22.02.2022

БАЛ ПРАВИТ ГЕОМЕТРИЯ

Как превратить обычное дерево в куб

Красиво прежде жили короли и императоры, с размахом. Чего только стоили сады при дворцах: аккуратные аллеи, обрамлённые шеренгой кустарников-пирамид, зелёные лабиринты, заплетённые из аккуратно подстриженных растений, деревья-горы. Говорят, что в конце XVII века Андре Ленотр спроектировал для французского короля Луи XIV сад, закладка которого требовала 2 тысяч франков. Огромные деньги по тем временам. Украшением проекта были живые изгороди-орнаменты, простиравшиеся на многие километры. Такие сады назывались регулярными или образцовыми. До наших дней в первозданном виде дошли те, что украшают французский Версаль, английский Хэмптон Корт.

Чудо из чуда

Эти сады — настоящие произведения искусства, созданные мастерами. Шедевры рождались десятилетиями: чтобы превратить живое дерево в скульптуру, архитектурную конструкцию, закрутить в спираль, требуется время. Это сейчас производство топиаров поставлено на поток. Прежде это был штучный товар. Английское слово «topiary» берёт начало от латинского «topiarius», что означает «садовник». Так называют фигурную стрижку кустов и деревьев, которая зародилась ещё до нашей эры. Кстати, прародителем топиария считают одно из семи чудес света. Многоуровневые висячие сады Семирамиды называют орнаментальными, так же как скульптурно-фигурные. Правда, до сих пор не найдено документальных подтверждений, что они действительно существовали в Вавилоне и не являются плодом чьей-то фантазии. Зато в Естественной истории автора Плиния, труд датирован 77 годом до нашей эры, упоминается Калвен, придворный императора Цезаря. Именно он, согласно источнику, первым сделал модельную стрижку дереву в Европе. Считается, что в Древний Рим искусство завезли рабы из Египта, Персии, Сирии. Настоящий бум топиаров пришёлся на эпоху Ренессанса. Тогда привычные клумбы, естественные посадки ушли в тень. Ведущие роли прибрали архитектурные сады. В XVIII веке зелёными скульптурами «заболела» и Россия. Так же резко как вспыхнула, любовь к топиарам стремительно погасла. У геометрически выверенных садов находилось немало противников. Люди возмущались видом дерева-шара, требуя обычный ясень с раскидистой кроной. А Папа Римский Александр VIII откровенно смеялся над садовым искусством. Но всё преданное забвению рано или поздно возрождается к жизни. Топиар не исключение. Он снова проходит волной по садам и паркам, правда, не такой убойной как в средневековье. А американцы придали процессу формирования зелёной скульптуры технологичности. Они предложили надевать на молодое дерево каркас из проволоки. Это шаблон будущей фигуры. Всё, что останется делать садовнику, стричь отросшие ветви согласно заданной мерке. Топиары украшают скверы и площади нашей области. Только они вовсе не являются результатом искусной работы мастера. Такие зелёные скульптуры выпущены на промышленном производстве. Из стеклопластика делается каркас по 3D-технологиям. Основа покрывается искусственной травой — никакого волшебства.

Экспресс-красота

С такой зелёной скульптурой забот никаких — купил, поставил на лужайку — любуйся. Поддерживать форму, поливать, подкармливать, ухаживать необходимости нет. Но настоящему садоводу всё же по сердцу живые скульптуры. Создать их по силам даже новичку. Главное — решиться. А там, как гласит народная мудрость, глаза боятся — руки делают. Самый простой вариант — экспресс-топиар. Для его изготовления ни дерева, ни кустарника не потребуется. Нужна проволока и вьющиеся растения. Первым делом выбираем место для будущего шедевра. Допустим, он расположится на лужайке. Снимаем слой дёрна, готовим землю под посадку декоративных культур, можно внести удобрения. Высаживаем подходящие растения, например, барвинок, хмель, плющ или обычные вьюны. Размещаем их согласно контуру выбранной фигуры. Допустим, задумали поселить на лужайке зелёный шар. Тогда растения должны встать в хоровод. Но небольшого диаметра, иначе добрая часть шара перестанет быть шаром. Затем участок тщательно выравниваем. Проплешины засеваем газонной травой. Пункт второй — изготовление каркаса. Для него как раз потребуется проволока. Из неё формируем контур будущей фигуры. Лучше всего брать металлическую бечёвку потоньше, миллиметра 3-4. С ней легче работать. Теперь гнём её согласно заранее заготовленному эскизу. Действовать на глазок в этом случае нельзя. Необходимо соблюдать чёткость и точность. Допустим, решили скрутить проволоку в шар. Идеальный вариант — подготовить шаблон. Делается он элементарно: просто начертим круг на асфальте. Затем проволоку сгибаем по трафарету. В дальнейшем будет удобнее работать, если делать не металлические круги, а полукружия. Таких заготовок запасаем побольше, от их количества будет зависеть жёсткость каркаса. И ещё на один момент необходимо обратить внимание. Полукружия делаем чуть выходя за трафарет, пусть с каждой стороны останется проволока с запасом, иначе соединять детали в шар будет проблематично. Когда необходимое количество заготовок в распоряжении, собираем каркас воедино. Полукружия скручиваем друг с другом с двух сторон. Руками сделать это непросто, плоскогубцы помогут. Следим, чтобы расстояние между деталями было примерно равное. Затем скрутку, что на вершине шара, прячем внутрь каркаса. А нижняя пусть остаётся снаружи, это ножка, которая уйдёт в землю и будет играть роль основания всей скульптуры. Каркас устанавливаем в центре растительного хоровода. На проволоке закрепляем вьющиеся побеги. Сделать это можно с помощью скрепок, ниток или, если стебли достаточно длинные, просто оборачиваем их вокруг опоры. Когда растения полностью покроют форму, листья, выбивающиеся за рамки шара, побеги необходимо состригать. Топиар готов. Если выбрали культуры многолетние, он послужит верой и правдой не один сезон.

