ПОЧТИ ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Её стартом стало письмо из-за границы

В завершение трёхдневного городского фестиваля «Русское зарубежье: города и лица» в конференц-зале Нижегородского областного информационного центра состоялся круглый стол «Серафим Судьбинин: соединяя времена и страны», организованный нашей газетой и фондом наследия русского зарубежья, посвящённый выдающемуся скульптору с мировым именем, выходцу из богородского купеческого рода староверов-беспоповцев, бывших крепостных крестьян при влиятельных землевладельцах Шереметевых.

От лица самого Шереметева

Постоянные читатели газеты из материалов «Линия Судьбинина», «Срок ожидания истёк» и «Шаг для потомков» наверняка помнят о захватывающей истории, начавшейся в конце 2020 года, когда, отозвавшись на просьбу парижанки Натальи Келеннек помочь найти потомков Серафима Судьбинина для предотвращения ликвидации его бесхозной могилы на кладбище Тье в пригороде Парижа, началось большое журналистское расследование с подключением общественников, краеведов, деятелей культуры, а также сотрудников различных министерств и ведомств. Инициативной группе, образовавшейся в процессе поиска, не удалось выйти на прямых наследников Судьбинина, но, тем не менее, общими усилиями всётаки получилось спасти для отечественной и мировой культуры место его захоронения. Формат и административный ресурс фестиваля, организованного Фондом наследия русского зарубежья, позволили в качестве спикеров и экспертов пригласить за круглый стол почти всех, кто вошёл в тот альянс. Среди них, кроме журналистов «ЗН», — краевед, методист Центра развития туризма Богородского округа Александр Любавин и его коллега библиотекарь Татьяна Скучихина, заведующая музеем-квартирой Горького Алла Лебедева, а также доктор искусствоведения, старший научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков государственного Эрмитажа Екатерина Хмельницкая, специально приехавшая на фестиваль из Санкт-Петербурга по приглашению организаторов. Имея такой авторитетный состав, круглый стол просто не мог не вылиться в увлекательный лекторий, каждая часть которого открывала какую-то новую грань личности Серафима Судьбинина. К сожалению, по техническим причинам не удалось установить через интернет видеосвязь с Парижем, чтобы услышать устами Натальи Келеннек рассказ об обстоятельствах обнаружения могилы Судьбинина и дальнейшем развитии событий вокруг неё. Впрочем, эта эпопея, как и этапы журналистского расследования, была подробно изложена в вышеуказанных газетных материалах, которые вы всегда можете найти на официальном сайте «ЗН». Журналисты, занимавшиеся темой, поделились с аудиторией собранной ими информацией, а приглашённые эксперты дополнили и расширили её. — Первый, известный нам по документам представитель рода — это Михаил Матвеевич Головастиков, в 1779 году получивший статус доверенного лица землевладельца Василия Сергеевича Шереметева для ведения торговых дел от его имени в Москве и других российских городах, — рассказывает краевед Александр Любавин. — Согласно другим записям в 1792-м он получил вольную, но как сложилась его дальнейшая судьба, нам, увы, неизвестно, однако по документам в 1807 году внучка Михаила Матвеевича продала дом деда в Нижнем Новгороде на Телячьей улице — нынешней Гоголя. Во второй же половине XIX столетия в городе был известен его потомок — купец третьей гильдии, один из лидеров нижегородского раскольничества, торговец старинными книгами, рукописями и иконами Алексей Семёнович Головастиков — двоюродный дед Серафима Головастикова, будущего актёра и скульптора Судьбинина. — Четвёртый десяток лет работаю в центральной библиотеке Богородска, и всё это долгое время местные краеведы шли с библиотекарями рука об руку, это наши добрые соратники и партнёры, — вступает в беседу Татьяна Скучихина. — Ко всему прочему, библиотека выполняет функции документохранилища и популяризатора краеведческого книгоиздания. Однако фамилию Судьбинина узнали относительно недавно, на одном из наших профессиональных библиотечных форумах о нём в своём выступлении упомянула Вера Николаевна Тумарь, работавшая тогда в центральной городской библиотеке Нижнего Новгорода. Неожиданно она протянула нить от скульптора к нашим богородским Головастиковым, оказавшимся его семьёй. Вера Николаевна считает, что её прадед Николай Михайлович Головастиков — ровесник и родственник Серафима Судьбинина. То выступление и послужило для меня поводом пристально познакомиться с жизненным и творческим путём Серафима Николаевича.

