ЛЕГЕНДА ПРОДОЛЖАЕТ СТРАНСТВИЕ
Заметную дату отмечает известный журналист
Встречать такой юбилей на боевом посту заслуживает большого уважения. Семьдесят пять — веха почётная. Тем более, когда столько сделано. Иные спокойно меняют журналистский блокнот на пульт от телевизора, уютно размещаются в домашнем кресле… Но Вячеслав Фёдоров остаётся в строю. Его публикации в газете «Земля нижегородская» неизменно вызывают интерес читателей и высокую оценку товарищей по перу. Мастерство и масштаб личности автора поражают.
След на карте
Когда Вячеслав Вениаминович прочитает строки про масштаб личности, он, конечно, похохмит вволю. Скажет что-то вроде: «Вы меня масштабируете — значит, хотите разместить на географической карте, не иначе!» А мы ответим, что нас уже опередили, причём опередил сам юбиляр. Трудно найти точку на карте страны, где бы не побывал журналист Фёдоров. Командировки по заданиям редакции и велопробеги со школьниками по местам боевой славы, участие в «Зарнице» и реконструкциях исторических событий, поиск погибших в Великую Отечественную войну земляков и организация патриотических акций — много случалось поводов отправиться в путь. Главным итогом поездок он считает газетные материалы. Серии публикаций по военной тематике в молодёжном комсомольском издании «Ленинская смена» не раз становились победителями всесоюзных журналистских слётов. Конечно, Вячеслав работал над ними не в одиночку, газета — дело коллективное, но темы и способы подачи зачастую рождались именно у него. Причём такие, что доводилось брать первое место даже на слёте в городе-герое Волгограде, хотя местные журналисты, конечно, были уверены в своём успехе. Впрочем, волгоградские участники искренне поздравили горьковчан. Военная тематика — дело святое, без обид. События Великой Отечественной по-прежнему остаются в фокусе Вячеслава Вениаминовича. На протяжении почти десятка лет он ведёт в нашей газете рубрику «Возвращённые имена». Публикации вошли в пять томов одноимённой книги. Удалось вернуть из небытия многих и многих воинов, которые считались пропавшими без вести. Поиск продолжается.
Не сказка — сказ
Ещё один интерес автора — краеведение. Юбиляр нередко балует читателей «ЗН» публикациями по этой теме. Книги тоже выходят. В числе самых известных — альбом о старообрядчестве «Керженские тайны», который переиздавался несколько раз. Книги «Нижегородская домовая резьба» и «Сказ о Самовар Самоварыче, или Путешествие к чайным истокам» признаны лучшими на федеральных творческих конкурсах. «Сказ» отмечен в номинации «Увлекательное краеведение», что, по признанию Вячеслава Вениаминовича, особо греет душу. — Каждый пишущий человек должен стремиться подать материал увлекательно, — уверен он. — Это уважение к читателю. Приведём фрагмент из книги в подтверждение: «Нашему уважаемому Самовар Самоварычу выпало много дальних дорог, и не только мирных, но и военных. Как же без него наладить хоть маломальское подобие жилья. Есть самовар — и на душе веселее, а к нему ещё гармонь… Мечта! В Государственном историческом музее хранится самоварбочонок. Принадлежал он самому Михаилу Илларионовичу Кутузову. Любил полководец вкусить чайку, и самовар был всегда наготове. Под мерный шум кипящей воды диктовал он письма своим генералам, а иногда и собирал их на чаёк после очередного совета». Ну ведь и вправду увлекательно. Вячеслав Фёдоров до совершенства отработал способ подачи материалов в виде реконструкции событий. Что интересно, автор умудряется восстановить не только фактическую сторону, а даже настроение, атмосферу. Как Вячеслав Вениаминович пришёл к такому стилю? Чтобы ответить на вопрос, надо заглянуть на несколько десятков лет назад.
