ПОКОРИТЕЛЬ НЕБА С СЕЛЬСКИМИ КОРНЯМИ

С боями он долетел от Кавказа до Берлина

В апреле 1943 года на фронт прибыл молодой лётчик-истребитель младший лейтенант Павел Гаврилин, ранее проходивший службу на Дальнем Востоке. Первые победы в воздухе не заставили себя долго ждать, знаменуя собой появление в рядах советских ВВС нового аса. За годы войны Павел Фёдорович, совершив в общей сложности 257 боевых вылетов, принял участие в 54 воздушных боях, в которых сбил 22 вражеских самолёта лично и ещё один в паре. В прошлом году в канун очередного Дня Победы на малой родине Героя Советского Союза подполковника Павла Гаврилина — в Пильнинском краеведческом музее открылась небольшая экспозиция, посвящённая памяти мужественного земляка.

Пилот «Вольского цементника»

Витрину с подлинными экспонатами, среди которых личные вещи пилота, торжественно открыли 7 мая, о чём рассказала районная газета «Сельская трибуна». Семейные реликвии в дар музею передали потомки героя, живущие в Москве, — внучка Юлия Владимировна Васильева, внуки Дмитрий Юрьевич Гаврилин и Роман Юрьевич Гаврилин, которые на собственные средства изготовили витрину и оказали музею спонсорскую помощь. — Мы очень благодарны за этот бесценный дар, ведь он мог пополнить какую-нибудь столичную экспозицию, однако семья героя сделала выбор в пользу Пильны, и для нас это огромная честь, — говорит директор Пильнинского краеведческого музея Алексей Помчалов. — Для меня, наверное, в первую очередь как историка, самой ценной из выложенных в витрине вещей является лётная книжка Павла Гаврилина, ведь это, по сути, дневник его боевых будней, где каждая запись — живое свидетельство страшной войны, добравшейся даже до неба. Открытой в прошлом мае экспозицией мы продолжили рассказ о пильнинцах, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Павел Гаврилин родился 12 февраля 1920 года в крестьянской семье села Мамешево, тогда ещё относившегося к Курмышскому уезду Симбирской губернии. Ища сведения о лётчике, мы натолкнулись на статью журналиста и краеведа из подмосковной Каширы Василия Субботина «В боях за Родину», вышедшую в 1967 году, в которой автор даёт слово самому Павлу Фёдоровичу: «В начале 1937 года я из Горьковской области приехал в гор. Ступино, где жил и работал мой брат. Учился здесь в средней школе. В 1938 году из 8 класса поступил в филиал Подольского аэроклуба. В том же году райком комсомола принял меня в ряды ВЛКСМ. Несколько месяцев перед началом военной службы работал электриком на одном из предприятий города Ступина. В 1940 году по комсомольской путёвке райвоенкомат направил меня в авиашколу, которую окончил весной 1941 года и был направлен на Дальний Восток. Здесь и застала меня Великая Отечественная война…». После окончания Качинской военной авиационной школы лётчиков Павел Гаврилин в звании младшего лейтенанта был направлен в 301-й истребительный авиационный полк Дальневосточного фронта. В декабре 1942-го лётный состав полка откомандировали в Саратовскую область, где вблизи Вольска начала формирование 265-я истребительная авиационная дивизия. Павлу Гаврилину, летавшему до этого на уже устаревших истребителях И-15 бис и И-16, пришлось экстренно осваивать новую машину Як-1, которую поставил на производство Саратовский авиазавод № 292. За Павлом Фёдоровичем закрепили самолёт, приобретённый на пожертвования жителей Вольска и получивший имя «Вольский цементник». В марте 1943-го полностью сформированная и укомплектованная дивизия прибыла в действующую армию, и в апреле приступила к боевой работе на Северо-Кавказском фронте.