Другое течение

— В музее-квартире Горького, безусловно, давно знакомы с фамилией Судьбинин: в наших фондах находится несколько предметов, связанных с Серафимом Николаевичем, — подключилась к диалогу Алла Лебедева. — Однако приступить к более глубокому изучению биографии этого талантливого человека удалось лишь в 1990-е, когда стали открываться архивы и прочие информационные источники. До сего момента об эмигрантском скульпторе в открытом доступе сведений почти не было, и мы черпали их в основном из переписки Горького, где Серафим Николаевич неоднократно упоминается. Надо сказать, что они не были близкими друзьями, скорее, хорошими знакомыми, и всё же творчески, конечно, связаны тесно, ведь Судьбинин начинал как актёр и часто играл в пьесах Алексея Максимовича. Отдельной, завершающей частью круглого стола, в красках представившей портрет скульптора, раскрывшей подлинный масштаб таланта и определившей его место в российской и мировой культуре, стала лекция старшего научного сотрудника государственного Эрмитажа Екатерины Хмельницкой. Услышать лектора такого уровня — большая удача даже для петербуржцев, и по реакции заворожённого зала было понятно, что кульминация круглого стола удалась. — Очень отрадно, что в рамках такого серьёзного фестиваля большое мероприятие посвящено Серафиму Судьбинину, — начала лекцию Екатерина Сергеевна. — Десять лет назад вышла моя книга «Серафим Судьбинин. На переломе эпох: от модерна до ар-деко», которая на сегодняшний день является пока единственным монографическим изданием об этом человеке, хотя хочется надеяться, что однажды появятся более расширенные и дополненные работы. Когда книга увидела свет, к этому скульптору не было практически никакого интереса. Серафим Николаевич не принадлежал какой-то одной стране или одной мастерской, что мне, как искусствоведу, сильно усложнило исследовательскую задачу. Скульптор всё время находился в поиске, и его творческая деятельность весьма и весьма обширна. В отличие от многих русских художников, работавших на рубеже XIX и XX веков, его жизнь сложилась иначе, ведь Россию он покинул не после 1917-го, а задолго до революции. К моменту октябрьского переворота Судьбинин успел впитать европейскую и, прежде всего, французскую культуру, тем самым оказавшись на шаг впереди от основных русских эмигрантских художественных течений.

До новых встреч

Публика горячо аплодировала столь яркому экскурсу в миры, созданные Серафимом Судьбининым на его головокружительном пути к достижению гармонии между формой и цветом. Эти овации были адресованы всем участникам и организаторам круглого стола, самому Серафиму Николаевичу. Для некоторых гостей мероприятия, как оказалось, его имя было совершенно неизвестно, что дало им повод говорить о сделанных для себя открытиях. — Да, сегодня открыла для себя ещё одну потрясающую страницу мирового искусства, имеющую к тому же нижегородские истоки, — призналась концертмейстер нижегородского театра оперы и балета Людмила Решетняк. — А сколько интересных современников я здесь повстречала, каким познавательным и духоподъёмным получилось с ними общение. Такие мероприятия помогают подпитываться творческой энергией, чего требует моя работа по подготовке спектаклей. — История Судьбинина меня очень заинтересовала ещё в первый день фестиваля, когда увидела на Большой Покровской стенд с его фотографией и биографической справкой, где значилось, что его род связан с Богородском, который очень люблю, — делится впечатлениями музыкант и педагог дошкольного образования Нина Плаксина. — Преподаю с 1975 года — была директором музыкальной школы, сейчас веду занятия по авторским программам, очень рада оказаться среди близких по духу людей, и большое спасибо фестивалю и газете «Земля нижегородская» за такую возможность. — На это мероприятие попала благодаря информации, размещённой на своей странице в соцсетях объединением экскурсоводов и гидов-переводчиков, — говорит педагог дополнительного образования, доцент кафедры иностранных языков Ирина Лабутова. — Про Судьбинина раньше не слышала. Благодарю, что вновь открыли его для нас, это прекрасное журналистское расследование газеты. В смысле поиска и передачи знаний, необходимых для формирования культурного пространства, мне кажется, журналистика и педагогика пересекаются. Круглый стол «Серафим Судьбинин: соединяя времена и страны» наглядно показал, как вокруг одного имени, ставшего неотъемлемой частью нашей истории, способно возникнуть целое сообщество единомышленников, объединённых пониманием необходимости беречь и преумножать наследие предков. На почве возникших взаимосвязей в перспективе могут появиться и новые проекты, например, Екатерина Хмельницкая и Алла Лебедева уже выразили желание в будущем наладить сотрудничество между государственным Эрмитажем и Музеем-квартирой Горького, а газета с удовольствием выступила бы в качестве информационного партнера. Уже получили дальнейшее развитие партнёрские отношения между «ЗН» и богородскими краеведами. Между тем, поиск сведений о Серафиме Судьбинине не окончен, а значит, до новых встреч.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

#газета #землянижегородская #фестиваль #круглыйстол #русскоезарубежье #судьбинин #скульптор #актёр