В ГОРОДЕ «НЕСОМНЕННЫХ БЕЗДЕЛЬНИКОВ»
Над улицами не во сне, а наяву
Недавно в арзамасском центре цифрового образования детей «IT-куб» говорили о современных городских путешествиях. Встреча была важна не только для профессионалов — экскурсоводов и туроператоров, но и представителей музейного сообщества, паломнического центра. Интерес к теме проявили педагоги и студенты.
Итальянцы — в Россию
К встрече по видеосвязи подключилась уроженка Арзамаса Анна Акутина, гид по южной Италии и Сицилии. В скором времени возможен приезд итальянцев в Арзамас. Учитывая активное развитие паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров», в округе прогнозируется заметный рост туристического потока. Именно экскурсоводы помогут показать Арзамас «городом фантастических возможностей», как назвала его одна из участниц семинара. Обобщая опыт нестандартных путешествий, накопленный российскими и зарубежными коллегами, экскурсоводы могут строить уникальные маршруты. И если дореволюционный Арзамас можно весьма точно описать словами Владимира Соллогуба «Много видал я в Москве церквей, а в Арзамасе, кроме церквей, ничего не видал!», то сегодня одним только храмостроительством городские экскурсии не ограничатся.
Интерес во главе
О формах работы будущего рассказал директор единственного в России музея Русского Патриаршества Алексей Андронов. — Основой любого нашего повествования является даже не тема, а подача, — убежден историк. — Сотрудник может рассказывать о чём угодно, главное — нескучно. Алексей смело экспериментирует с разными формами донесения исторических сведений о городе всем интересующимся. К примеру, молодежи нравятся исторические квесты по Арзамасу. Это такая игра-загадка. Пока не ответишь на вопрос правильно, дальше не пройдёшь. К такой экскурсии надо готовиться заранее. Тут школьного учебника истории маловато, надо знать труды краеведов. Помогают современному гиду и технические средства. Электронные экскурсии Алексея из простых видеороликов со временем выросли в небольшие исторические фильмы — с костюмами, сюжетом, режиссурой и актёрской игрой. Камера «гуляет» по маршруту так, чтобы создавалось ощущение, будто зритель сам движется вместе с историческими персонажами. Вместо гида — закадровый голос, дающий полный эффект погружения. Начиналось всё с простеньких роликов, снятых на телефон. С ростом мастерства усложнялась и аппаратура. Да и прогулок вскоре стало мало, захотелось летать над Арзамасом, так появились воздушные съёмки с коптера. Есть фильмы про взрыв на станции Арзамас-1 в 1988 году и историческая лента про восстание Степана Разина. Не за горами и проект виртуальной реальности. Ученик или экскурсант с помощью специальных очков будет буквально участвовать в историческом процессе. Обряд первого крещения мордвы, закладка каменного храма, штурм арзамасской крепости можно будет увидеть не выходя из дома. — Но от обычных авторских пешеходных экскурсий всё равно не уйти, — поясняет Алексей Андронов. — Весь наш старинный город в определенной степени — музей. Нужно просто подать исторический материал в наиболее удобной форме. Я сторонник «здорового популизма». Пусть народу будет сначала интересно, а потом они сами будут искать любопытные сведения по истории. Такой подход видел в Питере. Вроде обычные дворы-колодцы, но нам могут показать, из какого окна Есенин пытался плюнуть в недоброжелателя, и прошлое сразу становится близким. Экскурсовод может одеться в стилизованную одежду прежних времен и даже брусчатку начать познавательно и интересно описывать. Детям надо историю показывать буквально от какого-то известного лично им дома, чтобы они зрительно понимали связь времен. Профессионал может сделать экскурсию, оттолкнувшись от абсолютно любого предмета. Например, лента на полу, означающая социальную дистанцию в 1,5 метра. Но если рассказать, сколько весит станок, её делавший, сколько на это ушло материала, использован пластик или плавленая резина, при каком натяжении она изготовлена, какой нужен клей… Примерно так ведут экскурсии в Пешелани, в гипсовой шахте.
Вот это ужас
Есть в арсенале музея экскурсия «Город несомненных бездельников», как окрестил арзамасцев Максим Горький. Вот лавка купца Бебешина, который, как слышно из фамилии, овец разводил. Рядом ресторан «Реавиль», выросший на месте немецкой кондитерской. А вот «первая школа», бывшая женская прогимназия. Тут разговор надо вести о любви помещика Полуэктова к дочери украинского сотника, украденной и увезённой им в Арзамас. Он строит для любимой дом, а она отдает его городу, для школы. История любви масштабируется на всю страну, ведь документы по арзамасской прогимназии лежали на столе у принца Ольденбургского по соседству с бумагами Царскосельского лицея. Колесо истории зацепляет Пушкина и его визит в Арзамас. От Пушкина к другому классику — Толстому и вот экскурсия уже называется «Арзамасский ужас». Тут не будет Тарантиновской чернухи, хотя реального ужаса в городе хватало. Местные купцы, например, любили развлекаться, закапывая людей живьем, потом доставая или не доставая назад из могилы. Есть даже случай такого захоронения женщины при Благовещенской церкви. А понятие «арзамасский пряник» вовсе не со сладостями связано. Это тоже купеческая «шутка» — внутри пряника особый состав, разувавший человека изнутри. После подобных «шуток» история массовой казни разинцев на Ивановских буграх уже кажется для города обычным ужасом… Говоря о писателях, нельзя не вспомнить Гайдара и Горького. Кстати, Алексей Максимович поспособствовал и развитию мирового кинематографа. Именно в дни арзамасской ссылки он общался и частенько пил «двойное вино» — самогон с местным уроженцем Борисом Морковиным. Позже молодой человек уехал в Америку, и в 1937 году именно он написал Диснею сценарий знаменитых «Трех поросят». Воодушевился он от «буревестника революции» в обычном доме на старинной арзамасской улочке. Рассказывая об арзамасских храмах, Алексей Андронов напоминает о трудном и неоднозначном пути духовенства. Например, Рождественскую церковь когда-то помогал разрушать местный священник Михаил Рубинский. Впрочем, это не помогло ему уклониться от поездки «по этапу». — Очень важно вызвать у человека личные переживания, — продолжает Алексей. — Иногда я использую такой приём — выбираю самого незаинтересованного экскурсанта и обращаюсь лично к нему: «Ты родился в прекрасном заповедном нижегородском сельце. Тебе не суждено было запомнить родную мать, но ты запомнил мачеху, которая однажды положила тебя в печь, заложила дровами и подожгла. Но ты спасся…» Историю о патриархе Никоне люди сразу начинают воспринимать острее. Кстати, самая главная похвала для любого экскурсовода, о которой по секрету поделился Алексей, это услышать, как гости тихонько делятся между собой: «Вот если б нам в школе так преподавали историю».
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
г. Арзамас.
#газета #землянижегородская #арзамас #IT-куб #экскурсоводы #туроператоры