МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ СОХРАНИТЬ ЕЩЁ НЕ ПОТЕРЯННОЕ
Статус федерального ОКН не спасает памятники от «неправильной» реставрации
Наверное, со стороны это было то ещё зрелище! Белый сияющий «Мерседес», поднимая клубы просёлочной пыли, с трудом преодолевал узкие загогулины деревенской грунтовки. Но так мы получали возможность срезать путь из Крутого Майдана до Арзамаса, в чём нас заверили местные жители, а значит, больше могли и посмотреть. Увидеть больше, чем даёт экскурсионная поездка, — одна из целей «Нижегородских экспедиций с Александром Поповым». Наша газета уже рассказывала о подобном путешествии волонтёров деревянного культурного наследия в Павловский округ и о выставке «Инструментарий русского зодчего». Сегодня рассказ о поездке по маршруту Крутой Майдан, Дубенское в Вадском районе и Арзамас — всего 289 километров, и несколько слов о другой поездке — в Большое Болдино через Большое Мурашкино.
Глаза открываются по-новому
Путешествуем вместе с архитекторомреставратором, лауреатом Государственной премии Александром Поповым, историком архитектуры Алексеем Давыдовым и экскурсоводом Викторией Азаровой. При таком информирующем триумвирате на многие привычные вещи глаза открываются по-новому. Например, на мощные храмовые комплексы в Вадском районе. Архитектура XVII и XVIII веков. В обоих селах одинаковая ситуация. Там, где прошлась «рука реставратора», остается ощущение неподлинности, подделки — поставлены пластиковые рамы, нарушены пропорции, появились грубые детали. Где реставрации еще нет — красота и мощь, несмотря на полуруинное состояние. — Получается, с точки зрения подлинности, реконструкция — это выброшенные деньги, — грустно обсуждаем мы увиденное. — Памятников осталось мало, их можно сохранить. Но пока что шаги по сохранению ведут к утрате подлинности. Памятник без подлинности — это уже не памятник. Троицкая церковь (вторая половина XVIII века) в Крутом Майдане обновлена, и ремонтные работы продолжаются. В церковных стенах непривычно пусто и гулко. А что если спеть? «Душа моя прегрешная, что не плачешься?» — мы выводим строчки молитвы, удивляясь, как звуки повисают в воздухе и наслаиваются друг на друга. Современные строительные технологии и материалы не вызывают ощущения седой старины. Рядом — Рождественская церковь (1832), запущенная, осыпающаяся. Между ними колокольня 1805 года с покосившимся шпилем. На разрушающемся цоколе сидит недвижно, словно страж, птенец пустельги.
Своя пизанская башня
Похожий комплекс — в Дубенском. Здесь бросается в глаза восьмигранная колокольня (1698), нагнутая временем, треснувшая, стянутая обручами и подпертая многочисленными сваями — почти пизанская башня. Глаз не оторвать: подлинность старинной архитектуры затягивает, как омут, как зыбучий восторг. Рядом — обновленная церковь Козьмы и Дамиана (1789) и нетронутая ремонтом Воскресенская (1698), с богатым каменным узорочьем. «Ой, как красиво!» — неизменно говорит всяк, туда входящий. Но статус объекта культурного наследия (ОКН) пока не может уберечь памятники архитектуры от неграмотных реставрационных работ. Те же впечатления «ненастоящей старины», что и в Крутом Майдане, от «реставрации» теплого храма Козьмы и Дамиана и тот же немой восторг от подлинного памятника — Воскресенской церкви с колокольней. «Это редкий памятник архитектуры XVII века на территории нашей губернии», — делится информацией Виктория Азарова. С точки зрения архитектора-реставратора, оба комплекса имеют большую ценность. Но небрежный ремонт сразу виден: пластиковые пакеты в окнах, «столярка», не соответствующая времени постройки, современная штукатурка, торчащая монтажная пена, общее ощущение новодела. Отремонтированные церкви становятся похожи друг на друга и словно утрачивают возраст. «Про Храм Александра Невского на Стрелке гости города тоже часто спрашивают: недавно построен?», — проводит аналогию Виктория Азарова.