Родом из детства
Детство Вячеслава прошло в чувашском посёлке Вурнары. Главным предприятием там считался химический завод, куда направляли инженерно-технических работников из Москвы. Столичные специалисты приезжали семьями. У детей были настольные игры, конструкторы, диапроекторы — в общем, разные штуковины, которых вурнарская ребятня не видывала. Однако Вениамин Владимирович Фёдоров считал, что у его детей Вячеслава и Ольги тоже должно быть всё самое лучшее. Вениамин Владимирович работал начальником лесоустроительной партии. Всё лето пропадал в лесах, зимой же доводилось бывать по делам в Чебоксарах, Горьком, Москве. В одной из таких командировок отец приобрёл диапроектор. Радости сына не было предела. Как человек общительный, он решил порадовать друзей. Вскоре у Фёдоровых собиралась вся местная ребятня на просмотр слайдов. И до того Славе понравилась игра в «кино», что возникла мечта стать оператором. Позднее научился управляться с киноаппаратом. Мечта проступила ещё явственней — хорошо бы работать оператором документальных фильмов. Жизнь распорядилась несколько иначе, но не так чтобы сильно. Вячеслав окончил Сормовский машиностроительный техникум, отслужил в ракетных войсках и пришёл… в журналистику. Тяга к достоверному изложению событий осталась — вот почему он любит подавать материалы в форме реконструкции. Уж не знаем, много ли потеряла кинодокументалистика в лице юбиляра, но газетное дело точно выиграло. Легенда нижегородской журналистики — такое звание официально присвоено Вячеславу Вениаминовичу в профессиональном сообществе. К слову, легенде доводилось управляться с кинокамерой — получалось очень даже неплохо. У него всегда в кармане набор ручек. Когда общаемся в редакции, Вячеслав непременно найдёт повод сопроводить свой рассказ рисунком. Изобразить может что угодно — от схемы воздушного боя до устройства самовара. Это стремление тоже с далёких времён — отцу приходилось много чертить по работе, Слава мотал на ус. Он предпочитает сдавать материал в газету, что называется, под ключ. То есть, не просто подготовить заметку и подобрать снимки, а ещё расчертить макет страницы. Всё же прав был Антуан де Сент-Экзюпери, когда сказал в «Маленьком принце», что все мы родом из детства.
За воспитанием — в лес
Как мы уже говорили, Вениамин Владимирович, отец Вячеслава, всё лето пропадал в лесах. Дома с детьми оставалась мать Таисия Владимировна. Она понимала, что подрастающему Славе требуется отцовское внимание. Когда глава семейства бывал наездами дома, говорила: «Надо тебе сыном заняться». Вениамин Владимирович отвечал: «Собери его, возьму с собой в лес». Так Вячеслав приобщился к кочевой жизни. Научился засыпать под писк комаров в палатке, готовить уху на костре. Видимо, тяга к путешествиям у него тоже с тех времён. Он по сей день способен быстро осваиваться в походных условиях. Путешествовать приходится не только по городам и весям. Ещё — по новым темам, по подшивкам старых газет в библиотеке, по электронным архивам. Легенда нижегородской журналистики продолжает странствие, а вместе с легендой — мы с вами.
От лица коллектива «ЗН» Александр СИНИЦЫН.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Поздравляем Вячеслава Вениаминовича с 75-летием. Желаем здоровья, творческой энергии и новых интересных дорог на журналистском пути.
Если быть, то лучшим
Вячеслав Фёдоров — автор газетных публикаций, книг и альбомов о Валерии Чкалове. Журналисту удалось открыть многие малоизвестные факты из жизни нашего легендарного земляка. Эти эпизоды играют весомую роль в раскрытии личности великого лётчика и исторических событий вокруг. Газета «Ленинская смена» в 1970-х годах выступила с инициативой проведения акции «Эскадрилья чкаловцев». Движущей силой выступал Вячеслав Вениаминович. — Учиться летать Валерий Чкалов начинал в Борисоглебске, — рассказывает он. — Здесь кавалерийскую школу перепрофилировали в лётную. Чкалов входил в первый набор. Шёл 1923 год, школа стала родоначальницей авиационного училища. Во времена правления Никиты Сергеевича Хрущёва, когда он занялся реформированием армии, училище закрыли. Вновь открыли уже в 1970-е годы. Училище носило имя Чкалова. В «Ленинской смене» возникла идея создать на его базе «Эскадрилью чкаловцев», состоящую из курсантов-горьковчан. Идею поддержал обком ВЛКСМ. С этого началось шефство комсомола над училищем и длилось 20 лет. Кроме того, была организована заочная школа по подготовке лётчиков «Вам взлёт». В каждой районной комсомольской организации имелись списки ребят, поступивших в училище. Тогда же в учебном заведении формировался музей Чкалова, мы принимали в этой работе самое живое участие. Дело шло столь успешно, что в одной из горьковских школ был сформирован лётный класс. Его курсанты не только углублённо изучали авиационные предметы, но и прыгали с парашютом, а главное, учились навыкам управления спортивными самолётами. У Валерия Павловича была любимая фраза: «Если быть, то быть лучшим». Заметим — не первым, а лучшим. Он никогда не верховодил среди лётчиков, хоть его и считали первым. Начинающие пилоты из «Эскадрильи чкаловцев» стремились подражать ему не только в лётном мастерстве, но и в человеческих качествах.
#газета #землянижегородская #журналист #юбилей #дата #поздравление