Posted in Спорт
05.04.2022

ВНУТРЕННИЕ БАРЬЕРЫ ВОЗВОДИМ САМИ

Лыжи — один из способов их преодолеть

У лыжников детско-юношеской спортивной школы Сосновского района сезон по плану должен закончиться в первых числах апреля, поэтому они с удвоенной силой используют последние снежные деньки для больших и маленьких рекордов. Уже несколько лет вперёд, к новым победам, их ведёт тренерпреподаватель Андрей Романов.

Программа-минимум давно выполнена

На лыжи Андрея ещё пацаном поставил отец, и как-то сразу дело пошло. Позже записался в школьную лыжную секцию. Для более полного физического развития параллельно занимался другими видами спорта, играл в хоккей. Но всё это было на любительском уровне. Тогда — в конце 1990-х — спортивная жизнь в районе носила самодеятельный характер. Времена были непростые, средств ни на что не хватало, но раза три в сезон устраивались лыжные соревнования между соседними районами, а бывало, даже на областные гонки выбираться удавалось. Всерьёз Андрей начал заниматься, когда поступил на юрфак Павловского филиала ННГУ имени Лобачевского. Своей вузовской команды там не было, но появилась возможность ездить на различные состязания, где можно было познакомиться с лучшими лыжниками области и обменяться опытом. Стал показывать неплохие результаты, на него обратили внимание. Но как получилось, что стремительно накатанная лыжня в конечном счете вывела на тренерскую стезю? — Честно сказать, быть тренером никогда не стремился, всё произошло случайно. Я и себя-то в основном сам гонял, правда, одному бегать было скучно, поэтому приобщил к лыжам младшего брата Алексея и, по сути, стал ему наставником. Однако он вырос, у него началась собственная взрослая жизнь, где занятиям не осталось места, — рассказывает Андрей. — К тому времени я окончил вуз, пришёл работать специалистом в районную администрацию. Там мне предложили попутно взять на себя и лыжную секцию в спортшколе. Это было осенью 2013 года. У меня не было уверенности в своих педагогических способностях, но решил попробовать. Потихоньку набрал ребятишек в возрасте 7-12 лет, стали заниматься, вот так и началась моя тренерская карьера. Раньше в спортивной школе не было такого направления, поэтому отсутствовала необходимая инфраструктура, не имелось никакого инвентаря. Приобрели небольшое количество лыж, однако требовалась ещё и трасса. Первое время катались вокруг футбольного поля на стадионе. Тренер поставил перед собой и учениками задачу выполнить программу-минимум: организовать достойное соперничество школьным лыжным секциям. Год от года прогрессировали. Возникла необходимость освоить более сложные технические приёмы, для чего за стадионом разобрали несколько звеньев ограждения и расширили лыжню, добавив новые элементы трассы — спуск с подъёмом и другие. Вот так почти без финансирования, можно сказать, из ничего удалось создать приличную лыжную трассу с разнообразным, весьма сложным рельефом и длиной круга три с небольшим километра. Любая педагогика, в том числе и спортивная, требует времени и большого труда для получения желаемого результата. Вместе с инфраструктурой росло и мастерство подопечных. Начали уверенно выигрывать районные соревнования, а потом пришло осознание, что пора переходить на следующий уровень. Вступили в конкурентную борьбу с командами из соседних районов, здесь постепенно тоже стали доминировать. Некоторые из ребят являются постоянными победителями чемпионатов и первенств области. Команда из Сосновского сегодня одна из лучших в регионе. В нынешнем сезоне лишний раз она доказала это целой россыпью золотых медалей, не считая серебра и бронзы. Выступали часто, где не выстрелили как команда, добились побед в личном зачёте.