О будущем резной сказки
В Арзамасе наша группа разрастается. Знакомимся с местными волонтерами, активистами арзамасского «Том Сойер Феста» и общества охраны памятников. К нам присоединяется и главный архитектор города Андрей Николаевич Столяренко. Прогулка омрачена благоустроительными работами: центр весь разрыт и запылен, предстоит укладка брусчатки. Идем по взрытой улице Карла Маркса. Вот где пиршество для любителей деревянных красот! Что ни дом — то новые украшения, новые мотивы резьбы, наличники соревнуются друг с другом в красоте и неповторимости узора. А встреча со 120-летним домом торговца мехом Синицина заставляет забыть обо всем. Резное крыльцо, украшенное деревянными виноградными гроздьями, сохранившиеся уникальные детали внешнего декора фасада. Это просто восторг, приправленный неравнодушным рассказом арзамасцев. Последующие дома мы рассматриваем с тем же градусом восторга. Усадьба помещика-землевладельца Фёдора Ханыкова на улице Советской. Поздний классицизм, деревянные колонны, обшитые тесом, входная запоминающаяся лестница. Дом статского советника Якова Твердова на Верхней Набережной — ампир, четыре колонны дома из цельной корабельной сосны. «Этими домами Арзамас гордится по праву — жаль только, не реставрирует, как положено, — напишут позже в соцсетях активисты «Том Сойер Феста». «Город сказочный!» — отозвался об Арзамасе Александр Попов. Как сохранить эту сказку для себя и для потомков? Реставратор неустанно говорит, что надо разъяснять владельцам, по каким правилам сохранять и восстанавливать исторические объекты. Но где взять жителям маленького села деньги на качественную реставрацию старинного храма? Как быть с собственниками, которые портят фасады зданий, делают пристрои к памятникам архитектуры, заменяют старинные двери металлическими и выбрасывают резные наличники? Как найти управу на ДУКи, которые обшивают старинные дома вагонкой? И есть ли будущее у деревянных памятников в нашем регионе при таком количестве непростых вопросов?
Не хочется быть варварами
Спорами и открытиями сопровождалась и поездка в Большеболдинский район. Первым сюрпризом маршрута стала прогулка по поселку Большое Мурашкино. Здесь много так называемых «средовых домов» и стилистики провинциального модерна. В один дом нам удалось даже зайти. Зданию 150 лет, но статуса ОКН у него нет. Образцов деревянной резьбы в этих местах предостаточно. Это и здание районного музея с образцами глухой домовой резьбы. Это и деревянная Покровская церковь в Малом Мурашкине, богато декорированная и сохранившая подлинный иконостас. Сруб церкви, однако, просел, и это очевидная проблема возможной реставрации. Финал экспедиции — Львовка и Большое Болдино. «Первое — разочаровало», — резюмирует Виктория Азарова. Выяснили, что в результате реставрации сельской школы, построенной в начале XX века, памятник почти утрачен, не соблюдались технологии своего времени, очевидна небрежность «строителей». В Большом Болдине нас встретила научный сотрудник музея Тамара Кезина. Общение с ней было плодотворным, нам даже показали «святая святых» — мансарду дома, в которой есть дверь XVIII века. В целом поездка дала неожиданный результат: вывод реставратора такой — с точки зрения сохранения наследия Большое Мурашкино выглядит богаче и разнообразнее Большого Болдина, где подлинной старины почти не сохранилось. На обратном пути не смолкают разговоры — что видели, что запомнили, что порадовало и опечалило. На прощание Александр Попов снова говорит, что самое главное — это воспитывать в жителях уважение к истории, поднимать их уровень визуальной культуры. Одна из участниц поездки написала: «Ведь что такое дом? Дом — это не просто крыша, стены и пол, это ещё и дверь, и окно, и наличники, и кладка. Всё это неотъемлемая часть здания. И самовольно меняя элементы, мы вторгаемся в архитектуру здания. Мы вторгаемся в архитектуру города. Нужно помнить это, и не быть варварами на родной земле». Трудно не согласиться.
Светлана КУКИНА.
Фото Динары КУЙБЫШЕВОЙ.
Проект «Интерактивная выставка «Инструментарий русского зодчего: исторические плотницкие и столярные технологии» реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
#газета #землянижегородская #памятники #архитектура #культура #наследие