51_2011_12-1
Posted in Благовест
22.12.2011

Памяти теплый свет

Батюшка Вениамин

Каждый год 10 августа отец Валентин, нынешний настоятель каменского храма Покрова Пресвятой Богородицы, служит панихиду по невинно убиенным рабам Божьим Вениамину и Зинаиде.

Сколько лет прошло с 1920 года, а их не забыли. И чудом не пострадала от рук вандалов могилка в церковной ограде с надписью: «Трагически погибли». Но не трагическая гибель это была, а мученический венец.

В 1913 году приехал в село молодой батюшка Вениамин Любимский. Он был из Горбатовского уезда, а супруга ­ местная. Родители ее жили в соседнем селе Великовском, отец тоже был священником.

Батюшку и матушку в селе полюбили. Столько, рассказывают, было в них смирения и любви к людям, что прихожане просто души в них не чаяли. Жили Любимские в ладу, троих деток растили. Но вот наступил сначала 1917 год, потом 1920­й.

Закрываются храмы, гибнут священники. В партийных документах появляется лозунг: «Поповская голова для нас пень, на котором партия затесывает свои коммунистические колья».

10 августа, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, Любимские после службы отправились в гости в Великовское. Шли пешком. Матушка Зинаида была беременна, подходил срок родов. В пути догнали священника с женой бандиты, которых боялась вся округа. Они жестоко избили путников, священника привязали в упряжку, а беременную женщину ­ к тарантасу и погнали лошадей. Словами не передать страданий, которые выпали на долю Любимских и их тут же родившегося младенца…

На Низком поле (так зовется место, где произошла трагедия) до сих пор стоит деревянный крест. На нем, если приглядеться, можно увидеть надпись: «Убил Калуга».

­ Прозвище бандита, ­ объясняет нынешний настоятель Покровского храма отец Валентин. ­ Такие личности были подходящим инструментом для затесывания большевистских кольев. Иначе как объяснить, что после совершенного злодеяния, похорон, на которых рыдало все село, бандиты свободно разгуливали и по Каменке, и по Разнежью… Но есть и Божий суд. Один утонул, другой сошел с ума, третий сгинул неизвестно куда.

Отец Павел

Павел Васильевич Стеклов родом был из Каменки. Отец его ­ неизменный дьячок­псаломщик Покровской церкви, более полувека служил в храме.

Целых пять лет после гибели отца Вениамина не везло каменковцам с пастырями: один ­ стяжатель, другой, боясь гонений, от сана отрекся.

В 1925 году пригласила община младшего сына неутомимого дьячка, служившего до того в селе Нестиары. Интересен факт, отраженный в церковных книгах. По новому закону составлялись списки прихожан храма. К моменту приезда отца Павла их числилось всего 275. Это из полуторатысячного населения! К 1937 году список вырос до 763 имен. Понятно, что и над храмом, и над священником опасность нависла смертельная.

Среди груды требований об уплате налогов, штрафных санкций и прочих бумаг отец Валентин нашел акт, составленный местным парторгом. От служителей храма требовали срочно переделать «пришедшие в негодность» колокольню и чердачные дымоходы, угрожая закрыть церковь. Что вскоре и произошло. Колокола сбросили, храм закрыли, батюшку расстреляли. Реабилитировали его в 1957 году.

Чудо, что сохранился сам храм. Сила веры спасла его. В 1964 году, когда война с религией уже не велась так интенсивно, Покровский храм решили разрушить. Подогнали технику. Но люди плотным кольцом обступили церковь. Какой же горячей должна быть вера, если человек живым заслоном становится на пути тракторов, бульдозеров и людей, не знающих Божьего страха. А женщина по имени Груня Самсонова даже попотчевала председателя сельсовета палкой по шее. Вместо обиды Сергей Михайлович Лезин велел бульдозерам уехать, а начальству отправил рапорт, что храм ликвидирован. Почему он пошел на этот шаг? Не старушкиной палки, конечно же, испугался.

Его сын, кстати, стал священником, но перед этим был лишен медицинского диплома. За то, что верил…

Валентин и Валентина

У теперешних батюшки и матушки имена одинаковые. Больше двадцати лет служит в Каменке отец Валентин. Это он собрал воспоминания старожилов, отыскал документы в архивах, в немногих сохранившихся старых церковных книгах. В результате батюшке удалось издать брошюру по истории прихода. И во всех делах ему верная помощница матушка Валентина. Она и псаломщица в церкви. Некому, вот ей и приходится.

Отец Валентин показывает старое военное фото. Год 1916­й:

­ Посмотрите на этих богатырей. Вот из таких состоял когда­то церковный совет. А нынче у меня гвардия совсем не молодая. Старушки.

Одна из них ­ Клавдия Ивановна Чугарина. Несколько лет назад похоронила сына. «Блаженный Юрий» ­ так называет его ба­
тюшка.

­ У него была болезнь Дауна, ­ объясняет отец Валентин. ­ И была такая особенность. Ходит наш Юрий возле какого­то дома, ходит… Платочек вынет, глаза утирает, плачет и молится по­своему. И вскоре там человек умирает. Однажды так у брошенного дома ходил. Все удивлялись ­ пустой дом. А потом старушку привезли из Нижнего. Наказывала на родине похоронить. А еще он бесов видел. Назревает в каком­то доме скандал. Он опять ходит около и все кого­то гонит. Мне говорит: «Батюшка, ты клюкой их, клюкой…» Все это напоминает житие святых юродивых.

Могилка Юрия здесь же, у храма, рядом с местом упокоения мучеников Любимских. Как часто блаженный Юра сидел на их могиле и то ли молился, то ли пел, и как будто с радостью какой­то.

Нынешний каменский священник тоже пострадал в советские времена. Отказывался сотрудничать с «органами», вот и сыпались разные кляузы да жалобы якобы от прихожан. От греха подальше отправили его в другой приход. Там та же история.

В 1990 м приехали они с матушкой и детьми в Каменку, начали храм в порядок приводить. Батюшке даже художничать самому пришлось. Снаружи церковь лучше сохранилась, а вот внутри от старинных росписей почти ничего не осталось. Верх и средний ярус священник попросил расписать знакомых художников, а нижний самому пришлось. Несколько икон батюшка написал. А возле одного образа лампадка необычная…

­ Да это сахарница, ­ улыбается батюшка. ­ Приход­то небогат. Вот и умудряемся. Я сахарниц в дешевом магазине накупил, перевернул, вот сколько лампад понаделал.

Лампадка горит у иконы Владимира Святого. Образ этот написан Тоней, младшей дочерью священника. Она закончила иконописное отделение Нижегородского епархиального училища. Дрожит огонек, льется теплый свет, по­доброму смотрит святой Владимир, будто благословляя и меня, и этот скромный храм, и его настоятеля, и это некогда большое село на берегу Волги.

…На обратном пути подвезли ребятишек, которые добирались из Каменки в соседний Красный Яр. Выходя из машины, мальчуганы вместо привычного нам «спасибо» чуть ли не в один голос произнесли: «Спаси, Господи…»

Сквозь заднее стекло удаляющейся машины было видно, как они пробираются по сугробам, становясь все меньше и меньше. И вдруг появилось ясное ощущение, что жива вера! И память жива.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Воротынский район.