Кузня при клубе
Инструмент сам должен выковать
– Посмотрите, какой у нас зрительный зал, – директор Туманинского ДК Софья Васильевна Комлева просто сияет, показывая кованые розы, украшающие сцену, большие металлические панно на стенах… – Нигде, без сомнения, такого больше нет. Это все Сергей Иванович сделал с ребятами. Недавно мы юбилей клуба отмечали, так все гости дивились на такое убранство.
Сергей Иванович родился в Лукояновском районе, в поселке имени Степана Разина. А недалеко была деревня Буцкая. Там прадед жил. Маслобойня у него своя имелась и кузня. Равного ему мастера, говорили, во всей округе не было. Вот в кого, видно, Сергей Иванович уродился. Сестры, братья (из семьи он многодетной) – вся родня дивится, ведь никто больше кузнечным делом не интересуется. А открылся этот талант неожиданно.
– Я ведь даже молотобойцем ни у кого не был, – вспоминает мастер. – В нашей Шахунской сельхозхимии в ученики к кузнецу меня хотели поставить. А тому неохота меня учить, рассчитывался он с работы. Вот и говорит: “Давай я тебе свой инструмент продам и работай”. Пошел к директору, надо, мол, 67 рублей за инструмент. А тот мне и говорит: “Каждый кузнец сам себе инструмент должен отковать. Тогда он и кузнец». И такое у меня самолюбие взыграло. Пошел и отковал себе сначала клещи. Я же учился на слесаря, мы технологию металла проходили.
Так и пошло. Вот уже 25 лет, как Сергей Иванович кузнец. И 6летнего внучонка к этому делу приучает. Роману всего 5 лет было, когда кочережку первую отковал.
Разбили копилку –
и в ФОК
Около Туманинского ДК указатель: молот и наковальня. Тут же стрелка, чтоб было видно, как к кузнице пройти.
Этот пристрой когдато был котельной, а сейчас здесь Сергей Иванович с ребятишками занимается – кузнечному промыслу обучает. Одни ученики уже школу закончили, другим до этого еще далеко.
В небольшой бытовке красота, как в сказке. Зеркало железными розами украшено, вешалка кованая – не беспокойтесь за свои куртки и пальто, их драконы стерегут. Немало и других диковинок.
Евгению Заботину уж очень розы делать нравится. Третий год к дяде Сереже в кузницу ходит. Многое знает, а многому еще научиться предстоит. Если б мы вечерком приехали, других бы ребят застали.
– Это им в жизни пригодится, – улыбается Сергей Иванович. – Да и другим важным вещам они здесь учатся. У нас ведь коллектив. Если парень в кузню мимо магазина идет и мороженого ему хочется, то не одно покупает, а на всех. Опять же ковали мальчишки розы – денег заработали. Не на сладости потратили, а посоветовались и пилуболгарку купили. Для работы.
А когда открылся в Шахунье ФОК, разбили молодые кузнецы копилку и все вместе его посетили. Тото было восторгов.
«Морзянка» пригодилась
– Так, так. Работай молотом, чтоб музыка была, – поучает Сергей Иванович Женю. А нам объясняет: – Надо не просто как дятел стучать, а четко, лишних ударов не делать. Тогда железо, как колокол церковный, станет звучать, тогда пойдет музыка. Иногда по напеву определяю, чтоб у какихто деталей (стебель, скажем, или листья) одинаковая длина была. Тататата, тататата: мелодия одна – и длина одна.
Еще азбука Морзе для этих целей Сергею Ивановичу служит – в армии радистом был. Морзянку знает, известную у радистов фразу “Дай, дай закурить” тут же молотом выстучал. С азбукой такая же арифметика: одна фраза – одна длина.
Изделия все у мастера эксклюзивные. Кует не по эскизам, рисовать вообще не умеет.
– Както вот чувствую… – чешет Сергей Иванович затылок.
Он мастервиртуоз. Не каждый может за три нагрева птицу выковать. Раз нагрел – туловище сковал, два – крылышки, три – голову и все прочее. Что же тут сложного, скажете вы? Может, и ничего, только железо между горном и наковальней с поразительной скоростью мелькает.
Горн у Сергея Ивановича механический, самодельный, горячий воздух из него в трубу вылетает. Не в переносном смысле, а в буквальном. По трубе в помещение подается, мастерскую отапливает. Рядом еще чудопечка самодельная. Так что зимой молодым кузнецам и их наставнику не холодно.
Летом, когда у ребятишек каникулы, отправляется дядя Сережа в город Суздаль. Там есть “Город мастеров”, такой же, как у нас в Городце, где у Сергея Павлова своя мастерская. Там его лучшие произведения выставлены: дерево двухметровое с плодами и листочками, богатырское обмундирование – шлем, кольчуга и все, что положено. А на входе Бабаяга.
– Только она спиной стоит. Люди идут, им интересно на ее физиономию посмотреть, невольно ко мне заходят. Секрет такой.
А от учеников у мастера секретов нет. Спрашиваю Женю Заботина:
– Многому ты у Сергея Ивановича научился. Что еще узнать хочешь?
– Все, – просто отвечает Женя.
А раз так, не переведется кузнечный промысел.
Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Шахунский район.