КЛЮЧИ К РЕАЛЬНОСТИ

С чем знакомит хозяин удивительного дома

Многие знаменитые живописцы были художниками-самоучками. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве, ставший впоследствии академиком, Павел Федотов — на этапе становления имел лишь несколько уроков рисования в Академии художеств, которые ему — прапорщику лейб-гвардии Финляндского полка — помогали отвлечься от суровых офицерских будней. Побывав недавно в Ковернинском районе, мы встретили очень интересного человека, во многом повторившего судьбу Павла Андреевича.

Ученик великих

С заядлым дачником из деревни Ключи Сергеем Еремеевым нас познакомил заслуженный аграрий — директор ООО «Кутузова» Владимир Петушков, а поводом стал разговор об уникальной выставке картин Сергея Ивановича, состоявшейся в Доме культуры в селе Анисимово Ковернинского округа. «Давайте заглянем в гости», — предложил Владимир Петрович во время объезда полей. На пороге облагороженного деревенского дома нас встретил улыбчивый человек, в строгой выправке которого угадывалось недавнее военное прошлое. За порогом мы сразу попали в импровизированную картинную галерею. Глядя на работы, выполненные в академической манере, никогда бы не пришло на ум, что перед нами абсолютный самоучка, если б автор не признался в этом лично. — Как потомственный военный, в 1974 году окончил Горьковское училище связи, после чего началась моя офицерская кочевая жизнь по гарнизонам Советского Союза от Дальнего Востока до Украины и Белоруссии, — рассказывает Сергей Иванович. — И вот в 40 лет неожиданно возникла непреодолимая тяга к живописи, которой раньше никогда не занимался. Взял у дочки простые акварельные краски, которые обычно используют в школе на уроках рисования, и принялся чтото малевать в свободное от службы время. Никаких курсов я не посещал. Люблю шутить по данному поводу, что моими учителями стали сразу великие — Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Лев Лагорио, Максим Воробьёв, чьи лучшие работы прилежно перерисовывал, по ходу пытаясь их как-то переосмыслить. Бабушка, увидев мои первые эксперименты, сказала, что у меня есть талант, и его необходимо развивать. Вот так практически тридцать лет и развиваю. Сергей Еремеев — ревностный приверженец классического русского изобразительного искусства, что зиждется на натурализме, позволяя зрительно потрогать и прочувствовать перенесённую на холст реальность. Впрочем, как признаётся Сергей Иванович, способность фантазировать для реалистичной школы тоже важна, ведь живописные пейзажи далеко не всегда рисуются с натуры, порой визуально знакомые уголки родной природы создаются силой воображения, произвольно. Примером служит интересная картина на стене в комнате, где один и тот же фрагмент придуманной сельской панорамы изображён в разные времена года.

У красоты на службе

— Сам я уроженец Тамбова, однако нижегородская земля стала для меня второй родиной — здесь получил военное образование, встретил жену Ольгу, сюда в середине 1990-х вернулся продолжать службу в системе военкоматов, откуда вышел на пенсию в звании подполковника и в должности заместителя военного комиссара Московского района Нижнего Новгорода, — говорит Сергей Еремеев. — Дом в Ключах приобрели десять лет назад, теперь это наша летняя резиденция. Каждый приезд обязательно беру с собой мольберт: достойные сюжеты для пейзажей здесь буквально на каждом шагу, всюду играет красками и образами жизнь. Впрочем, дел тут хватает и на приусадебном участке, в столярной мастерской, где что-то мастерю своими руками, например, предметы мебели. Так что и на даче для живописи время выкраивать приходится. В армейскую пору картины самобытного художника расходились по друзьям и сослуживцам просто так — в качестве подарка от чистого сердца на добрую память, однако в тяжёлые 1990-е, когда офицерам нередко задерживали жалованье, часть работ с успехом продавалась, причём даже заезжим иностранцам. Таким образом, сейчас множество картин Сергея Еремеева находится в частных коллекциях в Москве, в Белоруссии, Польше и в Германии. И всё-таки поставить своё творчество на коммерческую основу автор не смог: взяв однажды в руки кисть, он ставил перед собой совершенно другие задачи — бескорыстно служить красоте. — На сегодняшний день в личном архиве 48 картин, это всё, что осталось при мне за годы занятий живописью, — продолжает Сергей Иванович. — Какая из них самая любимая? Да все дороги сердцу. Взять хоть эту — называется «Бабушкины розы». Когда-то поставил розы в вазу, нарисовал, подчеркнув причудливое преломление стеблей в воде, и подарил своей бабуле, теперь есть прекрасная память. Или вон та — подражание известной картине Шишкина «Корабельная роща», где я, мысленно получив одобрение у самого Ивана Ивановича, пририсовал на берегу широкого ручья мосток, который сюда, как мне кажется, просто напрашивается, чтобы увлечь взгляд зрителя вглубь пейзажа.

Дух творчества

Выставка в Анисимове стала уже седьмой по счёту в карьере художника-самоучки. Счастливое число должно послужить добрым и многообещающим знаком, потому что творческий потенциал автора не иссякает и постоянно подвигает к новым художественным находкам. Этот источник вдохновения, видимо, настолько мощен, что для самореализации ищет и другие формы искусства. К слову, тридцать лет назад параллельно с занятиями живописью Сергей Еремеев открыл в себе талант литератора. Всё началось с написания поздравительных стихов по случаю праздников. Развившееся со временем философское восприятие жизни сделало подход к сочинительству зрелым и осмысленным. Итогом поэтических опытов стало два изданных стихотворных сборника. А не так давно из-под пера Сергея Еремеева вышла и проза — книга «Ощущение»: автор попытался осмыслить то, как человек с помощью органов чувств познаёт окружающий мир. Другой интересующей Сергея Ивановича темой является время, неслучайно в своей мастерской он создал целый мини-музей, где собрал предметы старины, найденные им при обустройстве и реконструкции дома. Коллекция уже насчитывает около 500 экспонатов — различная утварь, коровьи ботала, весы, коромысла, прялки, плотницкий инструмент наших предков и другие раритеты. «Я — широко увлекающаяся натура», — улыбается хозяин дома, проводя гостей по своим владениям. Этим летом здесь наверняка случится очередное творческое чудо, которым, уверены, автор вновь щедро поделится с миром.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Ковернинский округ.

#газета #землянижегородская #ковернино #ключи #дачник #живопись #увлечение