Первые победы

Во фронтовое небо Павел Гаврилин впервые поднялся 20 апреля 1943 года. Тогда боевой задачей стало сопровождение штурмовиков Ил-2. Сделав пять вылетов над Кубанью, в одном из них младший лейтенант Гаврилин сбил свой первый «мессер». 29 апреля в составе группы из 8 истребителей он вступил в схватку с превосходящими силами противника. 14 фашистских бомбардировщиков Ю-87 производили бомбардировку переднего края обороны наших войск, их во что бы то ни стало нужно было срочно остановить. Гаврилин сходу атаковал и сбил один бомбовоз, а потом начал в упор расстреливать остальных. Таким образом, к маю 1943-го на счету молодого офицера были уже три подтверждённые победы в воздушных боях, за что командование наградило его орденом Отечественной войны I степени. В сентябре к этой награде добавился орден Красной Звезды за доблесть, проявленную уже на Южном фронте. В наградном листе читаем следующее: «На Южном фронте с 1.9 по 29.9.43 тов. Гаврилин произвёл 31 боевой вылет. Провёл 7 воздушных боёв, в которых сбил один самолёт лично и, будучи ведомым, в паре сбил 4 самолёта противника. На все сбитые самолёты противника имеются подтверждения от наземных войск». Весной 1944 года лейтенант Гаврилин участвовал в битве за Крым, где только за один вылет провёл пять воздушных боёв, уничтожив два вражеских Ме-109, а спустя несколько дней ещё три. Однако в последнем боестолкновении, где вдвоём пришлось сражаться с целым звеном немецких истребителей, лётчик был тяжело ранен и совершил вынужденную посадку на оккупированной территории. Вот как это описано в материале Василия Субботина «В боях за Родину»: «Напрягая последние силы, Павел посадил самолёт, не выпуская шасси, и сразу потерял сознание… Очнулся он в хате. Кругом было темно. Страшно болели спина, шея и перебитая левая рука. С трудом вспоминая всё, что произошло, застонал. Чиркнула спичка, засветилась коптилка, и над раненым лётчиком склонились головы мужчины и женщины. — Тихо, лежите спокойнее. Вы у своих. Мы промыли и перевязали ваши раны». Спасителями оказались жители села Кара-Кият, расположенного неподалёку от Симферополя, Гавриил Лазаревич и Александра Ивановна Талановы. В населённом пункте были немцы, поэтому перетащив под покровом ночи к себе в дом раненого советского пилота, они хорошо осознавали всю степень риска для себя и своих детей. На следующий день село заняли части Красной армии, и Павел Гаврилин был доставлен в госпиталь. Впереди ждали пять месяцев тяжелейшего восстановления повреждённого шейного отдела позвоночника и борьба с врачами за право снова летать. К слову, один из немецких осколков извлечь так и не удалось, и лётчик носил его в себе всю жизнь, как суровую память. С конца 1944-го до самой Победы Павел Фёдорович воевал на 1-м Белорусском фронте, где с января по апрель 1945-го, будучи командиром звена, 18 раз вступал в воздушные бои, сбив два самолёта противника. Участвовал во взятии Берлина.

Звезда Героя

15 мая 1946 года майору Гаврилину за беспримерное мужество, проявленное в период Великой Отечественной войны, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Китель боевого офицера, по состоянию здоровья вышедшего в отставку в 1955 году в звании подполковника, украсили ордена Отечественной войны I и II степени, два ордена Красной Звезды, три ордена Красного Знамени и множество медалей. Последние годы нахождения в ВВС служил в Германии, где командовал эскадрильей связи корпуса, а также осваивал первые советские вертолёты и делился богатым опытом с молодыми пилотами. Выйдя в отставку, Павел Гаврилин вернулся в Подмосковье, откуда когда-то и отправился защищать небо. В вышеупомянутой статье «В боях за Родину» он говорит: «После увольнения в запас я был в городе Ступино в 1959 году. Города не узнать, очень изменился, стал большим современным городом, утопающим в зелени». Павел Фёдорович не раз посещал Крым, с которым были связаны наиболее драматические страницы его боевого пути. Конечно же, он пытался найти там своих спасителей, чтобы поблагодарить их, но к тому времени на месте села КараКият вырос многоэтажный посёлок Симферопольской ГРЭС. И всё же после долгих поисков в апреле 1964 года встреча с семьёй Талановых, наконец, состоялась. Оказывается, Гавриил Лазаревич и Александра Ивановна в послевоенное время обосновались в посёлке Энем под Краснодаром. Никогда не забывал Павел Гаврилин и о своей малой родине, неоднократно приезжал в Пильнинский район, где проводил уроки мужества для сельских школьников. В селе Мамешево именем героического земляка названа улица. Кроме того, Павел Фёдорович является почётным гражданином города Вольска Саратовской области, ставшего отправной точкой его фронтовой биографии. Павла Гаврилина не стало 10 апреля 1995 года, он похоронен в Москве на Хованском кладбище. Теперь почтить его память можно и посетив Пильнинский краеведческий музей, хранящий частицу подлинной истории покорителя неба с крестьянскими корнями.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото предоставлено газетой Пильнинского района «Сельская трибуна».

#газета #землянижегородская #пильна #возвращённыеимена #лётчик #музей