Почему в Залесье не любят зиму
Обед три раза
в неделю
Несколько пожилых людей переминались с ноги на ногу, зябко кутаясь в старые полушубки и телогрейки.
По три часа порой приходится ждать машину с хлебом, вот так и дрожим на морозе, вздыхает Михаил Кузнецов.
В Залесье уже не один год нет продовольственного магазина. В последнее время продуктами торговали в бывшей школе, но нынешней весной там обрушилась крыша – некому было почистить снег.
Раньше магазин работал постоянно, а теперь три раза в неделю машина привозит хлеб, а за продуктами ездим в Сосновское, продолжает Михаил Александрович.
В морозные дни для торговли приспособили коридор одного из частных домов – хозяйка сжалилась над продавцом. Хлеб выкладывают прямо на скамейку без пакетов – в таких условиях уже не до санитарии.
Я неоднократно обращался в администрацию Сосновского района с просьбой решить вопрос об организации торговли в Залесье, говорит Юрий Колесов, который от имени односельчан прислал в нашу редакцию письмо. – Пока получили лишь отписки.
Юрий Николаевич – человек уважаемый в деревне. Работал главным энергетиком на птицефабрике «Кудьминская», а когда ушел на заслуженный отдых, вернулся в родные края.
Потянуло на свежий воздух, улыбается его жена Вера Александровна, педагог по образованию. Здесь наши корни, наша малая родина.
У них своя пасека. И свой автомобиль «уазик» – лучший транспорт для местных разбитых дорог.
Лично мне ничего не надо, я на своей машине могу доехать до Сосновского или Мухтолова, но жалко людей – не все могут добраться до райцентра, говорит Юрий Колесов. – Загружу человек пять в машину и на рынок. В деревне тяжело жить, но я упрямый, сдаваться не собираюсь.
В Залесье остались одни пенсионеры всего 25 жилых домов, прежде было 120. Сельчане стали покидать родные места, когда лишились работы. Совхоз «Венецкий» приказал долго жить. Позднее закрылась школа. Не осталось ни одного колодца.
Нам говорят: «Деревня неперспективная», но мы хотим жить, а не выживать. Обидно, что никто из руководителей ни разу не удосужился приехать и поговорить с народом, сетуют сельчане. Мы вообще никому не нужны.
Откуда дровишки?
Много животрепещущих вопросов к чиновникам накопилось у жителей Залесья. И в первую очередь их волнует, будет ли деревня газифицирована.
Здесь газораспределительная станция, планировался поселок для ее работников, но его построили в Мухтолове, а рабочих возят сюда за 18 километров, поясняет Юрий Колесов. С трудом верится, что газ придет в наши дома.
Зато газопровод прямо за нашими усадами, а мы все еще пользуемся дровами, сетует Михаил Кузнецов. – Дрова нынче очень дорогие – машина стоит пять с половиной тысяч рублей. А нам на зиму надо три машины, вот и уходит на дрова почти по две пенсии.
Как тут ему не вспомнить прежние времена, когда работал лесником, – по 10 кубов дров выделяли бесплатно, но лесничество, увы, ликвидировали.
Валежник не разрешают брать, хотя его везде полно, недоумевает другой пенсионер Валерий Шохонов. – А нам привозят в основном осину и сосну.
Они с женой держат козу да выращивают картофель, иначе не проживешь.
У меня пенсия 5 тысяч 400 рублей вместе с ветеранскими, говорит Прасковья Николаевна. Купим дрова, только на хлеб и остается. Одежду вообще не покупаем.
75летняя Мария Чернышева тоже не от хорошей жизни вынуждена держать корову.
Пора бы уж отдыхать, да вот приходится работать, вздыхает пожилая женщина. – От нужды коровуто держу.
Жители соседнего села Рожок также не рады наступившей зиме. У них проблема – где взять дрова.
Достаем кто как может – комуто привезут втридорога, ктото вынужден воровать, признается участник войны, ветеран труда Николай Кочетков, тоже приславший в нашу редакцию письмо. – Раньше все было хорошо организовано, в районной администрации существовал специальный фонд, можно было выписать дрова в сельсоветах, сейчас же все пущено на самотек. А сельчанам дрова нужны каждый день, как и хлеб.
Не за себя переживает ветеран войны – у него дров запасено в достаточном количестве.
В лесу много хвороста, который не убирается. Неужели забыли о прошлогодних пожарах? возмущается Николай Васильевич.
Поводов
для беспокойства нет?
Выслушав жалобы сельчан, мы отправились к главе Рожковской сельской администрации Татьяне Самосадовой, зная ее как неравнодушного человека. Сначала решили прояснить ситуацию по поводу торговли в Залесье.
Я целый месяц чуть ли не на коленях просила предпринимателя поставить вагончик, чтобы люди не стояли на улице, говорит Татьяна Ивановна. – Обещал привезти, но, по его словам, там торговать невыгодно выручка небольшая – всего 3 4 тысячи.
Нам удалось связаться по телефону с продавцом, торгующим в Залесье.
Я всего там полтора месяца работаю, – говорит Елена Старцева. Стараюсь привозить все, что заказывают жители деревни. Единственное, чего у нас пока нет, помещение.
Глава Рожковской администрации пообещала решить вопрос обеспечения жителей дровами.
Я считаю, что проблемы с дровами нет. Лес в аренде, дрова возят частники, ну а цены они устанавливают сами.
Можно ли приобрести дрова дешевле, чем покупают сельчане? Оказывается, можно. Например, в ООО «Сосновский лес».
У нас машина дров стоит около трех тысяч рублей, я не знаю, кто привозит жителям по другим ценам, недоумевает директор предприятия Леонид Калашников. – Мы реализуем осину и березу и готовы подогнать лесовоз прямо к дому – любые дрова, в любом количестве.
Выходит, сельчане просто не знали, куда обратиться, и приобретали дрова втридорога у первого попавшегося частника.
Я напишу объявление в сельсовете, чтобы люди были в курсе, обеспечим всех нуждающихся дровами, обещает Татьяна Ивановна. – По поводу газификации жителям Залесья тоже не стоит беспокоиться. Все населенные пункты включены в программу газификации на 2018 2019 годы. Так что к 2020 году газ придет во все деревни.
Вроде бы на оптимистической ноте закончилась эта встреча, только на душе осталась горечь. По карману ли им будет предстоящая газификация, если пожилые люди сейчас едва выживают? И что мешало сельской и районной администрациям своевременно растолковать людям, где можно запасти дрова на зиму по доступным ценам?
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
-
Сосновский район.