Куст по шаблону

Классический топиар подразумевает живую основу — дерево или кустарник, и искусную руку мастера. Растение для фигурной стрижки подойдёт достаточно зрелое — экземпляры младше пяти-шести лет даже не рассматриваем. Поскольку истинных творцов топиара можно по пальцам пересчитать не только в области, но и в России, руку набивать лучше на растениях, переносящих стрижку без особых стрессов. Самый яркий представитель среди не поддающихся депрессии — можжевельник. Даже если состричь 80 процентов зелёной массы вместе со скелетными ветвями, хвойник продолжит расти как ни в чём не бывало. Среди игольчатых высокую степень стойкости демонстрируют также сосны, ели сортовые и обыкновенные, туи. Для первой стрижки подходят спирея, сирень, барбарис, боярышник, кизильник — это далеко не полный список лиственных, помогающих неопытному парикмахеру быстро исправить допущенные ошибки. В качестве первого опыта изготовления классического топиара идеально подойдёт голубая ель. Из неё довольно легко сделать шар на ножке. Дереву даём вырасти. Когда оно достигнет желаемой высоты, приступаем к работе. Нижние ветви ликвидируем под ноль, так, чтобы получился ствол как у обычного лиственного. Затем укорачиваем макушку и корректируем форму кроны в соответствии с шаром. На остальных растениях без подручных приспособлений задуманную форму выдерживать сложнее. Но можно прибегнуть к маленькой хитрости и сделать шаблон. К примеру, по сердцу кусткуб. Чертим на асфальте квадрат нужного размера. Берём проволоку толщиной миллиметров шесть. Сгибаем её по определённым меткам. Но квадрат целиком нам не потребуется, только его половина. Остаток проволоки из верхней точки направляем вниз так, чтобы получилось что-то вроде буквы «Р», только не округлой, а с острыми углами. Свободный край полуквадрата закреплять на ножке не нужно, так будет легче работать. В центр куста вставляем шаблон и согласно ему состригаем выбивающиеся ветки. Затем чуть сдвигаем трафарет и повторяем операцию. И так до тех пор, пока работа не будет полностью завершена. В результате получится куст-куб. Если растений целый ряд, можно подстричь геометрически выверенную живую изгородь. Или несколько кустов превратить в набор фигур, сделав шар, конус, пирамиду, цилиндр. Правда, чтобы воплотить идею в жизнь, придётся согнуть несколько шаблонов из проволоки. Кстати, такие трафареты, но несколько подкорректированные, подойдут и для работы с деревом. Чаще всего крону ему формируют в виде конуса или шара. Проволоку сгибаем точно так же, как в случае с шаблоном для куста, но на ножке делаем крючок. Им заготовка будет цепляться за ствол. Затем алгоритм действий такой же: закрепляем трафарет, срезаем всё, что выбивается из-под него, чуть поворачиваем и так далее. Ряд специалистов рекомендует вместо проволочного шаблона использовать временное сооружение, призванное выполнять роль каркаса. В приствольном круге на земле чертим квадрат. Ствол дерева должен стать его центром. В углы вбиваем высокие деревянные колья. Они станут направляющими при формировании четырёхгранника. Если в себе не уверены, рейки можно скрепить между собой поперечными перекладинами. Состригаем всё, что за рамками шаблона. Можно оставить крону в таком виде. Или придать ей форму эллипса, шара, скруглив углы сверху и снизу. Примерно по такому же принципу крону превращаем в конус. Только под деревом чертим не квадрат, а круг. Устанавливаем деревянные направляющие и выстригаем цилиндр. Осталось только убрать лишнее с верхушки.

Юлия БОРИСОВА.

Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.

#газета #землянижегородская #сад #палисад #ландшафт #дизайн #декор