сельчане могут с разрешения хозяина брать спелые, ароматные плоды, которые падают на землю.

Заниматься тем, что нравится

У него нет специального образования. Окончил Павловский автомеханический техникум, сейчас занимается ремонтом кузовов автомобилей в родной Ворсме. И садоводством он прежде особо не интересовался. Правда, обрезку плодовых деревьев пробовал проводить еще в родительском саду, но дома не поддержали это начинание. — Яблони были у нас неплохие, но яблоки в основном доставались воронам, так как кроны не формировали и деревья выросли большие, — вспоминает Константин. — Все это учел в своем саду, применяя обрезку и не давая росту саженцам. Почему он решил делать ставку на выращивание груш? — В этом вижу перспективу, — поясняет Константин Алексеевич. — Яблоки в промышленных масштабах выращивают. А груш пока нет в нашей области и это мой любимый фрукт, я могу съесть их сколько угодно. Европа навязала нам свою идеологию, свои гастрономические идеалы, я же смогу предложить фрукты, которые не сравнить с импортными по вкусовым качествам и экологически чистые. Например, импортный сорт «Конференция» — позднеосенний сорт, но в наших магазинах эти груши продают круглый год, что наверняка свидетельствует о наличии химии, у меня же плоды будут без вредной обработки. Есть сорта «Мария» и «Елена», которые превосходят «Конференцию». Всего в его саду 13 сортов груш, которые он приобрел в лучших питомниках страны. Из них три — опылители и десять — основные. — Я собрал все, что выращивают в России, — продолжает Константин Окунев. — Подбор данных сортов позволяет оставаться на рынке и в холодное время года. Например, сорт «Первомайская» сам говорит за себя — может храниться до мая. Растут здесь еще и абрикосы — 12 деревьев, которые он посадил ради эксперимента. Он ежедневно приезжает сюда, работая в саду по два с половиной часа. — Я получаю от этого удовольствие, — улыбается грушевод.- К любому делу надо подходить с душой, главное — не образование, не специальность, а желание. Да, это тяжелый труд, каждодневная работа, превозмогая себя, но и удовлетворение от результатов. Следующим летом на территории грушевого сада разместятся ульи «Пчельни Юрия Позднякова», сам Константин не планирует заниматься пчеловодством. На помощь государства он не рассчитывает, обходится вообще без государственных грантов, приобретая саженцы и удобрения только на свои средства. Выйти на масштабный уровень реализации он планирует к 2026-2027 годам. А через три года надеется собирать урожай до 60 тонн. — Покупатели получат вкусные, экологически чистые фрукты за адекватные деньги, — говорит Константин Окунев. — Такие плоды можно будет давать детям, не опасаясь. Сладкие, сочные, душистые груши придутся по душе каждому. А взрослым напомнят неповторимый вкус детства.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото автора.

Вачский район.

#газета #землянижегородская #вача #груша #сад #фермер