Подопечные сделали выбор

Тренерская работа научила Андрея Романова многому. В первую очередь тому, как успевать выполнять несколько дел сразу. Поначалу в течение недели тренировок было немного, но всё равно трудиться в двух местах одновременно оказалось непросто. К тому же для ведения спортивной педагогической деятельности потребовалось получение второго высшего образования — профильного. В ННГУ по ускоренной программе окончил факультет физической культуры и спорта. Сейчас тренировки практически ежедневно, так что судите сами о степени занятости наставника. В районной администрации он больше не работает, но ведет дела своего отца, который занимается предпринимательством, является депутатом Сосновского поселкового Совета, поэтому загрузка полная. Если касаться собственных спортивных достижений, то продолжает выступать, хотя и не столь активно, как раньше. Недавно считал за правило лично участвовать в тех соревнованиях, на которые приводит ребят. Но потом изменил подход потому, что пока подопечные бегут, мечется вслед за ними по всей трассе с подсказками и словами поддержки и к концу гонок возникает ощущение, будто сам прошёл дистанцию, а то и не одну: в состоянии эмоционального и физического опустошения вставать на лыжи уже нет смысла. Хотя ребята всё время интересуются: Андрей Евгеньевич, а вы сегодня бежите? В нынешний сезон выступал мало, но ближе к концу включился по полной и успел выиграть несколько гонок. Даже азарт проснулся, теперь решил, что нужно будет к следующей зиме подготовиться посерьёзнее. — Андрей, вы говорите, что сейчас тренировки в секции ежедневные, но это достаточно тяжёлый труд. Неужели современные дети готовы к такому режиму в ущерб компьютерным играм и праздношатаниям, тем более, когда над ними дамокловым мечом висят школа и домашние задания? — стало интересно мне. — Удивительно, но это их личное желание. Скажу больше: летом — в период интенсивной физподготовки — мы иной раз и дважды в день встречаемся. Но это не потому, что я злодей такой, они сами делают выбор. Вот, предположим, недавно оба выходных дня участвовали в соревнованиях, после таких нагрузок в понедельник можно с чистой совестью и отдохнуть, а они мне в интернете пишут: «Андрей Евгеньевич, не хотим балбесничать, давайте тренироваться». Ну ладно, говорю, значит, будем активно отдыхать в спортзале. А тут как-то мама одной девочки рассказала: «Спрашиваю дочь, мол, чего вы все туда сломя голову несётесь, мёдом вам что ли там намазано?» А та отвечает: «Ну в секции же весело». Действительно, пусть я и требую от них строгого соблюдения дисциплины, но никогда не забываю, что передо мной дети, поэтому шутками-прибаутками стараюсь создать весёлую атмосферу. Через игру, к тому же, многое и доходит быстрее. Ну а потом, для них секция является ещё и местом общения, неким клубом по интересам. — А много ли девочек у вас занимается? — Немало. Связываю это с тем, что для пацанов в посёлке секций много — бокс, футбол, самбо, другие силовые виды. У девчонок выбор не так богат. Между прочим, для выработки грациозности движений и поддержания фигуры наш вид очень даже годится, плюс ко всему — занятия проходят на свежем воздухе, а это для здоровья полезно.

Проиграть можно только себе

Ну а что же родители? В девяноста процентах случаев родители оказывают всяческую поддержку, видя в активном занятии ребятишек лыжным спортом исключительно положительные моменты: дети оторваны от улицы со всеми её пагубными соблазнами, закаляют силу и характер, социализируются, учатся работать в коллективе. Поддержка пап и мам важна ещё и потому, что на них ложится основное бремя финансовых затрат: качественный инвентарь — одна из составляющих успеха. Безусловно, дети занимаются из семей с разным уровнем достатка, для кого-то покупка первоклассных лыж мирового уровня — слишком дорогое удовольствие. Секция по мере сил помогает, выискивает в интернете предложения по ценам ниже рыночных. Бывает, что и собственные средства вкладывать приходится. Конечно, из десятков воспитанников единицы имеют шанс на блестящую спортивную карьеру, чемпионами становятся только сильнейшие. Есть ли тогда смысл в таком вот образовании? Андрей Евгеньевич считает, что задача любого образования не только подготовить перспективного специалиста, но и сформировать достойную личность. Перед очередной гонкой каждого своего воспитанника напутствует так: «Сегодня ты можешь проиграть только себе». Да, не каждому дано обойти всех и стать лучшим, но спорт учит, в первую очередь, преодолевать внутренние барьеры, а это в жизни поважнее золотых медалей будет. Тренер судит по себе: на первом курсе учился, прямо скажем, шаляй-валяй, но потом поразмыслил — другие-то не умнее, а в отличниках ходят. Взяло за живое. Поднажал на учёбу, стали звать на научно-практические конференции, даже в аспирантуру потом пригласили. Эту жизненную стратегию, он считает, дал спорт. Когда-то на именитых лыжников смотрел снизу вверх как на небожителей, а потом убедился, что и их можно побеждать, отбросив стереотипы и полностью отдаваясь своему делу.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора и из архива Андрея Романова.

Сосновский район.

#газета #землянижегородская #сосновское #лыжи #спорт